Самозанятые – выгодно ли бизнесу сотрудничать с ними?

Введение института самозанятых открывает новые возможности не только для работников, но и для компаний, которые с ними сотрудничают. Инновационная форма труда позволяет бизнесам из многих сфер выйти на новые рынки и сформировать более конкурентное предложение для клиентов. Кому выгодно сотрудничать с самозанятыми – расскажем в статье.

unsplash.com
unsplash.com

Появление в России совершенно новой формы труда – в качестве самозанятого – задало новые векторы развития целым секторам экономики: строительной отрасли, рынку курьерской доставки, клининга, такси и т.д. Все благодаря тому, что деятельность в качестве самозанятого выгодна не только для самого работника, но и для бизнеса, который с ним сотрудничает.

«Устаревшие формы взаимоотношений работника и работодателя не позволяют угнаться за теми возможностями, которые дает технология. Если раньше работник был привязан к рабочему месту и работодатель снабжал его орудиями производства, то многие современные профессии не имеют таких ограничений», – рассказывает председатель правления VestaBank Виктор Жидков.

Высокая конкуренция и уберизация сервисов привели к тому, что у многих компаний возникла потребность в покупке труда на определенное время: на один час или день, на проект. Раньше подобные взаимоотношения оформлялись с помощью договора подряда или статуса ИП. Сегодня государство предоставило рынку третью опцию – институт самозанятых. Во многом она значительно удобнее первых двух. В первую очередь, благодаря невысокой налоговой нагрузке (налогу на профессиональный доход). При работе самозанятого с юридическим лицом ставка налога составляет всего 6%. При работе самозанятого с физическими лицами – 4%.

Привлекать самозанятых выгодно в случаях:

- Когда характер бизнеса позволяет его масштабировать (быстро находить новых клиентов и рынки сбыта);

- Деятельность компании не отличается узкой специализацией;

- Деятельность компании не зависит от орудий производства (станков, автотранспортных средств и т.д.);

- Не требуется высокая квалификация персонала;

- Нет требований к высокой безопасности труда;

- Не требуются специальные допуски к работе.

То есть, речь идет о массовом, а, иногда, и не самом высокооплачиваемом труде. Примерами бизнеса, который нуждается в таких работниках, служат таксопарки, службы курьерской доставки, клининговые компании, бизнес по ремонту и отделке квартир, часть маркетинговых услуг. Для таких компаний сотрудничество с самозанятыми открывает новые возможности. Оно позволяет:

- Быстро нанимать работников под проект (например, отделку конкретной квартиры или доставку определенного заказа) и также быстро с ними расставаться, когда заказ выполнен;

- Перейти к полностью легальным трудовым отношениям, без каких-либо рисков со стороны контролирующих органов и банков;

- За счет низкой ставки налогообложения снизить конечную стоимость своей услуги, что позволит увеличить количество клиентов.

«В большинстве случаев, бизнес и раньше пользовался услугами работников на краткосрочные проекты, только эти люди не были официально трудоустроены. Компании сильно рисковали, выстраивая отношения с работниками, которые находились в «серой» зоне. Сегодня они могут оформить свои отношения с привлекаемым персоналом официально, ведь ставка налога на профессиональный доход (налог для самозанятых) – всего 6%. Также данная форма взаимоотношений не предусматривает перечисление социальных взносов», – отмечает Виктор Жидков.

Самозанятые могут прийти к заказчику по быстрому запросу под конкретный заказ. От работодателя требуется лишь определить их квалификацию, и поручить им задание на заранее оговоренный период времени. Оно оплачивается исходя из того, какая практика оплаты подобного труда сложилась на рынке. Это позволяет бизнесу находиться в конкурентном пространстве.

Важно:

Отношения с самозанятыми не должны подменять трудовые отношения. Неправильно думать, что компания может уволить всех сотрудников и продолжить работать с ними в качестве самозанятых, экономя на налогах и социальных взносах. Во-первых, после увольнения штатного сотрудника, компания не может сотрудничать с ним как с самозанятым первые два года после расторжения трудовых отношений. Во-вторых, самозанятые – это сотрудники на проект, они не могут выполнять постоянную работу как штатные специалисты. Например, учитель в школе не может быть оформлен как самозанятый, а репетитор, проводящий занятия с разными учениками – может.

«Если вы просто задумались о сокращении нагрузки на ваш фонд оплаты труда, не нужно переходить к отношениям с самозанятыми. Это – тонкий лед. Такая подмена понятий может привести к печальным последствиям, таким как внимание со стороны Налоговой службы и Трудовой инспекции», – поясняет Виктор Жидков.

В данном случае можно руководствоваться простым правилом: все опытные и ценные для компании специалисты оформляются в штат, а вот разовые проекты могут быть отданы самозанятым. При этом нужно помнить, что самозанятые не обязаны соблюдать правила внутреннего распорядка компании, ходить в форме, и каким-либо другим образом походить на штатного сотрудника, так как заказчик не является их постоянным работодателем. Самозанятый – это свободный специалист, работающий на разных клиентов. Он может их менять, отказываться от одних заказов и браться за другие, менять стоимость своих услуг в зависимости от проекта. Он – полностью независимая «единица».

Резюме:

Закон о самозанятых создал возможности для совершенно нового подхода к найму, труду и самореализации. Это – перспективная форма сотрудничества бизнеса разного масштаба с физическими лицами, которая позволит создать новые рынки, предложить конкурентный продукт, а также увеличить производительность и эффективность труда. Главное – знать, как и когда ее уместно применять.

66