Как проверить работодателя и выбрать компанию для трудоустройства

Как проверить работодателя и выбрать компанию для трудоустройства

Привет, с вами Вячеслав Егоров, основатель и CEO MediaTen. Моя компания 13 лет разрабатывает для бизнеса коммерческие и корпоративные веб‑платформы, сервисы и мобильные приложения.

За время работы агентства я всегда шел к укреплению его репутации и перед клиентами, и перед сотрудниками. Но из-за наличия недобросовестных работодателей и мошеннических схем, у специалистов растет недоверие к предлагаемым должностям.

Соискатели заинтересованы в надежном месте работы. И это правильно. Поэтому считаю обоснованным – желание узнать подробности о рассматриваемой компании и убедиться в реальности написанного в ее вакансиях.

Этот гайд о том, как провести свое «расследование» и на что еще стоит обращать внимание при выборе работодателя.

Как проверить работодателя

Вычисление недобросовестных компаний
Вычисление недобросовестных компаний

Убедиться в надежности и честности компании не так сложно, если имеешь представление о том, кого стоит кидать в личный ЧС. Немного внимательности, чуть логики и знание пару официальных платформ – все, что нужно для вычисления обмана.

Первый уровень фильтрации – исключение объявлений от явных мошенников. Буду краток и укажу красные флажки, которые находятся в самих вакансиях и появляются после отклика.

🚩 Завышенная оплата труда и часто для соискателей без опыта.

Реальный пример: помощник на маркетплейс (заявки, посылки, карточки) от 134 500 до 161 400 ₽ до вычета налогов.

🚩 Триггерная надпись, которая подразумевает переход в стороннюю систему с оплатой доступа и вводом конфиденциальных данных.

Классика: ОБРАЩАЕМ ВНИМАНИЕ, после отклика на данную вакансию потребуется предоставление информации или выполнение иных действий на сторонних информационных ресурсах.

🚩 Непонятно где работать и что точно надо делать.

Обычно указано, что для объяснений свяжется оператор или менеджер.

🚩 Положительные отзывы ни о чем конкретном.

Сплошное хэппи без указания, чем именно занимался сотрудник, сколько ему платили и какие условия труда.

К отзывам в целом следует относиться не как к самому правдивому источнику. В зависимости от возможностей площадки их оставляют даже конкуренты. Беря же в учет, что в основном комментируют те, кто чем-то недоволен, а не наоборот, то пара негативных мнений бывших сотрудников зачастую неинформативна. Но когда их десятки, то вряд ли вас ждет что-то хорошее.

Второй уровень – проверка на существование организации, ее вид деятельности и правовые обязанности. Даже наличие компании в Сети не гарантирует того, что она существует. Некоторые лжеработодатели создают сайты-обманки и присылают ссылки на них. Информация на таких платформах выдуманная или дублируется с ресурса реальной фирмы.

1. Самостоятельно введите наименование в поисковик.

Посмотрите результаты выдачи. Если у компании нет ни профиля в браузере, ни сайта, ни соцсетей, то это весомый повод задуматься о ее наличии. Как и то, что выдается другая платформа.

2. Запросите сведения из ЕГРЮЛ или ЕГРИП на сайте ФНС России.

Для этого достаточно указать название компании. В итоге вы убедитесь, что работодатель является юридическим лицом. Узнаете ИНН, ОГРН, вид деятельности, локацию и получите выписку в PDF. Частичные данные можно пробить в сервисе «Прозрачный бизнес».

Результаты поиска моего агентства в сервисе <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fpb.nalog.ru%2F&postId=1500626" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">«Прозрачный бизнес»</a>
Результаты поиска моего агентства в сервисе «Прозрачный бизнес»

3. Интересует должность в IT – посмотрите компанию в списке аккредитованных компаний на "Госуслуги".

Подходит вариант только тогда, когда есть аккредитация. Если она не указана в информации о работодателе, то ее отсутствие не говорит, что он плохой. Возможно, организация не прошла проверку из-за нежелания заморачиваться. Но если написано, что аккредитация имеется, а ее нет, то уже подозрительно.

Проверка IT-компании по аккредитации
Проверка IT-компании по аккредитации

4. Обратите внимание не только на возраст компании, но и ее перспективы.

Чем дольше фирма на рынке, тем она кажется надежнее. Часто так оно и есть. Однако конкуренция и спрос – это определяющие факторы в продвижении и финансировании. Некоторые ищут новых сотрудников из-за того, что не в силах покрыть зарплатные ожидания старым.

