Йога и управление командой: какие принципы из йоги можно применять руководителю?

C первого взгляда cложно уловить, как связаны йога и руководство командой. Однако занятия на ковре — это не просто физкультура, но и практика, развивающая качества, которые актуальны и значимы для управленца. Коврик, где каждый день выполняется практика асан, постоянно расширяется и выходит за пределы этого небольшого пространства под ногами. Именно там можно отлично исследовать собственные стратегии, наблюдать за телом, состоянием ума. А концентрацию и другие сильные стороны учиться переносить в повседневную жизнь и профессиональную деятельность. Подробнее о том, как это работает, рассказываю ниже.

Немного предыстории. Пять лет назад я впервые встала на коврик для йоги. На тот момент Школа возможностей «БУМ» уже существовала, мы занимались развитием корпоративного обучения для крупных брендов. Сейчас помимо управления компанией я являюсь преподавателем йоги в методе Jivamukti.

Предлагаю разобрать три конкретных аспекта из йоги, которые напрямую влияют на состояние в работе.

1. Дыхание

Тут мог бы быть совет про технику «квадрат дыхания», но речь пойдёт о другом. Во-первых, в йоге люди сознательно концентрируются на дыхании, ровный ритм которого — показатель готовности к различным асанам. Если дыхание «теряется», тело ещё не освоило эту форму. Подумайте, какую аналогию можно провести с жизнью. Во-вторых, интенсивные короткие вдохи и выдохи (техника капалабхати) дают бодрящий эффект, влияют на симпатическую нервную систему, а удлинённые выдохи и задержки после них — активизируют парасимпатическую нервную систему и успокаивают организм. Это отличный инструмент для старта или завершения дня. Есть ещё один интересный факт о дыхании. В присутствии значимых людей, от волнения или на ответственных мероприятиях в первую очередь пропадает именно полноценное глубокое дыхание. Возвращая внимание на этот аспект, человек может быстро приходить в норму и брать себя в руки — достаточно просто наблюдать за вдохом и выдохом, можно даже никак не вмешиваться, лишь следить.

2. Фокус

В методе Дживамукти каждый месяц предлагается фокус или тема, которая раскрывается на классах. Этот опыт я переложила на работу с командой, как внутри компании, так и с теми, кому мы проводим обучения. Суть заключается в том, чтобы ставить в приоритет конкретный аспект и уделять ему больше внимания. Это может быть намерение, точка зрения, обещание, о котором вы как руководитель будете вспоминать. Так можно работать, например, над чистотой речи, обратной связью, благотворительностью, отношением ко времени. Лучше всего озвучить фокус для коллег и своим примером возвращаться к нему ежедневно, где-то вдохновляясь цитатами, фильмами, обсуждениями.

3. Чистота в мыслях

Несколько лет назад я услышала мысль от профессора теологии о том, что невозможно выйти на определённый уровень мышления без практики медитации. Тогда меня это удивило, а дальше, выполняя техники концентрации даже на бытовом уровне, я стала понимать эту идею. Замечать тенденции ума, вычищать лишнее, не оценивать, оставаться наблюдателем собственных мыслей. Когда возникает желание торопиться, критиковать, анализировать? Всё это важно отмечать и возвращаться к поставленной задаче — как в медитации, так и на работе. Это может быть 10-минутная концентрация на дыхании у кончика носа, ментальное произношение слов на вдохе «принимая», на выдохе «отпускаю», визуализация позвоночника или другой структуры тела. При регулярном выполнении подобные техники входят в привычку, помогают собраться, настроиться на задачу и отпустить напряжение.

Как итог, рекомендую практиковать и проверять это исключительно на себе, искать то, что будет работать именно на вас. Занимаясь укреплением собственного состояния, руководитель транслирует его на команду. В свою очередь, сильная и зрелая команда — это залог успеха!

Начать дискуссию