Стоимость найма: Скрытые расходы и как их посчитать без ошибок

Cost per hire - один из наиболее используемых показателей HR и KPI для набора персонала.

Стоимость найма: Скрытые расходы и как их посчитать без ошибок

Понимание стоимости на человека позволяет принимать стратегические решения, инвестируя в усилия по набору персонала. Другими словами, это помогает в принятии решений относительно затрат, связанных с процессом найма, а также позволяет оценить стоимость труднозаполняемых должностей.

Существует много затрат, связанных с наймом нового сотрудника, некоторые из которых очевидны, а некоторые не так прямолинейны. Например, как вы определяете количество маркетинговых материалов, необходимых для объявления вакансии? Или как вы рассчитываете стоимость процесса собеседования? Это делает стоимость найма, возможно, одной из самых важных, но также и наиболее сложных показателей.

Давайте посмотрим на определение стоимости найма, формулу и то, как это рассчитывается.

Стоимость найма (Cost per Hire, CPH) — это показатель рекрутинга, который измеряет затраты, связанные с процессом найма новых сотрудников. При его расчете учитываются все расходы на найм, включая рекламу, бонусы, лицензии, заработную плату рекрутеров и др.

Стандартная формула расчёта CPH, разработанная Обществом управления человеческими ресурсами (SHRM) совместно с Американским национальным институтом стандартов (ANSI):

CPH = (Расходы на внутренний подбор персонала + Расходы на внешний подбор персонала) / количество нанятых сотрудников

В CPH часто не включают расходы на адаптацию или обучение, но, если компания относит такие статьи к расходам на найм, вероятно, и такая метрика может быть полезна.

Определения внутренних и внешних расходов разняться от источника к источнику, но вот какие определения мы считаем наиболее конкретными и определенными:

1. Внутренние затраты в первую очередь включают расходы, понесенные за рабочее время. Все люди, участвующие в процессе подачи заявки, включены в их рабочую нагрузку и, конечно же, пропорциональную зарплату человека, который занимается подбором персонала — в зависимости от того, какой процент своего рабочего времени они для этого используют.

Исходя из определения, внутренние расходы включают:

  • заработную плату рекрутеров, включая переработки и бонусы;
  • расходы на обучение рекрутинговой команды;
  • расходы на технических специалистов;
  • административные расходы, такие как расходы на офисное оборудование, аренда, питание, расходы на гостиницу;
  • реферальная программа.

Предлагаем разделять внутренние расходы также на две группы: БФОТ рекрутинга и остальные. При анализе это позволит легко понять за счет чего итоговая сумма может превышать ожидаемую.

2. Определение внешних затрат звучит так: расходы, связанные с входящим счетом.

Ко внешним расходам часто относят:

  • продвижение вакансий, затраты на рекламу и маркетинг;
  • ярмарки вакансий;
  • закупка лицензий и прав доступа, технологические расходы;
  • проверка биографических данных кандидата;
  • переезд сотрудника, если он находится в другом городе.

Мы разобрались с теорией, но как только расчёт переходит к практической части, все становится чуть сложнее, так как итог зависит от множества статей расходов, которые в него входят. Важно с самого начала четко определить, какие затраты вы будете включать при расчёте стоимости найма в вашей компании. Это даст возможность оценки динамики и оперативной корректировки стратегии на основе полученных данных, в связи с этим - состав затрат желательно не менять или делать это крайне редко и измерять постоянно.

Итак, давайте посчитаем.

Постановка задачи

Рассчитать стоимость найма в компании и сделать выводы на ее основе.

Какие данные нам нужны?

