Как развивать продуктовое мышление через игру

Продуктовое мышление (product mindset) — навык 21 века. Роботы постепенно отберут у нас всю работу, какую смогут, но продуктовое мышление они освоят нескоро или никогда. Поэтому если мы хотим, чтобы нас взяли в будущее, если в этом будущем мы хотим иметь интересную, высокооплачиваемую работу, нужно изучать продуктовое мышление.

Об авторах

Мы разработали командную игру-тренажер продуктового мышления ГильдияQuiz. Мы — большие фанаты продуктового подхода. Стараемся ко всему относиться как к продукту и постоянно тренировать собственное продуктовое мышление на самых разных кейсах. В этой статье мы хотим обсудить глубокую связь продуктового мышления и Игры.

Что такое продуктовое мышление

Продуктовое мышление — это не только IT. Продуктовое мышление — это особый творческий навык улучшать все, что работает неидеально. В любых сферах — в технологиях, медицине, экологии, градостроительстве, образовании, политике, воспитании детей, управлении компаниями и государствами, общении с другими, непохожими на себя людьми. Открытие парового двигателя и строительство сети железных дорог, всеобщая грамотность и появление Coursera, оригинальное название нового продукта и идея рекламной кампании — все это примеры применения продуктового мышления.

Продуктовое мышление — универсальный инструмент, применимый в любой профессии и специализации. Продуктовое мышление можно определить как способность быстро собрать из всевозможных источников информацию, проанализировать ее, принять на ее основе наилучшее решение и нести за него ответственность.

Как развивать продуктовое мышление через игру

Продуктовое мышление нужно, чтобы

  • Исследовать и понимать: пользователей, конкурентов, клиентов.
  • Находить и создавать: гипотезы, решения, ценность.
  • Описывать и транслировать: знания, опыт, смыслы.

Как овладеть продуктовым мышлением

Продуктовое мышление решает не задачи, а проблемы. Отличие в том, что для проблем не существует алгоритмов, гарантирующих решение. Есть только огромная библиотека эвристических приемов. Выбирать подходящий прием — творческая работа, искусство, потому что каждый прием при применении к конкретному кейсу может помочь, может и навредить, но в большинстве случае не подействует вообще. Поэтому чтобы овладеть продуктовым мышлением, нужно:

  • Знать как можно больше примеров применения разных приемов к разным кейсам. Во многих случаях проблему можно решить просто по аналогии. Для этого нужно постоянно решать кейсы. Как можно более разнообразные.

  • Если подходящего примера не нашлось, знать, как выбрать ограниченное подмножество эвристических приемов и быстро протестировать их применимость к проблеме. Для этого нужно систематически изучить как можно больше приемов по схеме: теория, практика на нескольких кейсах, рефлексия над результатами (или анализ с ментором)

  • Владеть методами коллективной генерации гипотез. При правильном применении это сильно ускоряет поиск решения. Для этого нужна постоянная практика в таких методах.

  • Знать, кто мог сталкиваться с подобной проблемой, и у кого ты можешь спросить совета. Для этого нужно знакомиться с профессионалами из разных областей, применяющими продуктовое мышление к разным задачам, и практиковать с ними групповую генерацию гипотез.

Как развивать продуктовое мышление через игру

Почему Что?Где?Когда?

Когда мы решили придумать идеальный тренажер продуктового мышления, мы точно знали, что это должна быть игра. Командная. Соревновательная. Интеллектуальная. Такая, как Что?Где?Когда? Многие ошибочно думают, что эта игра доступна только нескольким сотням знатоков из телевизора, и что для успешной игры нужно очень много знать и обладать феноменальной памятью. В действительности же в спортивную версию Что?Где?Когда? играют сотни тысяч человек по всему миру. Запас знаний у большинства их них вполне обычный. Феноменальной памяти тоже почти ни у кого нет. Дело в том, что для успешной игры в Что?Где?Когда? нужны вовсе не гигантские беспорядочные знания, а набор навыков, идеально совпадающий с картой навыков продуктового мышления.

Известный знаток Максим Поташев, который играет в спортивное Что?Где?Когда? не менее ярко, чем в телевизионное, и кроме того еще занимается предпринимательством и бизнес-консультированием, одним из первых еще много лет назад заметил поразительное сходство между продуктовым мышлением и игрой Что?Где?Когда? Согласно его сравнению каждый игровой вопрос — это клиентская ситуация, продуктовый кейс, который игроки должны решить в условиях ограниченных ресурсов. Клиент здесь — это автор вопроса.

