Как тестировщику не завалить собеседование? Рекомендации QA-инженеров

Как тестировщику подготовиться к собеседованию, зачем проходить интервью с включенной камерой и почему важно не стесняться задавать вопросы? Специалисты DoQA (TMS от команды IT Test) и автор Telegram-канала о карьере в IT «Всё ты можешь» Ольга Чадулина рассказывают, как не завалить собеседование. Рекомендации подойдут и рядовым соискателям, и тем, кто работает на аутстафе.

Как тестировщику не завалить собеседование? Рекомендации QA-инженеров

Расскажите о себе. Первое впечатление

Знакомство рекрутера с кандидатом начинается с резюме. Главное правило при составлении CV — писать всё честно. В ином случае, если резюме дойдет до технического специалиста, он поймет, где вы приврали по скилам или инструментам, и победителем не выйдет никто.

При составлении резюме работает правило «сначала о важном, потом всё остальное».

«Ваше резюме не закроют через несколько секунд и дочитают до конца, если оно соответствует базовым критериям:

  • краткость — не более двух-трех страниц;

  • название должности максимально перекликается с названием, указанным в вакансии;

  • если вы меняете карьерный трек, то это логично аргументировано;

  • последний опыт работы описан через результаты;

  • есть стек технологий и ключевые слова по позиции».

Ольга Чадулина, HR в IT, автор Telegram-канала «Всё ты можешь».

Важная часть резюме — портфолио. Если вы можете внятно описать пул задач, с которыми сталкивались, то автоматически отвечаете на половину вопросов интервьюера. Чтобы грамотно составить портфолио, нужно выписать список проектов, вспомнить, как на них были устроены процессы, чем вы занимались, с какими инструментами работали, какие задачи и проблемы решали.

Одним из первых вопросов на собеседовании обычно становится рассказ о себе.

«Подавляющее большинство кандидатов начинают собеседование с пересказа биографии, в то время как работодатель ожидает услышать об актуальных для позиции навыках и опыте. Важно говорить не только про процесс (что я делал), но и про результаты работы, и как они повлияли на цели компании».

Ольга Чадулина, HR в IT, автор Telegram-канала «Всё ты можешь».

Образование. Направления «тестировщик» в вузах пока нет, и в 99 % случаев вас спросят: почему тестирование, а не профильная специализация? Оптимальный вариант ответа на этот вопрос — объяснить, что профессия QA вам интересна больше, чем дипломная специализация, при этом обозначить, чем образование помогает вам в тестировании.

Опыт на проектах. Важно не просто перечислить все проекты, с которыми вы работали, но и коротко обозначить вашу роль, а также объяснить, каких результатов вы достигли.

Навыки. Умение работать в Postman, знание Python, пройденные курсы SQL — делиться можно всеми своими навыками и знаниями, даже если пока вы их не применяли. Здесь же можно обозначить, в каком направлении вам бы хотелось развиваться, но стоит помнить, что желания соискателя не всегда совпадают со стратегией развития компании.

Лучше проходить собеседование с включенной камерой, даже если рекрутер или заказчик говорит, что ему не так важно видео во время интервью. В противном случае есть вероятность, что кандидата могут обвинить в списывании.

«Для получения позитивного опыта от собеседований важно правильно формулировать цель — она состоит не в том, чтобы получить все офферы на рынке, а в том, чтобы найти компанию и позицию, подходящие для профессиональной реализации. Это всегда двусторонний процесс, где выбираете и вы, и вас. В том числе, по субъективным критериям, поэтому отказы есть у всех, даже самых опытных специалистов, и это нормально.

Навык прохождения собеседований требует тренировки. При этом он не характеризует вас как специалиста — я видела много примеров, когда квалифицированный эксперт не может грамотно рассказать о своем опыте. Лайфхак для того, чтобы презентовать себя более уверенно — относиться к интервью не как к экзамену, а как к конференции, куда вы пришли поделиться опытом и ответить на вопросы.

