Если кураторов сжигают, значит кому-то это нужно: Как в EdTech устроить текучку кадров в погоне за новыми учениками

Эволюция EdTech
Эволюция EdTech

Многие EdTech-компании любят ностальгически вспоминать период 20-21 года. Конкуренция была осознанная и креативная, лид не выходил за рамки 100–300 рублей. Группы хорошо комплектовались. Не нужно было заморачиваться с теми, кто уходил: новые студенты стоят копейки.

Казалось, так должно было быть всегда….но нет…

Привет! Меня зовут Евгений, co-founder и CEO livedigital – видеосвязи, которая решает проблемы отечественного EdTech. Мы много работаем с разными образовательными проектами, в наших кейсах 2 онлайн-школы, входящие в ТОП-5 по РФ, которым мы снизили финансовую нагрузку на обучение на 60% (об этом расскажу чуть позже).

На основе опыта работы с EdTech, родилась идея поделиться одной из проблем, которая встречалась нами довольно часто.

1. Фантастические кураторы и где они обитают

Если кураторов сжигают, значит кому-то это нужно: Как в EdTech устроить текучку кадров в погоне за новыми учениками

Для начала давайте определимся, о ком конкретно пойдет речь в этой статье.

Как правило, моих героев называют кураторы. Но именно в вашей компании они могут зваться по-другому.

Вот, что они делают:

  • контролируют студентов (кто куда вошел, пришла ли нужна ссылка)
  • берут видеозаписи уроков, выкладывают на платформу или сторонний сервис, подписывают, оформляют, ставят плашки ещё могут отдавать на монтаж или делать самостоятельно
  • общаются с учениками, проверяют: все ли у всех ок.
  • следят за наполняемостью групп, в идеале сигнализируют смежным отделам, если что-то идет не так
  • контролируют процессы оплат: будет ли Петя Соколов заниматься английским в августе? А немецким?
  • и еще 1000 и 1 “небольшое” поручение

Какие-то из этих задач могут коснуться других отделов. Например, технические специалисты вполне могут отвечать за видеозаписи курсов, также как продавцы и учителя могут следить за наполняемостью своих групп. Кажется, что все работает надежно как швейцарские часы…

Но! Этой статьи не было бы, если бы не существовал мощный подводный камень.
А он есть...

Когда цена лида становится дорогой, а конкурентные преимущества дублируются, необходимо подумать об удержании постоянных клиентов и продлении их LTV. И вот тут приходит идея: а кто должен быть ответственным за эти показатели?

КОНЕЧНО ЖЕ, КУРАТОРЫ.

Далее расскажу на примерах реальных компаний. И, хотя в первой ситуации кризис удалось преодолеть, во второй мы оказались бессильны..

Ситуация 1: Мы их не трогали, они сами ушли: как “добить” работника в начале учебного сезона

Если кураторов сжигают, значит кому-то это нужно: Как в EdTech устроить текучку кадров в погоне за новыми учениками

К нам на аудит (да, мы проводим полный разбор вашей ситуации по онлайн-обучению) обратилась компания, про которую можно сказать, что она не просто еще одна онлайн-школа, но реальный лидер своей ниши.

Итак, дано: продают курсы для детей с ограниченными возможностями. Система отлажена: на рынке уже более 7 лет. Рост стабильный, все было хорошо, но в последние 2 года происходит что-то непонятное. Дети стали приходить с удвоенной силой: то ли маркетинг виноват, то ли сарафанное радио наконец дало свои плоды.

Произошло это совершенно непредсказуемо. Не было такого, что увеличили бюджет на привлечение x10, и “пошло-поехало”.

Неожиданно оказалось, что с увеличением учеников отдел кураторов не справляется совершенно. При стандартной загрузке 1 куратор легко справлялся с 1-2 классами, но когда под “крылом” оказалось 4 класса + 2 подгруппы, сотрудник растерялся.