Третий уровень – отбор в ходе общения или переписки. Само существование компании не гарантирует, что вам захочется в ней работать. Бывает, что в вакансии перечислен далеко не весь список обязанностей или прописана слишком широкая зарплатная вилка. И за просторным офисом может скрываться помещение на старом заводе. Все эти детали уточните у представителя работодателя, с которым выйдете на диалог.

1. Составьте список вопросов, которые для вас важны в работе. Чем больше вы узнаете деталей в начале, тем меньше риска в дальнейшем.

  • Какой график работы? Требуется ли выходить сверхурочно?
  • Официальное оформление по ТК РФ или другие варианты?
  • Где предстоит работать? Как обустроено место?
  • Есть полный список обязанностей? Время на онбординг? Наставник?

2. Проанализируйте данные вам ответы. Все прозрачно и понятно объяснено – отлично. Говорят, что расскажут детали на собеседовании – либо проблемы с рекрутером, либо с компанией. ЗП может определяться по уровню, но увиливание от тем об условиях работы – явный критерий недобросовестности.

3. Узнайте обо всех этапах отбора на должность. Устраивают ли они вас? Возможно, что вы ведете общение не с самим работодателем, а посредником – кадровым агентством, которое собирает базу соискателей. Да и в компаниях поиск и найм сотрудника может длиться 1-2 месяца. Пока она рассмотрит все резюме, портфолио, тестовые задания… Последние вообще могут быть лишь способом сбора готовых решений. Их следует внимательно изучить перед выполнением.

Примеры тестовых заданий для копирайтеров
Примеры тестовых заданий для копирайтеров

Четвертый уровень – очное знакомство, оффер и договор. По смыслу это отдельные шаги, но они стремительно идут друг за другом. На каждом из них свои звоночки.

  1. При личной встрече попросите показать вам рабочее место и команду. Постарайтесь пообщаться с коллективом, чтобы понять настроение его участников. Аккуратно разузнайте о текучке сотрудников: кто и сколько находится в компании.
  2. При получении оффера еще раз изучите список предстоящих задач, график и прочее – все ли соответствует сказанному ранее.
  3. Прежде чем подписывать трудовой договор, прочтите его полностью! И если есть вопросы, то обязательно их задайте. Заметили подозрительные регламенты и штрафы – вы все еще вправе отказаться от должности.

Даже известные официальные организации грешат конвейером в найме. Увы, удаленным соискателям сложнее распознать настоящие мотивы потенциального работодателя. Как вариант – найти сотрудника компании или хотя бы того, кто о ней знает, живет в том же городе, и спросить его мнение.

Что важно при выборе работы

Исследование <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fancor.ru%2Fupload%2Fresearch%2Fit_survey1.pdf&postId=1500626" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">ancor.ru</a>
Исследование ancor.ru

К неочевидным критериям выбора компании относятся:

  • внутренняя организационная структура,
  • возрастные рамки коллектива,
  • специфика формата деятельности.

Уточнения по данным критериям полезны тому, кому не все равно на свое дальнейшее развитие в карьере и экологичность отношений в команде.

Под внутренней организационной структурой часто понимают только ранжирование штата. На самом деле это и способы коммуникации, и наличие обучения специалистов, и проведение грейдирований, и система поощрений, и мероприятия, и плюшки. Узнать о ней можно еще в переписке или на собеседовании. Тогда же и спросить о возрасте сотрудников.

Молодой коллектив – не самый подходящий вариант для взрослого соискателя на должность одного уровня с тем, кто сильно младше. И наоборот, в консервативные устоявшиеся взгляды сложно добавить креатив и новый подход.

Про специфику формата деятельности объясню конкретно на IT-области. Именно в ней происходит глобальное непонимание соискателей: в чем разница между отделом в компании с иным видом деятельности, проектной командой и аутсорс-агентством.

Несмотря на выбранное сужение я приведу отличия, которые есть практически в любом направлении. Они обусловлены тем, что и как продает ваш будущий работодатель. И этот напрямую влияет на ваши задачи и профессиональный рост.

IT-отдел

Технический отдел занимается поддержкой аппаратных и программных систем в организации. Специалисты настраивают и обновляют ПО, сами устройства, а также следят за серверами, базами данных и работой функционала платформ компании:

  • корпоративных ERP, PRM, CRM и других систем для управления;
  • сервисов;
  • коммерческих платформ.