Основанием для такого сравнения является то, что команда, отвечающая на вопрос Что?Где?Когда? , и команда, решающая продуктовый кейс, применяют одинаковый алгоритм из пяти шагов:

  • Определение проблемы: описать проблему, критерии и ограничения, которым должно удовлетворять решение.

  • Сбор информации: определить необходимую для поиска решения информацию и источники ее получения.

  • Структурирование задачи: выявить в массиве информации ключевые факты, с которыми будет вестись работа, определить сценарий поиска решения.

  • Разработка вариантов решения: выбрать несколько наиболее подходящих условиям задачи приемов поиска решения и зафиксировать результаты применения каждого.

  • Выбор решения: сравнить полученные решения по выбранным критериям

Несмотря на такое глубокое структурное сходство продуктового мышления и Что?Где?Когда?, для прокачки продуктового мышления недостаточно просто начать регулярно играть. Проблема в том, что для каждого из пяти шагов приведенного алгоритма разработано множество приемов. Часть приемов придумана игроками Что?Где?Когда? Часть заимствована из опыта бизнес-консультантов, предпринимателей, изобретателей, а также исследователей процесса творчества, таких, как Г. Альтшуллер — создатель ТРИЗ. Чтобы успешно играть и решать продуктовые кейсы, этими приемами нужно овладеть, их нужно натренировать.

Опыт Что?Где?Когда? показывает, что изучать и тренировать приемы мышления непосредственно в игре невозможно — мешает лимит времени (на каждый вопрос дается всего минута) и давит ответственность за результат: каждый вопрос может принести твоей команде важное очко. Поэтому сообществом игроков и тренеров Что?Где?Когда? разработаны специальные методы тренировок, позволяющие эффективно оттачивать конкретные эвристические приемы. Общее число тренировочных методов сейчас уже перевалило за полсотни. Игроки, достигающие высот в Что?Где?Когда?, тренируются постоянно.

Как развивать продуктовое мышление через игру

Обучающий контент ГильдияQuiz

Человек, который выберет для развития продуктового мышления наш тренажер, должен за 4-8 занятий освоить командную работу, изучить основные приемы решения кейсов и натренировать эти приемы на реальных кейсах. Соответственно, обучающая программа нашего тренажера состоит из заданий трех типов

  • Обучение навыкам командной работы. Здесь задания таковы, что решить их за отведенное время одному человеку трудно, а всей команде — легко. Условия задания стимулируют команду сотрудничать, а ведущий игры объясняет, как сотрудничать правильно, чтобы это шло на пользу команде.

  • Изучения приемов мышления на модельных кейсах. Здесь цель — научить участников приходить к решению задачи не стихийно, в результате “озарения”, а применением правильных приемов мышления. Модельные кейсы мы берем из различных бизнес-тренингов и тренировочных методов Что?Где?Когда?

  • Практика приемов мышления на реальных продуктовых кейсах. Здесь мы разбираем реальные проблемы, которые кто-то когда уже решил. Участники должны повторно найти это решение, применяя правильные приемы мышления.

Заключение

Мы совсем недавно запустили наш продукт и еще только исследуем его ключевую ценность. Возможно, ключевая ценность — это систематическое обучение приемам продуктового мышления. Возможно, это практика на реальных кейсах. Возможно, это знакомство с интересными людьми, имеющими другой бекграунд, и способными показать тебе другой способ решения тех же проблем и кейсов. Возможно, еще какая-то из оставшихся 15 гипотез. Будем признательны, если вы выскажете свое мнение о ключевой ценности продукта в комментариях или в чате нашего телеграм-канала. Также на нашем канале мы публикуем промокоды, дающие скидку на игру. Игры проходят по четвергам. Онлайн.

77
2 комментария

Как записаться на 2 июля? - кнопка еще активна
Есть ли в группе фасилитатор? Есть ли видео как все это работает? 
Ваш основной домен значительно интереснее - https://quiz.dating

Ответить

На мероприятии есть ведущий. Фактически он играет роль фасилитатора. Плюс в каждой группе (команде) есть капитан.

По поводу видео, сейчас мы проводим игры только онлайн. А видео из google meet будет не очень информативно. Здесь, скорее, подойдет слайдшоу с объяснением игрового процесса. Мы планируем его сделать в ближайшее время.

Ответить