А самое главное – как их получить? Предположим, у нас современная компания, которая ведет учет расходов в 1С. Из 1С мы забираем расходы по следующим условным статьям (вместе с датами, конечно):

Внутренние:

  • Окладная часть, НДФЛ, страховые, переработки, премии и бонусы
  • Обучение команды
  • Офис и оборудование
  • Реферальная программа

Внешние:

  • Лицензии и право доступа
  • Продвижение вакансий
<i>Часть задачи уже решена</i>
Часть задачи уже решена

Затраты на технических специалистов

Дальше предположим, что в компании есть таск-трекер, который еще и отдает данные по API или кладет данные в БД, откуда мы их и подцепим. Забираем из таск-трекера часы, списанные в таску под названием «Техническое интервью» с привязкой к сотрудникам. Дальше, чтобы понимать, сколько стоили эти часы, нужно уточнить ставки инженеров у бухгалтера.

Стоимость найма: Скрытые расходы и как их посчитать без ошибок

И, зная количество принятых в периоде кандидатов, можем рассчитать стоимость найма.

Стоимость найма: Скрытые расходы и как их посчитать без ошибок
Стоимость найма: Скрытые расходы и как их посчитать без ошибок

Что может дать знание о стоимости найма?

1. Во-первых, имея только значение стоимости найма и план найма, можно планировать расходы на будущие периоды. Например, если необходимо в год закрыть 20 мест, при стоимости найма 400 000, можно рассчитать бюджет найма на следующий год - от 8 000 000.

2. Зная, сколько кандидатов с какого источника было принято, сколько расходов уходит на рекламу, подписки и лицензии, можно сократить расходы на нерелевантные и убыточные ресурсы, отдавая предпочтение другим или реферальной программе.

3. Если в компании организована фиксация затраченного рекрутерами и техническими специалистами времени в разрезе вакансий, то можно посчитать стоимость найма на конкретную должность.

4. Зная стоимость найма и конверсию по источникам, вы можете определить, какой источник приносит вам больше кандидатов за меньшую среднюю стоимость. Об этом, кстати, будет наша следующая статья 😊.

5. Затраты на привлечение технических специалистов часто скачут от периода к периоду, это может быть связано с набором команды под новый проект (в этом случае затраты на привлечение технических специалистов составляют большую долю), а иногда расширяется штат административного персонала (в этом случае, при одинаковом найме, затраты на технических специалистов сокращаются). Понимая требования к стеку найма будущего периода можно заложить часы и ставку, опираясь на аналитику прошлого.

6. Необходимость в использовании новой технологии поставит вас в положении, где необходимо будет выбирать: нанять нового сотрудника или отправить на обучение человека в штате. Понимая стоимость найма, стоимость обучения и расходы, которые будут связаны с отсутствием вашего сотрудника на рабочем месте во время обучения, можно принять эффективное решение.

На что обращаем внимание при сборе внутренних и внешних расходов:

  • Часто рекрутер может занимать также позицию HR. В этом случае в расчёт пойдет часть его заработной платы и налогов.
  • Сбор расходов на привлекаемых технических специалистов может быть сильно затруднен, если время, затраченное сотрудниками, фиксируется «на бумажке» или не фиксируется вообще. Также, если вы не знаете внутренние фактические ставки специалистов, вы будете взаимодействовать с бухгалтером.
  • Закупка лицензий, часто в качестве выгоды и удобства, происходит раз в год на одноименный срок. Чтобы корректно рассчитывать расходы на найм в период, меньший купленной лицензии, нужно делить расходы пропорционально количеству месяцев или дням в них.

    Например, лицензия обошлась компании в 100 000, и куплена она на год с 1 января 2024. В этом случае, при расчёте стоимости найма за Q1, в расчет возьмем 100 000 / 366 * (31+29+31) = 24 863,39.

Поделитесь, какие нюансы при расчете стоимость найма есть в вашей компании?

Оставьте заявку на нашем сайте, если хотите получить готовые шаблоны для расчетов.

Дополнительно, в нашем Телеграм-канале Это точно можно сделать быстрее вы найдете еще больше полезных материалов. Подписывайтесь, чтобы не пропустить важные инсайты и сделать ваш HR-процесс быстрее и эффективнее.

44
Начать дискуссию