Время перемен: куда несется поезд рынка труда

Пауза из-за пандемии повлияла как на подбор персонала, так и на процесс поиска работы. Многие находятся в недоумении и не понимают к каким последствиям быть готовым.

Команда Финансовой Академии Актив опросила HR-специалистов, карьерных коучей и бизнес-тренеров о влиянии пандемии на рынок труда, об изменениях, которые следует ожидать, а также предложила 3 участка работы, на которые стоит обратить особое внимание HR-менеджерам, чтобы все так же приносить пользу компании и сохранить персонал в ресурсном состоянии после выхода на работу.

Как пандемия повлияла на рынок труда

Катерина Вольская

Основатель и СЕО HR-компании UniSkill

Под удар попали многие сферы бизнеса, к сожалению. Мы все оказались в тех реалиях, которых не планировали и не могли предвидеть. По крайней мере, мы точно не ожидали таких масштабов. Однако, есть и те сферы бизнеса, которые смогли продолжить работу в обновленном формате — остались целыми и, даже, продолжили развитие. К этим сферам относится: Food retail, сервисы доставки, товары первой необходимости, которые смогли переформатироваться, аптеки, банки и те компании, у которых остался рынок сбыта. На рынок труда это оказало значительное влияние, но не сразу. В первые 2-3 недели никто не торопился публиковать вакансии о поиске сотрудников и резюме о поиске работы - ни работодатели, ни соискатели. Обе стороны как-будто заняли позицию ожидания в условиях страха и не понимания дальнейших событий. А вот уже к середине апреля рынок соискателей начал “просыпаться”, мы в UniSkill увидели отклики на вакансии и вопросы соискателей касательно планов наших клиентов о возобновлении поиска сотрудников. Постепенно ситуация возвращается на круги своя, однако компании, которые только начинают выход из карантина, по прежнему нацелены на оптимизацию человеческих ресурсов, а не на расширение штата. Мы не наблюдаем снижение заработных плат у наших клиентов и партнеров. Ситуация значительно лучше, чем в прошлые кризисы. Все 100% наших партнеров делают максимум из того, что могут для сохранения своих сотрудников и поддержания заработных плат на уровне, который обеспечивает привычный уровень жизни. Конечно, у каждого есть свои трудности и проблемы, но люди заботятся друг о друге и делают максимум из того, что возможно в текущих реалиях. Что бы компании не говорили о своем бренде работодателя — 2020 год показал истинное лицо каждого. Никакая реклама и супер слоганы не сделают компанию популярной для соискателей, если станет известно о нечеловеческом отношении, обманах и манипуляциях в период пандемии. Это и есть самое важное в бренде работодателя - прохождение кризисных периодов.

Наталья Витковская

Карьерный коуч, психолог, бизнес-тренер и HRD


Однозначно рынок сократился и обострился. Меньше всего это коснулось компаний, находящихся в государственном реестре «стратегических». А именно: медицинские, узкоспециализированные продуктовые, энергетические, компании, связанные с нефтепродуктами.

Татьяна Волошина

HRBP холдинга TECHIIA. 8 лет опыта в HR, в крупных и растущих компаниях. 4 года в карьерном консультировании и помощи людям в карьерных вопросах

Компаниям стало сложнее прогнозировать будущее, это затронуло найм. Часть компаний на рынке заморозили найм, часть стали осторожнее в запуске новых вакансий.

Из-за сокращений, увеличилось количество откликов на вакансию, а значит рынок кандидата постепенно становится рынком работодателя.

В первую неделю карантина, большинство вакансий было приостановлено. Это породило волнения как среди кандидатов, так и среди работодателей. Уже на второй и третьей неделе карантина вакансии начали понемногу появляться.

Мария Консманова

Основатель кадрового агентства HR-Prof. Дипломированный карьерный консультант. Автор и организатор собственных проектов


Текущую ситуацию называют «черным лебедем» — неизвестным фактором, которого никто не ожидал. Действительно, мало кто ждал таких масштабов и последствий вируса.

Карантин и изоляция повлияли на бизнес и рынок труда во всем мире.

