«Спасибо, что мы работаем не в банке»: как финансовый рынок труда переживает пандемию

Одной из отличительных особенностей начала «коронакризиса» стала глобальная неопределенность, и рынок труда здесь не стал исключением. О том, как преодолевает пандемию рекрутмент в финансовой сфере, рассказала в своей колонке Ксения Бялыницкая, руководитель HR-направления IDF Eurasia (бренд Moneyman).

Многие топ-менеджеры компаний и HR-специалисты рассчитывали на то, что высвободится большое количество высококвалифицированных кадров. Следовательно, можно будет «снимать сливки» и нанимать таких сотрудников на максимально выгодных для компании условиях. Но данное предположение не коснулось финансового сектора. Мониторинг вакансий и состав входящего потока кандидатов показали, что работу здесь преимущественно искали те, кто занимался этим и до пандемии. Насколько мне известно, во многих других отраслях (если не брать в расчет наиболее пострадавшие) наблюдается аналогичная картина.

Также кандидаты в целом не были настроены пересматривать свои зарплатные ожидания в ее фиксированной части, но потенциально были готовы отказаться от выплат премиального характера, например, годового бонуса. При этом не наблюдалось у кандидатов и готовности отказаться от различных бенефитов. Что касается нашей компании, IDF Eurasia, мы постарались сохранить нематериальные поощрения в полном объеме — это ДМС, корпоративное такси, курсы иностранного языка и пр. Думаю, многие согласятся, что, во-первых, бенефиты являются эффективным инструментом поддержания лояльности сотрудников, во-вторых, в условиях режима удаленной работы они помогают людям чувствовать себя менее оторванными от компании. Как показывает опыт, частичная или полная отмена соцпакета для работников выглядит как «красная лампочка», сигнализирующая о том, что дела в компании идут неважно. Также стоит отметить лояльность соискателей в это непростое время — мы временно приостанавливали найм, кандидаты относились к этому с пониманием. Те, чьи кандидатуры мы утвердили до начала пандемии, но вынуждены были отложить их выход в связи с обострившейся ситуацией, с готовностью приняли вызов и сообщили о неизменности своего решения стать членами нашей команды.

При этом спрос на наемных работников не показал большого спада — об этом говорит тот факт, что оставшиеся без работы сотрудники банковской отрасли недолго оставались на рынке труда. Дело в том, что некоторые банки прощались с целыми департаментами, по большей части, это были бэк-офисы в регионах (колл-центры, коллекшн-службы, отделы верификации). Также закрывались проекты, соответственно, отпадала потребность в нанятых специально под них людях. В целом доля сокращений в банках могла достигать 20% от численности бэк-офисов/проектов. Среди компаний микрофинансового сектора масштабы бедствия в данном направлении оказались существенно ниже. Например, нашу компанию за последние 4 месяца покинули менее 2% от всех сотрудников, включая региональный бэк-офис в Казани численностью более 200 человек. Некоторые сотрудники даже отдельно выражали благодарность и говорили: «Спасибо, что мы работаем не в банке». Несмотря на то, что компания чувствовала себя достаточно уверенно, без сокращений не обошлось, но при этом количество нанятого персонала превысило количество ушедших сотрудников, т.к. до начала пандемии были запланированы расширения некоторых департаментов, от которых мы не отказались.

Отдельно хочется отметить, что среди соискателей выросла популярность именно финтех-компаний, как онлайн игроков отрасли. До пандемии одной из основных причин, по которой люди хотели перейти в финтех-индустрию, было желание уйти от концепции, когда ты трудишься на одной должности со строгим разграничением обязанностей, не видишь и не понимаешь, как твоя работа влияет на результаты других подразделений и компании в целом, а для карьерного роста нужно отработать не менее 5 лет. Еще раньше работать в финтехе было просто модно, и все выпускники ведущих ВУЗов хотели работать в этой сфере. Сейчас же из аргументов кандидатов, наученных опытом пандемии, становится понятно, что финтех для них привлекателен в том числе и тем, что здесь больше шансов сохранить рабочее место во время различных ЧС, т.к. работа в такой компании не привязана к определённому месту, то есть для них это — возможность обезопасить и подстраховать себя, а в текущей ситуации это не маловажный фактор.

Оценивать последствия кризиса еще рано, многое впереди, но в целом, рынок труда в финансовой сфере преодолевает его успешнее многих других, хотя и не обходится без сокращений заработных плат и персонала. Многие из тех, кто потерял работу, смогли достаточно быстро найти новое место, опять же, это не касается всех отраслей экономики, наши соискатели демонстрировали адекватное поведение в такой ситуации, ну а некоторые компании даже выиграли в части своей привлекательности, как работодателя.

1111
Начать дискуссию