Периодически ходить на собеседования важно, потому что так развивается навык самопрезентации. А еще это помогает специалисту оставаться на одной волне с рынком и сохранять востребованность благодаря пониманию, что нужно практиковать и изучать для профессионального роста».

Ольга Чадулина, HR в IT, автор Telegram-канала «Всё ты можешь».

Как вы поступите, если обнаружите баг в приложении в выходной? Вопросы рекрутера

При подготовке к собеседованию нужно понимать, что требования у продуктовых компаний и у аутстаф/аутсорс компаний могут различаться. Однако базовые знания в теории тестирования, сетевом базисе, клиент-сервере, особенностях веб- и мобильного тестирования должны быть.

Вопросы на собеседованиях меняются в зависимости от грейда специалиста. Джунов и мидлов чаще спрашивают об инструментарии, а вот для синьоров и лидов актуальны не только вопросы технического характера, но и управленческого. Плюс важно разбираться в брокерах сообщений, логировании, составлении более сложной тестовой документации.

Для того, чтобы понять софт-скилы и способности работы в команде, рекрутеры могут задавать кандидатам вопросы, ответы на которые требуют коммуникации с коллегами. Например, вас могут спросить: что вы будете делать, если столкнетесь с новой для себя технологией, которая специфична для нового проекта? Такие вопросы помогают понять, знает ли кандидат, чем занимаются остальные члены команды и какие у них обязанности.

Вот, что стоит помнить, отвечая на вопросы на собеседовании.

  • Отвечать по делу. На вопрос о технических процессах важно ответить, показав, что вы понимаете методологию и знаете свою роль в процессе. Могут спросить и просто общее понимание конкретной методологии или всех методологий сразу.
  • Не бояться задавать уточняющие вопросы. Вас могут спросить: как вы поступите, если обнаружите баг в приложении в выходной? Как правило, кандидаты отвечают на него так: сообщу в рабочий чат о баге со всеми подробностями, шагами для воспроизведения и пруфами, по возможности, создам баг-репорт. Но, возможно, заказчик ждет совсем не этого. Поэтому для начала стоит уточнить, например, есть ли на проекте дежурная команда разработки. Это покажет ваше понимание процессов работы поддержки и сузит возможные варианты ответов.
  • Повторить теорию перед собеседованием. Конечно, мы забываем то, чем не пользуемся. Поэтому нужно повторять материал, причем не только перед собеседованиями, но и с определенной периодичностью. Например, есть тема «Теория сетей», она сложнее, чем кажется, и крайне важна на собеседовании бэкэнд-тестировщиков. И ее нужно уметь объяснить.
  • Не следует говорить о том, чего вы не знаете.

Пять преимуществ, которые могут помочь кандидату выделиться на собеседовании на фоне других:

  • понимание структуры кода и умение с ним работать;
  • понимание конфигурации подов;
  • минимальные знания Git, работа CI\CD;
  • техническое образование или желание изучать темы, не совсем относящиеся к тестированию, но связанные, например, когда у кандидатов спрашивают, сколько http-методов они знают, многие говорят, что их «десятки» и называют 3-5 (post, get, put, patch, delete), но на самом деле таких методов всего девять;
  • умение формулировать свои мысли и ясно их выражать.

Практика. Задачи на тестирование

Как правило, в таких задачах есть картинка с тестируемым интерфейсом. Иногда объект тестирования описывают на словах — тогда от кандидата ожидают либо понимания архитектуры, либо бизнес-логики.

Предположим, вас попросят проверить мобильное приложение — сервис по переводу денег с одного счета на другой. Перевод осуществляется по номеру телефона. Форма имеет поля ввода суммы перевода, номера телефона и комментария. Также можно выбрать номер телефона из списка контактов устройства. Вопрос: какие кейсы вы будете проводить, чтобы проверить данный функционал?

Вот как можно действовать.

