О разведке и бизнесе: секреты Елены Вавиловой (российская разведчица, советник компании "Норникель")

Сегодня у меня в гостях важный гость, у которого я очень хотел взять интервью, и счастливый случай позволил это осуществить. Елена Станиславовна Вавилова, российская разведчица-нелегал, полковник Службы внешней разведки, была рассекречена в 2010 году в результате предательства одного из кураторов. Сейчас является советником компании "Норникель" и автором нескольких книг («Нетворкинг для разведчиков», «Женщина, которая умеет хранить тайны», «Зашифрованное сердце»).

О разведке и бизнесе: секреты Елены Вавиловой (российская разведчица, советник компании "Норникель")

— Елена Станиславовна, расскажите о вашем уникальном опыте работы разведчицы. Эта профессия всегда окружена мифами.

— Безусловно, работа требует секретности и много неявного. На самом деле это профессия, которая, на мой взгляд, по плечу многим людям. Главное — иметь желание и готовность преодолевать сложности. Она непростая, особенно в той роли, которую я играла вместе с моим супругом долгие годы за рубежом, в совершенно иной культуре, выдавая себя за иностранцев. Здесь требуется как психологическая нагрузка, так и умение самостоятельно принимать решения и выбирать путь, по которому мы шли. Никто нам не подсказывал и не давал конкретных заданий на каждый день. Мы должны были сами себя мотивировать, и это воспитывает характер. Думаю, любой человек, который начал с нуля и построил успешный бизнес, меня поймёт. Это путь преодоления и разочарований, но он формирует характер человека. Если человек не сдаётся и не опускает руки, он идёт дальше и обычно достигает успеха. Примерно так проходит становление разведчика.

Когда мы с мужем дали согласие на работу, мы объединились и стали парой нелегалов, работающей вместе. Никто нас не заставлял быть вместе, это был наш осознанный выбор. Мы переживали все трудности вдвоём. Подготовка была сложной: нужно было изучить два языка на уровне родных, освоить профессиональные навыки, которые обычному человеку не нужны, например, как заметить наружное наблюдение или передать информацию. Также важно было научиться анализировать ситуацию и распознавать потенциальные угрозы. Важно было адаптироваться к новому обществу: мы выросли в одной культуре, но нам необходимо было перестроиться внутренне и адаптироваться к новым именам. Двадцать пять лет я была не Леной, а Трейси.

О разведке и бизнесе: секреты Елены Вавиловой (российская разведчица, советник компании "Норникель")

— А сейчас вы больше Трейси или Елена?

— Сейчас я больше Елена, но моя суть оставалась неизменной. Я изменила язык, на котором говорю и думаю, что тоже является частью перевоплощения. Я стала больше похожа на канадку, чем на русскую, потому что это был залог нашего успеха — стать частью общества, в котором мы жили и работали. Главная задача разведчика-нелегала — быть невидимым и скрывать свою принадлежность к другой стране. Нужно было избавиться от русских привычек и научиться вести себя по-другому. Определённые жесты и манера поведения сразу выдают.

Когда мы вернулись в Россию, мы обратили внимание, что русские люди редко смотрят при разговоре прямо в глаза. Вот американец будет вас фиксировать очень долго и без стеснения. Русские очень часто отводят глаза, и это тоже наша манера, наш признак. Нужно было научиться улыбаться, как американцы и канадцы, источать этот оптимизм, который им характерен... Принять другую роль, образ человека, которого зовут Трейси. Она родилась в Монреале и знала французский язык, хотя работали мы в англоязычной среде. Это помогало чувствовать себя более уверенно. Наша жизнь состояла из постепенного подъёма в обществе.

Когда мы приехали в Канаду в возрасте двадцати пяти лет, мы, естественно, были никем. Надо было с чего-то начинать. Вот этот подъём занял 9-10 лет. Он состоял в основном из получения образования. Мы думали каким образом будем подниматься, будем ли мы какую-то профессию осваивать.

— То есть вы сами разрабатывали этот план? Это была ваша модель роста?

— Да, именно так. Интересно отметить, что многих разведчиков-нелегалов готовят стать фотографами. Это свободная профессия: можно путешествовать и выбирать, что снимать. Появившись у какого-то объекта, можно сказать: "Я фотограф". Это удобно. Нас даже обучали фотографии во время подготовки. Однако мы быстро поняли, что это не наш путь — ни таланта, ни желания у нас не было. Мы решили пойти другим путём. Открытие фотоателье могло бы занять слишком много времени, прежде чем к нам пришёл бы секретоноситель. Наша цель была другая — выйти на контакт с людьми, принимающими решения и формирующими политику.

Мы занимались политической разведкой, что связано с внешней политикой на этапе её формирования. Например, когда принимается решение о поставках вооружения в другую страну, это уже свершившийся факт. Реагировать на него можно, но это совсем другое дело, чем если мы можем повлиять на решение заранее или лучше подготовиться к нему. Это то, что необходимо нашему руководству. Этим занимаются люди по всему миру.

— То есть мы в этом не уникальны, на самом деле такие службы, они есть у всех стран.

— Да, есть. Мы уникальны лишь в том, что наши люди соглашаются работать под другими именами и уезжают из страны на долгие годы, иногда на двадцать пять лет.

О разведке и бизнесе: секреты Елены Вавиловой (российская разведчица, советник компании "Норникель")

Елену Станиславовну очень интересно слушать, поэтому беседа получилась насыщенной. Успели обсудить также типологию личностей, родительство, общение в соцсетях. Почему важно готовиться к каждой встрече, искать положительное в любой ситуации и как включать критическое мышление — это и многое другое смотрите в новом интервью на канале «Сделано круто!»

Будьте в курсе новостей и трендов рынка. Подписывайтесь на мой Telegram-канал «Сделано круто!»

Начать дискуссию