{"id":13577,"url":"\/distributions\/13577\/click?bit=1&hash=e52de3cb96bc976bea78d5b7766560bb7dab3556d094a176b9efc522dc9ec6a3","title":"\u041a\u0443\u0434\u0430 \u0443\u0442\u0435\u043a\u0430\u0435\u0442 \u043c\u043e\u0439 \u0431\u044e\u0434\u0436\u0435\u0442 \u043d\u0430 \u0440\u0435\u043a\u043b\u0430\u043c\u0443?","buttonText":"\u041a \u043c\u043e\u0448\u0435\u043d\u043d\u0438\u043a\u0430\u043c","imageUuid":"f14d918a-59c9-5701-b718-30025e0ce469","isPaidAndBannersEnabled":false}
Карьера
Сбер

«Я угадаю эту функцию с одной строки». Как Сбербанк находит разработчиков с помощью онлайн-игры

Все IT-компании охотятся за хорошими программистами. В 2019 году Сбербанк начал искать нестандартное решение, которое позволяет видеть, как специалисты пишут код, выявлять лучших и приглашать их в компанию. Вместе с компанией Geecko мы создали первую в мире браузерную игру для найма программистов — SberCraft. Что из этого получилось, рассказал руководитель методологии IT-подбора Сбербанка Виталий Евдокимов

Сбербанк довольно давно экспериментирует и с геймификацией, и с механиками поиска и найма сотрудников. Стандартная схема найма — зачастую стресс для кандидатов, а некоторые программисты сознательно прячутся от рекрутеров или попросту не ищут новую работу. В 2019 году у нас появилась идея придумать новый канал для привлечения талантливых программистов — создать автоматизированную систему оценки навыков и совместить это с геймификацией.

«Мы хотели добраться до программистов, которые не ищут работу прямо сейчас, но могут заинтересоваться нашими проектами. И придумать новый инструмент, который поможет не только пообщаться с ними, но и сразу увидеть, как они пишут код. При этом мы решили пропустить этапы с резюме и техническим интервью — чтобы сразу переходить к обсуждению задач», — объясняет Виталий.

Тогда же мы познакомились с компанией Geecko, которая разработала продукт, позволяющий автоматизировать процесс предварительной оценки навыков соискателей: пользователи пишут код в своем браузере, а система определяет положение пользователя в рейтинге. У нас была гипотеза, что формат компьютерной игры подойдет для такой оценки лучше всего, и мы решили вместе ее протестировать.

«Наше решение Skills помогает приоритизировать людей, а не отсеивать их. Оно дает понять, с кем из кандидатов стоит пообщаться в первую очередь: это люди, способные быстро решать задачи, совершая минимум ошибок. Мы помогали компаниям искать программистов, но опыта в геймдеве у нас не было — до тех пор, пока мы не познакомились со Сбербанком», — рассказывает CEO Geecko Максим Мещеряков.

Тимлидиус, HR-эльф и борьба между сторонниками пробелов и табуляции: как делали SberCraft

Пообщавшись с Geecko, в Сбербанке решили сделать совместный проект — онлайн-игру с задачами для программистов. Это идеальный способ сделать поиск работы увлекательным для разработчиков: по кастдеву Geecko, 90% из них пошли в профессию как раз благодаря любви к компьютерным играм.

Начало игры: игроку предстоит решить первую задачу, чтобы забрать свою одежду

«Сделать игру нужно было быстро: мы поставили себе срок 10 календарных дней. Это было создание полноценного продукта с нуля: над ним работали продакт-менеджер, проджект-менеджер, сценарист, иллюстратор, квиз-мастер, бэкенд-разработчик, фронтенд-разработчик и два дизайнера. Единственное, что нас в те дни волновало, — чтобы получилось круто. Сделали верхнюю прорисовку персонажей — круто. Сделали детализацию — некруто: перерисовываем. Команда отреагировала примерно так: ну наконец-то геймдев, ура. То есть у нас буквально исполнилась мечта, поэтому мы практически поселились в офисе и перестали спать», — рассказывает Максим.

Благодаря геймификации мы сделали процесс подбора интересным для кандидатов: разработчики любят онлайн-игры. В такой большой компании, как Сбербанк, одновременно открыто большое количество вакансий, и классических инструментов рекрутинга становится мало. Специалисты не хотят обновлять резюме или откликаться на вакансии, зато с удовольствием играют в SberCraft.

Вероника Фомичева, методология IT-подбора

Постапокалиптический мир игры разделен на две фракции: староверов (топят за пробелы) и новообрядцев (топят за табуляцию). Цель — не дать противникам переписать сервер и разрушить баланс. В игре пять заданий, которые надо пройти примерно за час.

