Почему сокращение зарплат не поможет компании и зачем вкладываться в маркетинг: основные тренды бизнеса 2020-х

По данным Центра стратегических разработок (ЦСР) главное отличие кризиса 2020 года от 2008, 2014 и 2015 годов — высокий риск банкротства. В мае он достиг 33%. В среднем выручка компаний снизилась на 15-16%.

Меня зовут Евгений Барулин, я генеральный директор IT-холдинга TalentTech. На днях выступил на конференции ВЦИОМ в секции исследовательской компании Ifors «Посткоронабизнес: в поисках диагноза». Мы обсудили, как российский бизнес выживал и менялся в эпоху пандемии, планируют ли компании инвестировать в маркетинг, как зарабатывал офлайн и почему в регионах общепит не стал сотрудничать с агрегаторами.

Расскажу о главных трендах нового времени, которые уже закрепились в российском бизнесе и, возможно, останутся надолго.

Маркетинг и реклама — это стратегии будущего

По словам Лоры Накоряковой, директора центра Социально-экономических исследований ЦСР, компании планируют инвестировать в маркетинг, но сокращают бюджеты. В первую очередь бизнес вкладывает в рекламу, чтобы старые клиенты их не забывали, а новые узнавали.

Небольшой процент опрошенных ЦСР компаний планируют выходить на новые рынки. Прежде всего это связано с маркетплейсами. Речь идет о тех компаниях, которые появляются в онлайне, хотя всю жизнь работали без доставок или онлайн-заказов. Теперь они могут зарабатывать на новом уровне, а для этого нужно поддерживать маркетинг в цифровой среде.

То, что происходит сегодня, может привести к “оздоровлению” бизнеса: в кризис компании стараются сосредоточиться на главном, ищут нестандартные решения, даже меняют бизнес-модели. Компаниям нужно научиться быстро менять цели, а затем часто, короткими итерациями следить за их выполнением. К примеру, мы разработали специальный набор пульс-опросов на период карантина, который позволяет оценить эффективность и вовлеченность сотрудников в условиях удаленки. Он позволяет рассчитать индекс качества удаленной работы конкретного сотрудника на основе различных факторов: как налажена его коммуникация с руководителем и коллегами, соблюдает ли он баланс работы и личной жизни, способен ли организовать свой рабочий день и какой уровень стресса испытывает.

Эльза Егорова

Другой тренд — вывод на рынок новых продуктов и информирование о них. Подразумеваются более дешевые аналоги продуктов и компактные услуги. Так компании пытаются подстроиться под сокращение спроса.

Сокращение зарплат приводит к очередному сокращению зарплат

Андрей Дорошенко, директор центра анализа инвестиционного климата Агентства стратегических инициатив, подчеркнул, что урезание зарплат сотрудникам в перспективе приведет к бесконечной спирали: зарплата снижается, у людей становится меньше денег, они меньше тратят, предприниматели теряют в выручке, поэтому продолжают сокращать зарплату. Разорвать эту спираль на ранних этапах — задача государства.

Пандемия почти не ослабила ИТ-сферу, но ударила по региональной торговле

В основном предприниматели из ИТ-сферы обращались, чтобы узнать про юридические стороны работы в период ограничений, а не за поддержкой, отметил Денис Аленин, первый заместитель генерального директора Центра поддержки предпринимательства Смоленской области. Многие продукты ИТ-компаний остались востребованы. Но пострадали их клиенты, поэтому стали платить меньшую абонентскую плату или перешли на более низкие тарифы.

Пострадал общепит, который в регионе до сих пор работает только навынос. Компании отказались использовать агрегаторы, потому что комиссии не позволяют зарабатывать на еде, так как цены в регионах на порядок ниже, чем в Москве. Поэтому общепит начал пользоваться местными службами доставки.

Пострадали туристические компании и розничная торговля, которая закрылась, когда объявили об ограничениях. Некоторые начали открываться, постепенно вводя в ассортимент товары первой необходимости — предприниматели ищут выход из ситуации, чтобы не нарушать законодательство и продолжать работать.

Меньше пострадала легкая промышленность, потому что быстро перестроилась. Например, региональный производитель детской одежды начал шить многоразовые маски и защитные костюмы для медиков. Но спрос на маски начал падать, когда в продаже появились медицинские и одноразовые изделия.

Четыре подхода, чтобы спасти бизнес

Екатерина Богомолова, ведущий специалист Фонда общественного мнения, рассказала про четыре подхода к ведению бизнеса в посткоронавирусную эпоху. Данные основаны на исследовании наиболее пострадавших компаний.

