Спрос на IT-специалистов в цифровом банке за три месяца вырос на 50%

Начальник управления развития цифровых платформ МТС Банка Юрий Анищенко рассказал, зачем банки ушли в цифру, какие IT-специалисты сейчас востребованы, смог ли сотрудник театра стать тестировщиком в банке.

Юрий Анищенко, начальник управления развития цифровых платформ МТС Банка
Юрий Анищенко, начальник управления развития цифровых платформ МТС Банка

Неожиданно нагрянувшая пандемия короновируса показала, насколько важно бизнесу развивать цифровые каналы обслуживания. Компании, которые и раньше инвестировали в цифру, пострадали меньше, они смогли оперативно переформатировать бизнес под новые реалии.

В банковском секторе наименее пострадавшими оказались цифровые банки – кто начал уходить в онлайн еще задолго до пандемии. Переход от классического банка к цифровому – процесс трудоемкий, требующий много времени и усилий всей команды.

Отличия цифрового и классического банков

Банк может называть себя цифровым или стремящимся таковым стать, если соблюдает пять фундаментальных условий:

  1. Главный актив цифрового банка – данные. Цифровой банк строит свою деятельность не по классической схеме – вокруг имеющихся в его распоряжении финансовых ресурсов и, решая вопрос «кому бы дать взаймы эти деньги», а вокруг цифрового ядра данных – упорядоченного корпоративного хранилища очищенных и постоянно обновляемых массивов Big Data о своих текущих и потенциальных клиентах, совершаемых ими операциях и т.д.
  2. Цифровой формат общения с клиентом. Новые каналы – чаты, мессенджеры, социальные сети активнее вытесняют традиционный телефонный звонок. Банк должен знать предпочтения своих клиентов и оперативно подстраиваться под рост или спад интереса к средам общения.
  3. Рост числа «виртуальных» точек доступа для оказания услуг клиентам. Традиционные отделения еще не списаны со счетов и не ушли в историю. Многие клиенты всё ещё предпочитают визит в офис банка дистанционным каналам обслуживания (ДБО), а для ряда операций физический визит в офис банка все еще необходим. Однако для цифрового банка приоритетом при оказании услуг должны быть цифровые каналы – не только используемые веб и мобильные клиенты ДБО, но и пока экзотические. Например, чат-бот, оформляющий перевыпуск пластиковых карт в мессенджере, или кофе-машина с технологией Internet of Things (интернет вещей), которая умеет оформлять заказ – пополнить запас зерен в моменте наиболее выгодного кэшбэка по привязанной к ней карте.

  4. Прогностическое обслуживание. Моделирование на основе данных Big Data, которые собирает банк, позволяет не ждать, когда человек обратится за услугой, а предлагать ее с опережением. В идеале это должно происходить в моменте возникновения потребности или даже до него. Классический пример eCommerce − таргетированная реклама товаров для новорожденных, которую родители получают буквально в день родов.
  5. Цифровое управление. Банк нельзя назвать цифровым, если он привлекает к разработке продуктов и процессов только выделенные подразделения специалистов по цифровым технологиям. Только когда каждый сотрудник банка становится экспертом в области использования цифровых технологий для эффективного решения стоящих перед ним повседневных задач, «диджитализация» банка приняла необходимые обороты.

Трансформации корпоративной культуры

Конечно, в авангарде цифровой трансформации неизбежно оказываются IT-специалисты – самый смелый стратегический план останется нереализованным, пока кто-то не воплотит его в жизнь своими руками. Переход на удаленный формат работы в связи с пандемией привел к тому, что и без того высокий спрос на рынке труда на IT-специалистов только возрос, в то время как их количество не прибавилось. Это привело к снижению числа «свободных» кандидатов.

