Четыре коммуникации молодого руководителя на производстве

Четыре коммуникации молодого руководителя на производстве

По моей личной статистике на вопрос «кто учил вас руководить?» мастера участков и бригадиры чаще всего отвечают «никто». И добавляют «жизнь». Иногда можно услышать ответ «начальник давал советы». Между тем, особенно начинающему мастеру производственного участка предстоит выстраивать четыре главных коммуникации, определяющих его повседневную и перспективную работу. Чтобы этот процесс был осмысленным и продуктивным, производственному руководителю помогут следующие ориентиры.

Коммуникация с руководителем

У мастера участка есть руководитель – начальник цеха. У бригадира – мастер участка. У старшей смены – бригадир и т.д. Чтобы понять важность и смысл коммуникации со своим руководителем, помогут вопросы: «чего ждёт от меня руководитель?» и «чего я хочу от своего руководителя?». Помимо выполнения производственного плана, руководитель ждёт от мастера участка решения возникающих проблем. Важно – ждёт самостоятельного решения, чтобы бригадир или мастер участка не отвлекал его. Чего ждёт от своего руководителя мастер участка? Во-первых, плана на неделю, на месяц. Во-вторых, поддержки, как от более знающего, опытного и наделённого большими ресурсами. 
Нужно добавить, что линейный руководитель должен обладать полномочиями, чтобы решать поставленные перед ними задачи. Чтобы максимально быстро получить эти полномочия от руководителя, необходимо брать на себя ответственность.

Коммуникация с коллективом, с командой

Вторая коммуникация руководителя – это взаимодействие со своими подчинёнными: с рабочими, бригадирами, старшими смен. Бригада ждёт от бригадира того же, что и он ждёт от своего начальника: чёткого плана, ясной постановки задач, помощи и поддержки в сложных ситуациях. Во многом ожидания мастера участка от своего персонала схожи с первой коммуникацией: он ждёт, что коллектив будет выполнять плановые задания, решать поставленные задачи, своевременно сообщать о возникающих проблемах и решать их. Но есть одно дополнение – мастер участка ждёт от коллектива доверия, а коллектив хочет, чтобы мастер участка был авторитетом для людей. Поэтому на тренинге мы разбираем отдельную тему «Доверие руководителю», отрабатываем инструменты для ускорения формирования доверия со стороны коллектива. Это тем более актуально для тех, кто ещё вчера был одним из работников, а сегодня у него сменилась роль – он стал руководителем для своих коллег, перестал быть одним из…

Коммуникация с изделием, продуктом

Отличительной особенностью любого производства является физический процесс, в результате которого рождается продукция. В этот процесс вовлечено оборудование, материалы, инструменты, средства защиты работников и, конечно, технологический процесс. Фактически, каждая операция производится по той или иной технологической карте, которую разрабатывает технолог. Важнейшая коммуникация мастера участка – с технологом. Часто встречаются случаи, когда от высокого руководства поступают указания напрямую технологу. Происходят изменения в производственном процессе, о которых мастер участка узнаёт слишком поздно. Сразу возникают сложности. Вывод – выстраивание коммуникаций со всеми влияющими на процесс специалистами – задача мастера или бригадира на своём участке. Только так он сможет добиваться выполнения плана с установленным уровнем качества, поскольку ему надо обеспечить процесс материалами, научить людей, разработать и выдать им дневные задания. Для этого надо самому хорошо понимать изменения в производственном процессе, оценивать риски.

Коммуникация с потребителями продукции

У произведенной на участке продукции сразу несколько потребителей: следующий участок, участок упаковки, склад, служба логистики, отдел продаж, который продает эту продукцию. Наконец, конечный потребитель – кто непосредственно будет пользоваться этим изделием. Чтобы учесть пожелания и требования всех к продукту, производственному руководителю также необходимо получать эту информацию. Чаще всего требования от внешних потребителей поступают опосредованно. А вот замечания от соседнего участка, упаковщиков и склада – непосредственно, как от внутренних клиентов. Уметь слушать и слышать их, договариваться, искать компромиссы – также важная компетенция производственного руководителя.

Выводы

Деятельность руководителя на производстве проще анализировать через рассмотренные выше четыре типа коммуникаций. Самооценку руководителю удобнее сделать, если он ответит себе на вопрос: «в какой коммуникации сейчас я проседаю?». С чего начать? Начинать своё становление мастер участка или бригадир должен с выстраивания коммуникации со своим руководителем. Желаю начинающим производственным руководителям терпения в работе с людьми. Развивайте себя, берите ответственность, показывайте пример и всё получится.

Автор: Владислав Злобин, бизнес-тренер Тренингового Агентства «Мастер-Класс»

11
Начать дискуссию