Переобуться в воздухе: инструкция по смене профессии

Итоги удаленки неутешительны: зарплаты во многих сферах упали, каждая шестая фитнес-студия закрылась, а туристический бизнес еле жив. Волей-неволей задумаешься о смене профессии. Мы поговорили с биологом, который ушел в пиар, о том, как перейти в новую карьерную область. Рассказывает Ксения Цветкова, старший PR-менеджер Vinci Agency.

Фото — Евгения Бабская

Я начинала микробиологом в научной лаборатории, а теперь работаю в PR и коммуникациях. Сегодня таких неочевидных переходов становится все больше: моя подруга, тоже биолог в прошлом, теперь разработчик интерфейсов в «Яндексе», а среди знакомых редакторов есть бывшие химики и даже бухгалтеры.

Из собственного опыта и общения с друзьями и коллегами я вывела несколько принципов, которые помогут найти работу, стать профессионалом и выстроить репутацию в новой сфере.

Как решиться

Самый мучительный и долгий этап. То, чем приходится заниматься каждый день, по каким-то причинам разочаровало, поэтому утром ты с трудом выпинываешь себя на работу. Работаешь еле-еле, а устаешь, как после стройки. Начальник недоволен, коллеги бесят. А бросить страшно: тут у тебя зарплата, результаты и связи, а там — сплошная неизвестность.

Если этот период затянулся, стоит задуматься о смене профессии. Лучше попробовать и вернуться, признав ошибку, чем всю жизнь жалеть, что не вышло реализовать себя. Сделать это никогда не поздно: все больше людей в России меняют профессию даже после 50 лет.

Часто выбор карьеры был продиктован не глубоким пониманием своих интересов и сильных сторон, а стечением обстоятельств. Или текущий вид деятельности просто себя исчерпал: говорят, работу полезно менять каждые пять-семь лет, чтобы не накапливать усталость от рутины.

Важно не торопиться: облегчение приходит уже в тот момент, когда гипотетически разрешаешь себе уйти. Не спешите жечь мосты: присмотритесь к новой отрасли, подпишитесь на лидеров мнений в соцсетях, посетите конференции, добавьтесь в профильные чаты. Параллельно с примеркой нового амплуа задавайте себе вопрос: что самое страшное может со мной случиться?

К чему быть готовым

Чтобы справиться со страхом, посмотрите ему в лицо. Представьте в деталях, что произойдет, если все пойдет по худшему сценарию. Параллельно обязательно представьте, как выглядит будущее, в котором все осталось, как прежде: может быть, еще более пугающим?

Социальный статус в первое время снизится. Скорее всего, вам придется работать на позиции джуниора, коллеги будут младше. При этом пресловутые маркеры «успеха по жизни» совсем другие.

Зато награда за временные неудобства легко компенсирует издержки: пробуждение с улыбкой и приятная усталость вечером тоже стоят дорого, а возросшие энтузиазм и продуктивность быстро откликнутся повышением в должности и ростом дохода. Опыт показывает, что уже после полутора-двух лет в новой роли люди нередко могут зарабатывать столько же, а то и больше, чем в прежней сфере.

Первая зарплата в новой должности может оказаться намного меньше прежней. Работодатели боятся рисковать и нанимать человека без репутации и опыта на ответственную и, соответственно, более оплачиваемую позицию.

Чтобы было легче, можно рассматривать новую зарплату как стипендию: учитесь новым навыкам, а вам еще и неплохо доплачивают. Подрабатывать, скорее всего, не получится: новые задачи поначалу будут отнимать все силы, а в свободное время придется наверстывать знания. Поэтому поплотнее набейте финансовую подушку.

Алгоритмы «свой-чужой» и «хорошо-плохо» тоже придется настроить заново. Например, в науке принято обращаться ко всем на вы и писать это непременно с большой буквы, а в диджитале всех тошнит от такого ретроградства.

Разработчики и продакты плотно сидят на англицизмах: недавно Иван Замесин, создатель сервиса «Мета», собрал у себя в комментариях целую подборку фраз вроде «конские паддинги», «деплоить на прод» и «дернуть ручку». Редакторы любят длинное тире, кавычки-елочки и ненавидят витиеватый русский, за который в школе ставят пять.

С чего начать

Решение принято, деньги отложены, а вы полны энтузиазма и готовы много работать. Теперь посмотрите на себя холодными глазами работодателя: мало кому интересно брать в штат человека без образования, опыта и релевантных рекомендаций, да еще и склонного к авантюрам.

Демонстрация достижений в прежней области не слишком помогает, а фразы вроде «схватываю все на лету» без релевантных кейсов попахивают бахвальством.

Решить эту проблему можно несколькими способами.

  • Займитесь нетворкингом. Ваша задача — найти людей, которые помогут сориентироваться: поделятся контактами, подскажут, что почитать, расскажут, кто есть кто на рынке. Посещайте профильные конференции и подходите к спикерам после выступлений знакомиться. Записывайтесь на вебинары, задавайте вопросы и добавляйте участников в друзья. Ищите экспертов, которые рассказывают о своей работе в соцсетях.

    На конференции Хабра «Контентинг» о контент-маркетинге я познакомилась с Константином Бочарским, создателем сервиса журналистских запросов Pressfeed: на озвученные им в лекции правила написания пресс-релизов ориентируюсь до сих пор, с порталом работаю ежедневно, а странные и смешные запросы собираю в канал.