МТС Банк запустил цифровую трансформацию еще в 2016 году. На первом этапе были созданы совместные продуктовые команды от бизнеса и IT. За два года было сформировано 25 Agile команд. В прошлом году мы вышли на новый уровень. МТС Банк – основа финтеха экосистемы МТС, поэтому мы создали продуктовые команды между банком и оператором и вывели их в отдельные продуктовые стримы. Финтех МТС задает новую планку по скорости разработки и выводу продукта на рынок, удобству клиентского пути. Мы абсолютно уверенны, что необходимо быть цифровым банком в первую очередь для внутреннего клиента − сотрудников, для того чтобы создавать классные цифровые продукты во вне. Трансформация корпоративной культуры важна, как воздух, поэтому надо начинать с себя.

На сегодняшний день у нас в подборе более 160 IT-вакансий разного уровня, что примерно на 50% больше, чем три месяца назад. Сам цикл подбора персонала сократился – за счет режима удаленки встречу провести проще и быстрее. К тому же на рынке стал выражен тренд по найму полностью удаленных сотрудников из других регионов, что расширяет круг кандидатов.

В МТС Банке можно выделить не менее трех приоритетных блоков, на которых, как на трёх слонах, строится светлое цифровое будущее:

  • Финтех-экосистема − единый постоянно растущий комплекс взаимосвязанных финансовых сервисов, которые мы разрабатываем вместе с МТС. Ключевое слово – «взаимосвязанных». Экосистема удовлетворяет не точечные запросы клиентов, а действует по принципу «все включено», идентифицируя и находя решения для потребностей из смежных областей. Например, клиент банка, который решил попробовать себя в малом бизнесе и открыть на Чукотке ферму по выращиванию страусов, обращается в банк за кредитом, а получает в итоге полный спектр услуг, от регистрации компании до лизинга дизельных генераторов и помощи таможенного брокера в выводе мяса на рынки Юго-Восточной Азии.

  • ДБО нового поколения – мобильное приложение и веб-интерфейс к услугам ДБО уже давно входят в состав минимального набора сервисов, предлагаемым клиенту банка, но мы хотим переосмыслить те услуги, которые будут доступны клиенту как непосредственно в приложении, так и через интеграцию со сторонними службами.

  • Новые формы кредитования – мы готовим каналы для мгновенного получения кредитов без визита в отделение банка, эффективного управления своими кредитными остатками, а также «бесшовного» встраивания кредитных операций в повседневную активность клиентов.

Это только те направления, внутри которых конкретные проекты постоянно появляются, оцениваются и зачастую переходят в стадию технической реализации. При такой бурной деятельности мы испытываем постоянную потребность в притоке новых кадров, в первую очередь – IT специалистов.

Какие специалисты наиболее востребованы в МТС Банке

В реальности в каждый процесс вовлечены работники десятков различных специализаций, но, если рискнуть упростить картину мира, можно выделить четыре основные группы специалистов, которые необходимы цифровому банку.

Аналитики – стоят у истоков любого проекта. Каждая задача начинается с анализа, поиска оптимальной архитектуры и составления детального задания для разработчиков. Аналитик не только разбирает задачу «по винтикам» и формулирует критерии для последующего этапа тестирования, но выступает своего рода посредником между различными командами, когда для реализации задачи требуются их совместные усилия. Учитывая, что в банке трудится множество разных команд, можно представить, насколько востребованы такие специалисты.

Разработчики. Сегодня используется достаточно широкий набор платформ и технологий – от PHP и Java для поддержки унаследованных решений, до Python, JavaScript (React|Angular) и Golang. Последний – особый любимец благодаря его лаконичности, выразительности и мощности.

Тестировщики – щит, который спасает конечного потребителя продукта. Никто не пишет идеальный код без ошибок – ставшие легендой слова Билла Гейтса о «4 строках кода» не потеряли актуальности и сегодня. Но клиенты банка не узнают об этом благодаря именно тестировщикам.

И, наконец, специалисты devops, находящиеся между разработчиками (dev-) и эксплуатационной поддержкой (-ops, или как их принято называть в России, администраторами). Это те люди, которые бережно перенимают из рук разработчиков созданные ими программные решения, переносят их в производственную среду и следят, чтобы они в ней прижились.