В том числе и в России. По данным аналитических агентств более 10% всего бизнеса сократили своих сотрудников. Многие компании сокращают расходы на выплаты заработных плат.

Больше всего пострадал малый и средний бизнес, а также отрасли сферы услуг: туризм, ивент, ресторанный и гостиничный бизнес, индустрия красоты.

Многим бизнесам пришлось перестроиться на удаленную работу. Это оказалось не под силу всем компаниям. Перевод сотрудников на удаленную работу затрагивает вопросы трудового права, технологий и информационной безопасности и требует немалых финансовых затрат.

Тем не менее, есть компании и отрасли, которые не только наняли, но и увеличили штат за время изоляции.

Новые сотрудники потребовались в розничной торговле, медицине, фармацевтике, курьерских службах и крупных компаниях телекома.

Не смотря на то, что с начала года количество вакансий снизилось, сейчас можно найти вакансии любого уровня и почти в любой сфере.

А вот активность соискателей снизилась заметнее. Многие напуганы сегодняшней неопределенностью и пережидают.

Но некоторые наоборот использовали перерыв с пользой: прокачали старые навыки, научились новому, нашли подработку или полноценную работу на удаленке.

Светлана Катаева

Управляющий партнер кадровой компании AVRIO Group Consulting, бизнес-тренер по направлению «Технологии эффективного рекрутмента», эксперт по развитию карьеры

Пока сложно давать конкретные прогнозы, так как сейчас мы находимся в самом начале ландшафтных изменений на рынке труда. Но можно отметить, что мы видим сейчас: многие работодатели в этот кризис (и это отличие от прошлых кризисов) стараются сохранить персонал. Проработав по 2 месяца на удаленке, некоторые компании всерьез задумались о редизайне офисных рабочих мест и внедрении политики hot desks. Рынок труда не стал в одночасье рынком работодателя, но есть заметное движение в эту сторону. Рынок IT и направление Digital marketing по-прежнему остаются «кандидатскими».

Как HR-менеджеру действовать во времена изменений

Наступила горячая пора для HR-менеджеров. Ведь на их плечи, кроме прочего, ложатся еще и заботы об адаптации сотрудников к новым условиям. Чтобы эта работа была более простой и продуктивной, им понадобится уделить внимание нескольким важным моментам.

Оценка состояния сотрудников

Возвращение на работу после перерыва на некоторое время выбивает персонал из колеи, а висящая на фоне угроза не добавляет спокойствия. Новые правила и процедуры на рабочих местах могут вселять дополнительное беспокойство. В этот период HR-менеджеру придется заняться оценкой состояния сотрудников, выяснить их потребности и ожидания от компании и попытаться удовлетворить их. Это можно сделать с помощью нескольких опросов. Узнайте, как они себя чувствуют. Чувствуют ли они себя в безопасности? Каковы их главные страхи после возвращения? Это позволит вам собрать и решить как можно больше проблем.

Если сотрудники не чувствуют себя в безопасности на рабочем месте, это может пагубно повлиять на производительность, вовлеченность и моральный дух.

Кроме того, многие сотрудники привыкли к психологической и физической безопасности удаленной работы, а возвращение в офис может вызвать страх и беспокойство. Они могут задавать вопросы себе или говорить друг с другом о своих проблемах. Будет ли доступно дезинфицирующее средство для рук? Будут ли необходимы маски в общественных местах на работе? Так ли безопасно работать в одном помещении с коллегами?

В этих и других вопросах будут подсказки к решению проблем. Достаточно их периодически выслушивать. Кроме того, если компания отменила приказ о закрытии или структурных изменениях, позаботьтесь о том, чтобы донести подобную информацию о статусе и планах компании до персонала.

Повышение квалификации и переподготовка сотрудников

Время перемен только наступает и компании, которые пережили шок и авральную перестройку процессов, сейчас переходят к укреплению своих позиций. Относительно персонала, чаще всего они действуют в направлениях: сокращение, пауза или обучение/переподготовка.