Все начинается с того, что герой просыпается голым в поле и встречает Тимлидиуса. Это красный шар — персонаж, который сопровождает игрока. За одеждой герой вынужден идти в интернет-кафе, где накануне сидел в долг. Чтобы забрать одежду, он соревнуется с хозяином заведения в программировании. На следующих этапах герой встречает эйчара-эльфа, сисадмина и других персонажей, а заканчивается SberCraft поединком с боссом.

Отзывы игроков на SberCraft

— Очень хорошо, была лишь одна проблема: я начал изучать программирование только для прохождения этой игры. Стартанул игру, правда, на Python, а закончил на JS: )


— Все круто. Не ожидал такого жесткого ограничения по времени (но это и круто), так как очень давно не решал подобные задачки. Игра замотивировала открыть HackerRank и порешать еще. Вот за это спасибо! Делайте такие проекты чаще.

— Забавно. И такого сорта тест, я подозреваю, неплохо проверяет сообразительность… Но ограниченное время подталкивает к не самым крутым решениям… Моё решение задачи про бочки — это, конечно, асимптотический ужас

Что было дальше и как изменится SberCraft

В Сбербанке верили, что SberCraft выстрелит, потому что продукт получился классным. Но результат превзошел ожидания: сразу после релиза и запуска рекламы мы получили 4 500 игроков, из которых 500 оказались целевыми — теми, с кем рекрутеры захотели пообщаться. Среди этих ребят были программисты, которые дали понять, что хотели бы работать в Сбербанке. Мы сознательно не стали делать загрузку резюме обязательной (убрав еще один стрессовый для кандидатов этап), поэтому знали о большинстве игроков только то, насколько хорошо они написали код в игре. И многие справились с этим отлично.

«Чтобы никого не упустить, особенно тех, кто сообщил о желании работать у нас, нам пришлось очень быстро и с нуля построить процесс взаимодействия с участниками игры. Отдельная команда рекрутеров тогда занималась только этим: они отбирали игроков с лучшими результатами и связывались с ними. Это не было похоже на собеседование: получалось скорее дружеское общение с рассказом о наших проектах. Если мы понимали, что программист интересен Сбербанку, а Сбербанк — ему, рекрутер приглашал его познакомиться с руководителями разработки различных продуктов. Они уже видели пример кода, написанного игроком, и обсуждали с кандидатом задачи, проекты и ожидания — на понятном обоим языке и в комфортной обстановке», — объясняет Виталий.

При этом SberCraft все-таки оставался демоверсией, которую мы начали дорабатывать сразу после релиза. Например, первое время в игре было четыре языка: Java, JavaScript, Python и Swift. Многих это расстраивало, поэтому теперь в SberCraft 12 языков, причем четыре из них даже неактуальны для Сбербанка: их добавили, потому что был запрос со стороны сообщества. Сейчас 40–50% игроков проходят игру до конца. Большинство выбывших из SberCraft не справляются с первым и вторым уровнями: «отваливаются» люди, которые в принципе не могут или не хотят написать код. Зато те, кто проходит первые два этапа, обычно справляются и с остальными, более сложными уровнями: наверное, просыпается азарт и желание узнать, чем закончится история.

Сейчас у нас есть огромный бэклог задач по SberCraft, которые мы обсуждаем с Geecko. Например, в игре одинаковые задания для всех, но в будущем мы хотим сделать разные по сложности задачи для специалистов с разным опытом. Еще многие игроки просят убрать ограничения по времени прохождения заданий, и это мы тоже обдумываем.

Так выглядит босс — чтобы его победить, придется писать код

SberCraft — это демоверсия, прототип того, каким будет найм в будущем. Мы видим, что геймификация — это отличный инструмент взаимодействия с аудиторией. Возможно, люди устали от простых форм и кнопок. А такой подход позволяет пользователям вновь почувствовать, что они наблюдают зарю становления интернета. Если компания старается сделать найм комфортным для кандидатов и идет им навстречу, она открывает для себя огромное окно возможностей. В поиске работы не должно быть стресса — только фан и удовольствие от процесса.

0
17 комментариев
Написать комментарий...
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Voin Mraka

таб онли, за спейс руки отрубать! :3 

Ответить
Развернуть ветку
Артём А.

А там был серверус эскейп?