  • Пауза в офлайне и рестарт после ограничений. Например, салоны красоты, организаторы беговых клубов, концертные площадки. Они спасаются только за счет финансовой подушки.
  • Пауза в офлайне и частичный или полный переход в онлайн. Например, спортивные школы и музеи. Студия йоги сделала бесплатные тренировки частью воронки продаж. Ювелирная сеть, у которой концепция бренда была заточена на офлайн продажах, перенесла магазин в онлайн.
  • Разработка новых продуктов. Например, бренд одежды, специализирующийся на базовой одежде, во время пандемии внедрил костюмы для врачей из красной зоны. Парфюмерный бренд переключился на разработку санитайзеров и начал делать ароматы с крупными компаниями. Туристические фирмы разработали кампании, направленные на отдых по России.
  • Продолжение деятельности офлайн и поиск новых ниш. Ритейлеры, которые не продают товары первой необходимости, внедрили формат dark store: продолжали продавать свои продукты бесконтактно.

Новые тренды в HR, которые останутся надолго

Появилась потребность быстро и массово обучать сотрудников. Когда всех перевели на удаленку, пришлось внедрить инструменты для коммуникации, выставления счетов, обеспечения документооборота, проведения встреч и так далее. А сотрудниками нужно было научиться с ними работать.

Например, с помощью сервиса Talenttech.Обучение ритейл-сеть «Магнит» начала оценивать и обучать сотрудников диджитал-навыкам в формате адаптивного тестирования и 3-7-минутных занятий.

TalentTech
TalentTech

Компании осознали важность измерения вовлеченности. По данным Института Гэллапа, прибыльность у компаний с вовлеченной командой на 21% выше, чем у других. Многие подумали, что работая из дома, начнут больше отдыхать. Но в большинстве случаев произошла обратная история: рабочий день увеличился, началась работа по выходным. Сотрудники попали в стрессовую ситуацию, поэтому компании задумались об измерении вовлеченности. Мы увидели, что основновная проблема — страх и непонимание ситуации. Чтобы держать руку на пульсе и вовремя реагировать на трудности, лучше всего подойдут пульс-опросы, ведь они проводятся быстро, но регулярно — легко отследить даже мелкие изменения в настрое команды.

Например, компания «Лента» использовала сервис TalentTech.Вовлеченность, чтобы опросить несколько тысяч своих сотрудников. В опросе участвовало около 5 000 работников торговой сети, пятая часть из них трудится удаленно. 75% сотрудников отметили, что им удалось настроить себя на эффективную работу, только 5% ответили отрицательно.

Пульс-опросы помогли нам быстро «замерить» настроение сотрудников, а также получить информацию о том, что мешает эффективной работе на удаленке. Мы оперативно отреагировали на эти запросы и, я надеюсь, сделали жизнь наших сотрудников чуть проще. Причем платформа ТalentTech.Вовлеченность позволяет анализировать результаты не только в разрезе ответов, но и в разрезе городов и подразделений компании.

Маргарита Титова
TalentTech
TalentTech

Встал вопрос онбординга в новом формате. Адаптация — это сценарий, по которому новичок знакомится с командой и процессами. Но мало кто понимал, как адаптировать сотрудника, который пришел в коллектив во время работы на удаленке и ни разу не видел коллег вживую. Этот элемент заботы не должен потеряться в новом мире. Удаленный процесс адаптации может быть настроен с помощью технологий, например, приложения для онбординга TalentTech.Адаптация.

Вырос спрос на системы автоматизации подбора и найма, а также использование искусственного интеллекта. Автоматизация найма стала особенно востребована среди компаний, где потребовался массовый подбор. Например, металлургический гигант «Северсталь» с помощью Sever.ai и Potok.io отобрал 36 человек из 5400 кандидатов на лидерскую программу и сэкономил 156 рабочих часов HR-менеджеров.

Фрилансеры заменили студии разработки. Многие компании задумались, где и как искать профессиональных исполнителей для конкретной задачи, но при этом не мучиться с долгим ненужным оформлением человека в штат. Мы заметили, что с момента начала карантина компании стали чаще искать фрилансеров. Так, на фриланс-бирже FL.ru в период майских праздников исполнителей стало в 2,7 раза больше по сравнению с маем 2019 года, а также выросло общее количество заказов: плюс 73% к значениям сопоставимого периода в мае прошлого года. Больше исполнителей стало в сферах, для которых не требуются сильные hard skills на входе: например, тексты (+306,1%) и фотография (+315,3%). Вырос спрос на обучение и консультации (+124%).

2
Начать дискуссию