В процессе сокращений, задача руководства и HR-менеджера состоит в том, чтобы не потерять лучших сотрудников. Оценка 360 занимает много времени и подходит не всем компаниям. Например, далеко не везде есть большой финансовый департамент, сотрудники которого могли бы дать оценку коллегам. Как и кому тогда оценивать бухгалтера? Можно воспользоваться специализированными онлайн-инструментами оценки. Например, digital-платформа Finassessment помогает компаниям удаленно закрывать вакансии финансовых специалистов, а также проводить кадровые перестановки с помощью специализированных онлайн-тестов. Объективные аналитические отчеты по групповым показателям знаний и навыков департамента финансов в разы облегчают задачу отбора кандидатов на сокращение и кандидатов в кадровый резерв. А если в компании нет планов на сокращение штата, то тот же отчет может стать ориентиром для выбора программы обучения и повышения квалификации.

Консалтинг

Когда коллектив успокоен, можно переходить к следующему этапу работы во время перемен. За период карантина многие сотрудники компаний успели хорошенько рассмотреть свои карьерные и личные цели и у них точно появились вопросы. Чтобы ценные специалисты не принимали поспешных решений и не бросались в крайности, не глядя на планы их текущей компании, эти порывы стоит быстро определять и направлять в правильное русло.

Если в компании нет системы наставничества, то именно HR-менеджеру придется взяться за консультирование персонала. Это длительный процесс и все опять ведет к тому, что стоит научиться пользоваться инструментами для оценки и аналитики. Они помогут не быть голословным, а персоналу позволят показать их истинные навыки и отделить их от минутных увлечений, а также выбрать подходящие пути развития. Обучение все чаще используют как инструмент мотивации. А если его сдобрить соревновательными элементами, как это сделал один из клиентов Финансовой Академии Актив, то его результаты и ценность повысятся в разы.

HR-менеджер всегда идет по канату над пропастью, пытаясь сбалансировать потребности компании с потребностями сотрудников. Возврат к работе — идеальное время для HRа, чтобы быть защитником и компании, и сотрудника, сочетая бизнес-стратегию и эмпатию при создании условий возврата к работе.

Автор:

Александра Клевец

главный редактор блога Финансовой Академии Актив,

Finassessment и Finrabota, креатор email-рассылок

0
7 комментариев
Написать комментарий...
Vlad

Карьерный коуч, психолог, бизнес-тренер и HRD - что это за п___ц? Сколько бизнесов запустила этот успешный тренер? 
Сколько в отрасли появилось проходимцев - просто ужас! 

Ответить
Развернуть ветку
Финансовая Академия Актив
Автор

Здравствуйте, Влад! Очень жаль, что Вас так задел материал. Отметим лишь, что в статье не идет речь о запуске бизнесов. Квалификация экспертов по теме, по которой они давали комментарии, не оставляет сомнений.
Благодарим за внимание к статье. Хорошего Вам дня! :)

Ответить
Развернуть ветку
Vlad

Напишите пожалуйста, кто из представленного списка коучей, запустил свой личный бизнес, в какой сфере, и какая средняя валовая выручка или прибыль за квартал или за год была достигнута. По возможности - кол-во сотрудников компании.
А то статья есть а в интернете кроме "мама мыла раму" ничего по данным персонажам не находиться. 

Ответить
Развернуть ветку
Anthony Kidik

Что Вы пристали с kpi и показателями?А кем и где еще работать всяким красивым и ухоженным дамам? вахтами в забоях по-колено в земле тянуть трубу ,чтобы больше и с меньшими издержками качать ресурсы зарубеж?есть мужики на это и очевидно физически не возможно.
Для не связанного с собственниками офисного персонала остается что? откровенный интим или (...макакить код...) вот это.
ж)

Ответить
Развернуть ветку
Anatoly

Много воды. Эйчары вообще часто такие.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Финансовая Академия Актив
Автор

Да, действительно эксперты высказывают разные мнения на этот счет. И, наверное, однозначного ответа здесь нет. Вы очень четко подметили о книге, она действительно стоящая и дает пищу для размышлений.
Благодарим за Ваш комментарий! :)

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Раскрывать всегда