Может сложиться впечатление, что для достижения амбициозных целей мы принимаем в свои ряды только топовых специалистов с многолетним стажем, но это не совсем так. Наша практика показывает, что намного более эффективен подход, при котором на каждого senior’а или тимлида приходится до дюжины молодых специалистов, которых мы берем на работу с минимальным или даже нулевым опытом, обучая и поднимая их уровень непосредственно в рабочем процессе. Для этого в банке запущена программа стажировки, в ходе которой стажер изучает свою предметную область не на абстрактных примерах, которыми грешит подавляющее большинство доступных онлайн курсов обучения, не говоря уже об учебной литературе, а на совершенно реальных задачах, с которыми он будет сталкиваться в будущем. Кроме того, по мере роста навыков у него появится возможность выбрать более узкую специализацию внутри выбранной профессии. Например, начинающий тестировщик изначально знакомиться с методологией функционального тестирования, но в дальнейшем может развиваться в сторону управления релизами или разработки автоматических тестов.

Кстати, сам термин «молодой специалист» достаточно условен. Хотя к нам на стажировку чаще приходят вчерашние выпускники, но есть примеры и людей более старшего поколения. Так, в мою собственную команду несколько лет назад пришел мужчина 40+, который захотел переквалифицироваться в тестировщика. При этом до этого он работал… в театре! Никаких проблем – не прошло и двух лет, как он стал ведущим специалистом в области автоматического тестирования и пользуется авторитетом и уважением всей команды.

44
5 комментариев

Цель статьи понятна: Привлечь новые кадры в МТС Банк. Статья наполнена стандартными лозунгами - как тут всё digital и круто.
Но есть некоторые моменты, про которые почему-то забыли упомянуть.
Хочу, что бы у читателей была возможность получить более полную картинку, прежде чем бежать отправлять CV
В статье забыли упомянуть про то, что МТС Банк задним числом в апреле заставил всех своих сотрудников подписать бумаги о сокращении рабочего времени (читай зарплаты) на 20% до конца года.
Забыли упомянуть про отмену квартальных премий в этом году.
Или подписывай или увольняйся!

Никакие проекты не стали исключением.
Сокращение затронуло как сотрудников отделений, так и сотрудников головного офиса. Сотрудники ИТ тоже не стали исключением. Аналитики, Разработчики, Тестировщики, Devops, продакты и менеджеры - все попали под новые требования. 
Все лозунги про цифровое будущее разбиваются о реальность этой организации.
Вы здесь будете РЕСУРСОМ который будут УТИЛИЗИРОВАТЬ эффективные менеджеры. В обмен вы получите устаревшие походы к управлению проектами, полную непрозрачность принятия решений и отношение к вам как к расходному материалу.

МТС одна из немногих компаний, которая практически не пострадала от covid, но при этом решительно воспользовалась ситуацией, что бы прогнуть сотрудников когда это стало возможным.

Добро пожаловать! :)

2
Ответить

Да. Вы очень корректно и далеко не всё описали. )
Ушло огромное количество квалифицированных кадров - это факт.
Зато "блатные" неграмотные и неквалифицированные кадры остались - и это тоже факт.
Что посеешь то и пожнёшь)

Ответить

ну это как среди фрилансеров. Спрос вырос в 2 раза - все бегом на говеные курсы по программированию!!!! Но никто не сказал, что предложение вросло в 3-7 раз.

1
Ответить

Вот прям вижу как твой начальник сидит и выбирает, кого уволить? тебя или твоего коллегу))) В этом случае сократить рабочее время вам обоим не самая худшая идея! Нас почти всем штатом попросили по собственному! Многие в России и в мире остались без работы! А ты ноешь?! Добро пожаловать в постковидную реальность!

Ответить

Время сократили "на бумаге", а по факту требовали работать ещё больше за меньшие деньги) Много чего там было...)

Ответить