Количество сотрудников в подразделении зависит от возможностей и потребностей организации. Например, небольшой юридической фирме достаточно одного универсального спеца, который и с железом на «‎ты», и их сайт проконтролирует. А на веб и мобайл ресурсы известного банка уже и сотни человек не хватит.

Из плюсов трудоустройства в IT-отдел – погружение в одну сферу деятельности. Если брать маленький штат, то зачастую нет особой спешки, контроля и отчетности. Но и развития тоже особо нет.

Как проверить работодателя и выбрать компанию для трудоустройства

Компания, реализующая свои цифровые продукты или сервис

Маркетплейсы, агрегаторы, игры, те же CRMки – все это кому-то принадлежит. И их надо разрабатывать, поддерживать, расширять. Что и делает проектная команда, в которую вы можете попасть.
Здесь уже речь об IT-компании, а не просто подразделении. И ей максимально важен стек специалиста, его уровень и опыт. Соискателю же стоит обратить внимание при выборе работы на то, что от него хотят:

  • создать новый продукт,
  • добавить фичи,
  • поддерживать и отлаживать баги.

Стабильность участия в проекте связана с актуальными требованиями и спросом рынка. Может оказаться и так, что вас освободят от обязанностей после разработки или дадут рутинные задачи, не предусматривающие развития. Вдобавок, одни сервисы успешно существуют несколько лет, другие – 1-3 года.

Как проверить работодателя и выбрать компанию для трудоустройства

Аутсорсинг и аутстаффинг

Аутсорс и аутстафф-агентство – тоже IT-компания, но уже с несколькими проектами в разных направлениях. Главное отличие – продукты не свои, а клиентские. Монетизируются не сервисы и сайты, а продаются услуги по их созданию.

Аутсорсинг – заказная разработка платформы с возможностью дальнейшей поддержки.

Аутстаффинг – временная передача специалистов в команду клиента для ее усиления.

Это одно из самых гибких направлений для соискателя. Опытные компании стараются брать долгосрочные проекты, поэтому у специалистов есть выбор внутри агентства: сидеть на продукте или перейти на более сложный/легкий.

Есть и повышение скиллов, ведь работодатель сам заинтересован в развитии команды и обычно готов оплатить обучение. Например, в моем агентстве с марта 2024 года запущена собственная учебная программа для PHP-разработчиков. Скоро получу аналитику по ее результатам и дам инсайд.

Как проверить работодателя и выбрать компанию для трудоустройства

Представленное разнообразие существует практически везде. Допустим, вы учитель. У педагогов есть варианты устроиться в государственную школу, частную организацию, агентство по репетиторству. При этом преподавать вживую или онлайн, числиться в штате официально или получать деньги как самозанятый, брать детей помладше или готовить к ЕГЭ, а также повышать свою категорию или оставаться на одном уровне. И еще множество нюансов.

Выбирая место работы по формату, помните, что в большей степени все зависит от самой компании и ее внутренней организации. Поэтому, возвращаясь к IT, если вы хотите спокойно отсиживаться, то вам больше подходит маленький отдел в какой-нибудь организации, а если желаете прокачиваться на интересных проектах, то аутсорс/аутстафф-агентство.

Чек-лист для соискателя. На что обращать внимание при поиске работы

  1. Триггеры в вакансиях: зарплата выше рыночной, не требуется опыт, нужно куда-то перейти, заплатить, ввести свои данные.
  2. Регистрация компании: есть ли юридическое лицо, какой вид деятельности.
  3. Прозрачность в предоставлении информации: точность и полнота ответов на вопросы при первом же диалоге.
  4. Коллектив: текучка, возраст, удовлетворенность своей работой.
  5. Соответствие заявленных требований тем, что прописаны в оффере и договоре.
  6. Внутренняя организация: структура, общение, обустройство рабочего места, бонусы, отдых, мероприятия.
  7. Специфика формата работы: чем занимается компания и что может дать вам как специалисту.

Не менее значимо и то, на что согласны вы сами: на какие риски готовы пойти, чтобы устроиться на понравившуюся должность. И советую не ориентироваться только на личный или дружеский опыт в одной компании. Ведь многое зависит от добросовестности самого работодателя и его целей.

Как сохранять баланс на работе, качать скиллы и увеличивать ЗП – читайте в нашем TG-канале.

77
Начать дискуссию