  • Уточнить информацию. Почти в любой задаче есть что уточнить. Но тут главное не переусердствовать, чтобы не создать впечатление человека, который замучает вопросами, вместо того, чтобы просто пойти работать. Так, в обозначенном примере нет информации о валюте, минимальной и максимальной сумме, комиссии. Важно переспросить все, что непонятно из текста задачи. Это покажет, что вы умеете погружаться в контекст.
  • Проверить позитивный сценарий. Важно понимать, что фича работает как задумано. Если вы начинаете проверки не с позитивных тестов – это большой минус.
  • Не бояться размышлять над задачами. Пусть даже эти размышления будут неверными, молчание воспринимается хуже.

Что спросить у представителя компании

В конце любого собеседования рекрутер готов ответить на ваши вопросы. Это важная часть интервью. Если ничего не спросить, заказчик может решить, что его продукт вам не интересен, а значит, и мотивации над ним работать у вас нет.

Чем профессиональнее будут ваши вопросы, тем лучше. Можно спрашивать о процессах в команде, продукте или инструментарии внутри команды. Еще можно опираться на вопросы, которые задавали вам: если спрашивали про Android, уточните, используют ли в команде тестирование на симуляторах. В случае, если было много вопросов про коммуникацию, узнайте, как реализована работа с поддержкой пользователей.

«Помимо технических вопросов, на собеседовании обязательно нужно уточнить:

  • каким образом строится процесс работы над проектом, и какие ближайшие планы по его развитию;
  • что ожидают от кандидата, и по каким критериям будут оценивать его работу;
  • как выстроена система онбординга и развития для сотрудника».

Ольга Чадулина, HR в IT, автор Telegram-канала «Всё ты можешь».

Основные ошибки тестировщиков на собеседовании

Чаще всего тестировщики проваливают собеседования по следующим причинам.

  • Не повторяют теорию тестирования. Понятно, что на проектах о ней редко вспоминают, но перед собеседованием важно освежить знания.
  • Сильно нервничают. Тут важно не забывать, что раз вас позвали на собеседование, значит, компания в вас заинтересована.
  • Ошибаются с ответом на один вопрос и далее не стараются произвести впечатление. Возможно, где-то вам не хватило знаний, но в остальном вы можете прекрасно себя показать, и это сыграет важную роль, когда компания будет принимать решение.
  • Гуглят во время собеседования или подсматривают. Собеседование — это проверка ваших знаний, а не того, как хорошо вы умеет гуглить. Если не знаете ответ на вопрос, так и скажите или попробуйте задать уточняющий вопрос.

«При отказе кандидатам бывает важно получить подробную обратную связь, и абсолютно нормально делать фоллоу-ап с уточнением, что эта информация важна для дальнейшего развития и подготовки.

Часто рекрутеры обходятся только стандартными фразами. Причины могут быть разные, но, скорее всего, это связано с большим потоком кандидатов и отсутствием времени на ответы. Многие соискатели злятся на рекрутеров, хотя обычно развернутый фидбэк не успевают давать из-за большой нагрузки именно технические специалисты, проводившие интервью».

Ольга Чадулина, HR в IT, автор Telegram-канала «Всё ты можешь».

Универсальные рекомендации

  • Будьте вежливы. Не начинайте общение на «ты», пока это не предложил сам работодатель.
  • Не критикуйте выбор компании в том или ином инструменте, методе или подходе к работе.
  • Не хвалите конкурента заказчика — это неуместно.

«Будьте готовы к обсуждению ожидаемой зарплаты. Манипуляции в стиле «нет, вы первые назовите цену» не работают, потому что прежде чем отправить кандидата на собеседование, рекрутеру нужно понимать его ожидания. Если их нет, а позиция конкурентная, скорее всего, у вашей кандидатуры просто снизят приоритет.

Хорошая формулировка ответа на вопрос о зарплатных ожиданиях строится так:

«Я проанализировал(а) рынок, и, исходя из опыта и предложений, рассматриваю позиции с зарплатной вилкой [обозначить комфортную], но окончательное решение буду принимать, отталкиваясь от продукта, команды, процессов и возможностей для дальнейшего развития».

Ольга Чадулина, HR в IT, автор Telegram-канала «Всё ты можешь».

Больше экспертных материалов о тестировании — в Telegram-канале TMS DoQA.

55
Начать дискуссию