Ответить
Развернуть ветку
Ilya Sergeenko

Кто прошёл - напишите отзыв тут. Хотим добавить «можно грабить корованы»

Ответить
Развернуть ветку
Maxim Mescheryakov

У нас это достаточно частый запрос :)

Ответить
Развернуть ветку
Prolis Labkk

А потом Сбербанк кидает крутых программистов
https://vc.ru/claim/145282-domklik-sberbanka-anonimno-pytalsya-kupit-u-menya-intellektualnye-prava

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Sakhno

Тексты и персонажи - зачёт. Отдельными респектами хотелось отметить музыку и сюжет. Мне понравилось)

Ответить
Развернуть ветку
Denis Mayorov

Если отвлечься от того, что Сбер скоро алкашки и интим-магазины начнет под своим брендом открывать, то история очень крутая)

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Седов

Крутая тема. В игре постигать тонкости программирования как минимум интересно. Как максимум – хороший способ по-быстрому прокачать свои навыки здесь и сейчас и найти слабые места, над которыми стоит поработать. 

Ответить
Развернуть ветку
Анастасия Литвин

Интересный оригинальный подход.
Как-то давно Google искал нечто подобным образом талантливых программистов. Они разместили билборды с кодом, который могли понимать только программисты, далее пытливые умы пробивают по своим данным что это за код и выходят на новую задачу, и через несколько разных пунктов выход на hr

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Kalinnikov

Выглядит круто, а определены ли уже результаты этого Эксперимента с геймификацией?

Многое можно измерять - и не только скорость найма, расходы на наем, число откликов на одну позицию, но и время работы сотрудника в Банке, скорость его карьерного роста, качество работы, выполнение KPI. Пока что, как я понимаю, Эксперимент только начался и никаких метрик не подсчитано.

Как я понял, всё базируется на одной гипотезе, что "Геймификация поднимет интерес", которая, видимо, базируется на том, что "Поколение Z любит играть, а поколение X/Y устало от традиционных методов". Интересно было бы посмотреть на (1) работы психологов, (2) иностранный опыт в этой сфере.

Насчет иностранного опыта - наиболее интересен опыт Imbellus, которую купило McKinsey. Там игра с островом, а лидеров рейтинга определяют путем оценки соответствия их игрового поведения тем, кто уже работает в McKinsey. Уже есть ряд статей, что это провальный метод -  достаточно вспомнить хотя бы принципы Чарльза Дарвина, о том, что эволюцию двигает многообразие и случайные мутации. С другой стороны, до сих пор остаются люди, которые не играют, как это ни странно. неужели стратегия металлургического завода от геймеров лучше, чем от производственников? Хотя, нужно смотреть непредвзято....

Также интересно, как в SberCraft решены проблемы множественных регистраций (зарегился, заскриншотил тесты, попросил друга помочь, прошел во второй раз), неоптимизированных алгоритмов (быстрые на малом объеме данных, но медленные на большом), отсутствия комментариев к коду (или они теперь не нужны?).

Сейчас в SberCraft можно зайти без верификации мобильного и с несуществующим е-mail адресом. Стоило бы это исправить!

Ответить
Развернуть ветку
Сбер
Автор

Привет, Александр! Запуская SberCraft, мы хотели нанять лучших кандидатов. И нам это удалось: самые умелые игроки стали нашими сотрудниками.

У нас не было цели построить систему с непредвзятой оценкой, которую невозможно обмануть, поэтому мы не планировали привлекать психологов для анализа ситуации. Но нам было важно взаимодействовать с аудиторией и показать IT-сообществу, что Сбер сегодня — это современная IT-компания.

В борьбе за IT-специалистов компании применяют различные инструменты: проводят конференции, хакатоны, митапы, общаются с аудиторией в тематических каналах. И SberCraft один из способов общаться с аудиторией. За время рекламной кампании мы сумели вовлечь в игру и ее обсуждение 4,5 тысяч специалистов, и еще столько же получили органически после завершения рекламной кампании.

А если говорить об объективности оценки, то интервью с руководителем все равно никто не отменял. Даже если игрок «обошел» правила игры, это станет понятно дальше. Мы рады, что наш эксперимент кончился успешным наймом, как и сами соискатели рады, что нашли работу благодаря подобной активности.

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Kalinnikov

Спасибо за подробный комментарий! Конечно, я согласен, что нужно идти в ногу со временем,  и у Сбера это отлично получается!

Ответить
Развернуть ветку
Сбер
Автор

Спасибо за вашу оценку! Нам приятно :)

Ответить
Развернуть ветку
Ekaterina Wodlina

Бадеева мне найдите!!!

Ответить
Развернуть ветку
Ekaterina Wodlina

И передайте ,что ему ...   

Ответить
Развернуть ветку
Yana Ivanova

Очень крутой подход! 👏👏👏👏

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 17 комментариев
null