На 4й месяц учебного года стал происходить регулярный отток постоянных учеников, а при стабильно-высокой цене лида, маркетинг уже был не в силах "нагнать" нужное количество новеньких. При желаемом x3 в году, школа получила провал в прибыли.

“Сколько можно ждать, когда уроки появятся на платформе??!”

“В чат в ватсап куратору писала и вчера и сегодня уже с утра, привычная ТИШИНА!”
"Куратор в ватсапе не читает и не отвечает на сообщения! Ваша организация, вообще, еще продолжает работать?"
- это только малая доля сообщений, которые получила компания в сентябре

Как итог: остались самые стойкие. Все, как в плохом романе: слёзы сотрудников, жалобы на объем работы, быстрые уходы с отработкой в 1 неделю.

Собственник схватился за голову и обратился к нам. Мы же, в свою очередь провели полный аудит системы обучения и корпоративного онбординга. Общались не только с “главной головой”, но и с руководителем отдела кураторов (тет-а-тет, конечно же).

Выявили следующее:

  • Сотрудники тормозятся на моменте загрузки видео на youtube (то скорость плохая, то оборвется что-то, то просто занимает много времени)
  • Видео рендерится долго, переключиться с экрана невозможно, а значит приходится сидеть и ждать, а потом с горячей головой “бежать” на другие задачи
  • Ученикам не нравилось, что приходилось с платформы переходить в другой видео-канал, чтобы посмотреть пропущенные видеоуроки

Решения, которые спасли ситуацию

Шаг 1: Интегрировали livedigital в рамках iFrame. Теперь не нужно переходить из одного окна в другой. Ученики довольны, учителя не путаются, кураторы выдохнули.

Шаг 2: Разобрались с ручной статистикой - автоматизировали. Раньше куратор собирал все вручную, заполнял таблицы, проверял данные и настраивал формулы. Теперь всё участие сотрудника сводится к двойному щелчку мыши и просмотру готового документа.

Вот, кстати, пример аналитики "живого" урока. Теперь не нужно смотреть, кто активен/кто нет, следить за ходом процесса. Все данные собираются автоматически
Вот, кстати, пример аналитики "живого" урока. Теперь не нужно смотреть, кто активен/кто нет, следить за ходом процесса. Все данные собираются автоматически

Шаг 3: Все записи сохраняются сами и доступны по ссылке, ничего не нужно перезаливать, достаточно опубликовать видео (1 клик) и выложить в общий доступ.

Что сейчас: Продолжаем наблюдать за ситуацией, в данный момент всё немного стабилизировалось, удалось избежать второй волны текучки кадров. Дорабатываем функционал под потребности кураторов. Время на дополнительные идеи у них появилось.

Ситуация 2: Мы все для вас сделали: как новые инструменты привели к сопротивлению и восстанию

Если кураторов сжигают, значит кому-то это нужно: Как в EdTech устроить текучку кадров в погоне за новыми учениками

Вторая ситуация, к сожалению, завершилась менее радужно..

С чем пришли: Онлайн-школа английского языка. Старт был в 2016 и до 2022г. использовали свою старую платформу. Да, выглядело это немного “пыльненько”, но работало, а, как известно “работает – не трогай”.

Но новый директор по развитию решил иначе и запилил проект со старыми курсами, но на новой платформе. Нашли подрядчиков – все пожелания были учтены. Было принято решение: платформа “как бы подарок” к новому году всем учащимся.

Эффект сюрприза был достигнут: яркие картинки, все быстро кликается, качество видео повысилось, всё супер. Не будем говорить о бюджетах, в контексте ситуации это не главное, однако замечу, что удовольствие было недешевое и теперь школа добавляет графу платежей для разработчиков, которые поддерживают стабильность…

Но вернемся к кураторам.

Новый сервис разрабатывали около 8 месяцев и, запустив в PROD, совершенно забыли о рядовых сотрудниках. В идее казалось: инструмент рабочий, понятный, зачем дополнительно обучать. Все же интуитивно будет освоено.