  • Обменивайтесь контактами и делайте фоллоу-ап. После знакомства отправьте короткое письмо или сообщение с благодарностью за беседу и сразу договоритесь о кофе, звонке на десять минут или даже платной консультации. На встрече расспросите специалиста, как устроена сфера мечты изнутри: узнайте о размере зарплаты «в рынке», спросите о ключевых навыках, компаниях-лидерах и последних тенденциях. Так вы скорректируете ожидания и поймете, на чем сфокусироваться.

    Люди намного отзывчивей, чем кажется: как-то на крупном ивенте для стартапов Pioneers в Вене я целый час консультировалась с известным австрийским PR-специалистом по специфике продвижения наукоемких проектов. А чашка кофе с опытным HR-консультантом, которая в свое время привела меня в биотех-стартап, закончилась рекомендацией в Vinci Agency.
  • Изучайте вакансии мечты. Они покажут, какие навыки стоит освоить в первую очередь. Например, востребованность языков программирования зависит от задач и региона. Среди SMM-менеджеров ценится владение фотошопом, а проджектам пригодится умение делать красивые презентации в Keynote и Google Slides. Редакторы должны знать инфостиль, продакты — уметь рассчитывать CAC и другие метрики, продажники — работать с CRM.

  • Поищите подходящие позиции в вашей текущей отрасли. Я начинала с работы в маркетинге и продажах биотех-компании. Недостаток опыта компенсировала знаниями в области биологии и медицины, которые сложно приобрести человеку без профильного образования. Часто работодатели очень ценят таких сотрудников: готовы вкладываться в их развитие и закрыть глаза на недостаток опыта. Когда освоитесь в новой роли и получите первые результаты, можно будет рассмотреть позиции уже без привязки к индустрии.

  • Присмотритесь к стартапам. Основатели стартапов более открыты к риску и нестандартным сценариям, а в фазу активного роста удобно копить опыт.
  • Пройдите интенсив по новой специальности. Но будьте внимательны: в мире победившего инфобизнеса обучающие курсы предлагают на каждом шагу. Вам нужны те, что пользуются авторитетом среди специалистов: мне здорово помогла Школа редакторов Бюро Горбунова, будущим разработчикам подойдут краткосрочные буткемпы типа Elbrus или онлайн-курсы вроде Skillbox и Skillfactory, продакт-менеджерам — курсы Go Practice или Product Heroes, дата-сайнтистам — вечерняя программа Вышки.

Курсы помогут:

→ сформировать профессиональное портфолио из учебных заданий

→ заговорить на языке индустрии

→ получить рекомендации специалистов с именем

→ сформировать представление о том, что ценится работодателями и экспертами отрасли

→ найти первую работу или клиентов: в хорошие места компании сами приходят за резюме выпускников

→ завести первых друзей из «новой жизни»

Если владеете английским, посмотрите MicroBachelors и MicroMasters программы на edX. Они хороши выстроены методически и помогут восполнить недостаток теоретической базы.

Как победить

В первые несколько месяцев важно не потерять запал. Эйфория будет постепенно отступать, уступая место новым тревогам и синдрому самозванца. Редко кому удается сразу устроиться в компанию мечты, поэтому, занимаясь желанным делом, придется смириться с несовершенством места или позиции: это может быть офис в спальном районе, несоответствие представлений о прекрасном, скучный продукт или странности руководства.

Ваша задача на первом месте работы — набить руку и показать себя в деле. В идеале — добиться первых очевидных заслуг и повышения. Это позволит стать разборчивее в поиске и начать разговор с «тем самым» работодателем уже в позиции профессионала, продемонстрировавшего результат.

Идеальное место работы должно стать вашим университетом и знаком качества в резюме: выбирайте компанию, где вы сможете учиться у лучших, освоить как можно более широкий спектр задач и иметь достаточно простора для карьерного роста. Для многих моих друзей таким местом стал «Яндекс». Для меня — Vinci Agency.

Что почитать

Рубрика Pivot издания «Цех», где рассказывают истории людей, которые полностью изменили карьеру. Вообще «Цех» — отличное медиа для тех, кто задумался о новой сфере.

Forbes Woman о смене профессии после 40 с советами HR-специалистов, которые пригодятся всем.

0
119 комментариев
Написать комментарий...
Anton Matrosov

Печально, что нужно было учиться 5 лет на биолога, чтобы потом стать ненужной на рынке труда, и сделать даунгрейд в специальность, для которой не нужно никаких знаний и скиллов, и которой можно обучиться за месяц на бесплатных курсах.

Ответить
Развернуть ветку
Ksenia Tsvetkova

Зато 5 лет на биофаке МГУ научили меня не делать необоснованных выводов. Пользуюсь каждый день и вам рекомендую. А про сложность и ценность правильного пиара — это уже в аспирантуре понятно стало, когда за распределением денег на исследования следила. Всего два года ушло!

Ответить
Развернуть ветку
Bulat Ziganshin

научу тому же за один день. секрет - спросить "чем же вам помогают полученные за 5 лет знания?"

Ответить
Развернуть ветку
Ksenia Tsvetkova

Я работаю в технологическом пиаре, в биотехе, в том числе. Поэтому помогают буквально каждый день. Написать пресс-релиз по научной статье интересно и нестыдно. Задать правильные вопросы авторам и дать верные пояснения журналистам. Быстро разобраться в технологиях, которые клиент использует в бизнесе. Сделать конфетку из экспертного комментария.

Еще помогают не покупать бейдж от коронавируса, например.

Ответить
Развернуть ветку
116 комментариев
Раскрывать всегда