Инструменты, которые позволяют увольнять сотрудников с опорой на данные

Увольнение – это инструмент борьбы за результативность компании, который требует умелого и взвешенного подхода. Мы в Агентстве Paper Planes считаем, что в основе этого подхода должна лежать формула HR, которая изложена в нашей с Сергеем Худовековым книге «В погоне за кадрами». Бумажная версия издания уже раскуплена, но вы можете купить электронную.

HR-метрики могут быть представлены в виде почти такой же формулы, что и коммерческие. Для любого процесса - найма, обучения, удержания, оценки, бренда работодателя - может быть построена формула метрических показателей и индикаторов, и коли это так, то эти индикаторы могут быть разложены, замерены, и мы можем обнаружить «бутылочные горлышки» для текущей системы HR. Эти бутылочные горлышки сдерживают её от большей результативности.

Инструменты, которые позволяют увольнять сотрудников с опорой на данные

Если с точки зрения набора показателей и индикаторов, бутылочным горлышком для нашей HR-системы оказывается производительность (в схеме она обозначена «Ppoints, или Performance Points»), то мы можем уверять, что настало время увольнять.

Какие инструменты позволяют более осознанно расставаться с сотрудниками?

1. Пересмотр организационных схем

Необходимо разделить все структурные подразделения на центры прибыли, центры издержек и центры услуг. Передать центрам прибыли (например, производству) больше полномочий. И сделать так, чтобы они воспринимали остальные отделы компании как своих внутренних подрядчиков, которым платят зарплату. Вскоре вы обнаружите, что продажи и маркетинг перестали плодить вокруг себя издержки. А сотрудников, с которыми не жалко попрощаться, потому что их функции продублированы, легко идентифицировать.

Инструменты, которые позволяют увольнять сотрудников с опорой на данные

2. Увязка работы любого сотрудника с прибылью компании

Если сотрудник любого подразделения подчинен центру прибыли, то сотрудники центра прибыли рано или поздно задумаются, а за что конкретно они ему платят зарплату. Важно, при этом помнить, что не к каждой должности нужно применять универсальные показатели. И не доводить идею до абсурда, исчисляя валовую прибыль с учетом ФОТ уборщиц. Только те параметры, на которые сотрудник может влиять напрямую (а мы способны объяснить, как на них влиять), могут закладываться в основу замера его производительности. Параметры, лежащие за пределами его зоны контроля, включать в систему оценки нельзя.

3. Внедрение дашбордов, управленческих приборных панелей

Когда никто в конце дня не способен ответить на вопрос, как он работал – продуктивно или нет, – невозможно ни управлять мотивацией коллектива, ни принимать решения об увольнении.

4. TFM-сегментация

Иерархическая многомерная кластеризация, которая показывает нам производительность сотрудников аналогично оценке клиентов в RFM-анализе. Каждый сотрудник, как гласит принцип Питерса, рано или поздно выходит на плато продуктивности. Начиная с этого момента, он не может выдавать большей производительности, а вот его зарплатные ожидания продолжают расти. Если этот сотрудник на владеет специализированной и неотчуждаемой компетенцией, имеет смысл с ним расставаться.

Инструменты, которые позволяют увольнять сотрудников с опорой на данные

5. Оценка стратегических компетенций

Для реализации стратегии любой организации нужно, чтобы ее сотрудники обладали определенным набором компетенций. Именно подходящие под нужный портрет сотрудники критически важны для организации. Создание модели компетенций позволяет уйти и от субъективизма оценок, и от частых попыток руководителя повышать тех, кто похож на него и по психотипу, и по набору навыков.

На иллюстрации вы видите модель регрессии, оценивающую, как владение теми или иными компетенциями предопределяет успех или неудачу сотрудника отдела продаж в агентстве недвижимости. В кейсе нами была использована классическая модель компетенций продавца, дополненная результатами аудита процесса продаж. Бюджет сделки и комиссия от продажи выбраны в качестве объясняемых параметров.

Инструменты, которые позволяют увольнять сотрудников с опорой на данные

HR проходит тот же путь, что и маркетинг 3-4 года назад. Это путь математизации, и чем быстрее HR-отделы смогут внедрить математические и прогностические модели, тем меньше они будут переживать за то, кого и как увольнять. Чем больше будет прозрачности в работе каждого сотрудника, тем больше будет возможностей увольнять, не теряя в результативности и производительности.

11
Начать дискуссию