На деле оказалось интереснее: кураторы и методисты высказали своё “фи” и стали затягивать выполнение рутинных задач: загрузку старых видео, тестов, домашних заданий, аватаров учеников.

Методом кнута и пряника руководство старалось приучить сотрудников к новому инструменту, однако терпело неудачу, ведь рутинные задачи никуда не делись, а выполнение дополнительного функционала требовало дополнительного финансирования. А откуда его взять, когда весь дополнительный бюджет уходил на новых разработчиков? Разобрав ситуацию, мы поняли, что в данный момент руководство выгорело точно так же как и сотрудники, а потому прямо сейчас внедрять что-то новое уже бессмысленно и необходимо вернуться к истокам.

Что в итоге: Поборолись 4 месяца, вернулись к старым инструментам. Удалось сохранить часть команды, которые обрадовались “откату”, однако теперь дорогой, красивый (и всего скорее эффективный, но мы этого никогда не узнаем) инструмент мало используется...Теоретически, к нему когда-нибудь вернуться. Но когда? На учениках возврат к старым инструментам не сказался.

РЕЗЮМЕ

Вот список гипотез и тезисов, которые я посоветовал бы держать в голове:

  • EdTech в России – это не только про красивую картинку и яркую рекламу, но и про удобство команды. Темп работы высокий нагрузки бешеные, конкуренция растет, а потому особенно важно проявлять заботу и слушать команду.
  • Не нужно гнаться за “новыми инструментами, которые будут только наши”, если вы и команда не информированы на 100%
  • Загрузка рядовых сотрудников на 110% ВСЕГДА обернется текучкой кадров, а мы все уже поняли, что сейчас рынок работника, потому ценных сотрудников найти не просто
  • Цена лида за новых учеников будет расти, а поэтому особенно важно работать над сохранением существующих групп.

А, если вы хотите обсудить ситуацию с которой вы столкнулись в вашей компании, если не понимаете:

  • какую точку роста можно добавить на карту
  • какие рутинные задачи автоматизировать
  • как разгрузить команду
  • как организовать корпоративное обучение

Будем рады помочь! 2 раза в неделю мы проводим бесплатный индивидуальный разбор для компаний, чтобы на примере реально-выполненных кейсов в топовых EdTech компаниях продемонстрировать решение самых сложных задач.

Кстати, нам это тоже необходимо, поскольку именно решая задачи конкретного бизнеса мы видим и собственную перспективу развития.

_____________________

Коллеги, делитесь в комментариях, какие нелепые решения руководства “выжигали” работников?

33
12 комментариев

У меня была похожая ситуация, только я была по ту сторону баррикад.
Компания росла, но почему-то никто не хотел расширять отделы, в результате нас всех также как у вас в примере "выжгли", а потом удивлялсь " а чего это мы все разбежались", даже крысами называли :D

Ответить

Татьяна, очень грустно такое слышать, надеюсь сейчас вы полны сил?:) Компания как справилась с оттоком людей?

Ответить

Оооо! Поддержите мой стакан 😂😂😂 у нас была такая ситуация, когда сотрудник увольнялся, а нового не искали: вы же молодцы, вы же справитесь 😂 ага… за месяц вся команда ушла

Ответить

А кто остался работать?

Ответить

как прочитала, аж до дрожи.

Был у меня такой руководитель который выносил мозг неделю с зумами по 8 часов каждый день.

Мало того что обосрали как голуби, так еще и решение не дали.
И в добавок не заплатили ЗП до конца.

Бежала с работы сверкая пятками. Но рада что больше там работать не буду)

Ответить

Звучит как хоррор-рассказ. Хорошо, что для вас все закончилось оптимистично! Надеюсь сейчас ваше место работы вам любо?

Ответить

Боюсь показатся душным. Но я такой видимо руководитель. Вводили новые инструменты, а штат был 45+. Ни в какую не захотели, что то делать автоматически, все по привычке "вручную". Попращались-набрали новых. Не вижу проблемы. Не нужно держаться за команду как за соломинку.

Ответить