«Тетраэдр коммуникации»: идеальная фигура для устойчивого роста бизнеса. Что это? Зачем? Как?

В чем главный драйвер роста в бизнесе можно спорить долго. Влияет ли финансовая грамотность на успех дела? Конечно. Важно ли уметь мыслить стратегически? Бесспорно. Драйвят ли бизнес прокаченные лидерские и управленческие скиллы? Несомненно. При неоспоримой важности всех этих качеств есть одно, без которого их ценность полностью обнуляется. Это качество — крепкие коммуникативные навыки предпринимателя.

Ксения Тихомирова, предприниматель, бизнес-коуч, медиатор
Ксения Тихомирова, предприниматель, бизнес-коуч, медиатор

По личному многолетнему опыту в бизнесе и опыту предпринимателей, которые обращаются ко мне за услугами по медиации, разрешению рабочих споров, конфликтов с партнерами, проблем в коммуникациях с командой, могу сказать точно: слабые навыки в общении рубят на корню самые толковые бизнес-идеи и яркие начинания и мощно срезают конверсию в важных коммуникациях.

Я утверждаю, главная деталь в сложном механизме двигателя в бизнесе — развитые коммуникативные скиллы предпринимателя.

Чтобы прийти к этому выводу, мне пришлось запустить несколько бизнес-партнерств и выйти из одного из них с потерей 50 миллионов, осознав, что главной причиной такого исхода было отсутствие качественной коммуникации между мной и партнером. Не хрупкость бизнес-модели. Не просчеты в стратегии. Не малокомпетентность. Именно неполнота и недостаточность наших коммуникаций.

Этот опыт подстегнул меня получить профессиональные знания в деловых коммуникациях и начать применять их в бизнесе и в экспертной практике бизнес-коучинга и медиации.

Синергия знаний и практического опыта в личных проектах и проектах моих коллег по бизнесу со временем нативно оформилась в систему, которую я назвала «Тетраэдр коммуникации». Это модель отношений, в которую всякий раз вступают стороны коммуникации, вне зависимости от ситуации коммуникативного взаимодействия.

Этот инструмент полезен всем, для кого важен результат общения с тем или другим человеком, особенно если речь идет о долгосрочном взаимодействии. Особенно я рекомендую им вооружиться в ведении деловых коммуникаций в бизнесе.

Тетраэдр коммуникации: что, для чего, как?

Начну с экспресс-урока по геометрии. Что же это за фигура, «тетраэдр»? Это многогранник, сложенный из четырех равносторонних треугольников. Такая форма идеально подошла для демонстрации моей идеи о коммуникациях. Все четыре стороны и все четыре грани фигуры равны. Аналогично этому равны, то есть равноправны, равноценны, и четыре плоскости деловой коммуникации.

Тетраэдр коммуникации: четыре плоскости общения
Тетраэдр коммуникации: четыре плоскости общения

Почему у коммуникации четыре плоскости? Не одна, не две, не шесть?

Изучая взаимодействие между партнерами по бизнесу, сотрудниками компании, заказчиками, подрядчиками, представителями разных государственных, коммерческих и некоммерческих структур, я поняла, что всякий раз при этом возникают (точнее, должны возникать) четыре плоскости коммуникации:

1. Диалог

2. Интересы

3. Роли и функции

4. Договоренности

Если в деловом общении затрагиваются все плоскости, тогда у всех сторон коммуникации есть хороший потенциал для достижения наилучшего результата. Наоборот: если игнорируется хотя бы одна грань, можно с уверенностью сказать, что эффективность коммуникации будет существенно снижена.

Чтобы взаимодействие было продуктивным, а его результат удовлетворительным, стороны обязательно должны прийти к общему знаменателю в интересах, распределении ролей и обязанностей, правилах и тональности диалога и конечных договоренностях. Если будет смазана хотя бы одна из четырех плоскостей, рано или поздно начнут размываться и остальные. Это обязательно скажется на результате взаимодействия всех сторон коммуникации.

Тетраэдр коммуникации: интересы, договоренности, диалог, роли и функции 
Тетраэдр коммуникации: интересы, договоренности, диалог, роли и функции 

Наглядно покажу принцип работы этих четырех граней тетраэдра на примере из практики.

Вот одна из частых ситуаций в отношениях между бизнес-партнерами.

Бизнесмены задумывают общий проект. Приходят к единому знаменателю в целях бизнеса (интересы), в разграничении прав и обязанностей (роли и функции), в итоговых договоренностях (подписывают партнерское соглашение). Происходит запуск. Через какое-то время у кого-то из партнеров кардинально меняются взгляды на цели проекта. Или этот партнер понимает, что, договариваясь на берегу о ролях и обязанностях, он взял ношу не по плечу. Выбранная роль начинает тяготить, вмененные задачи — подтачивать эмоциональные ресурсы. Но об этом он ни слова не говорит партнеру: взялся за гуж, не говори, что не дюж. Свою неудовлетворенность он заминает, несогласие с ролью не высказывает и диалог с партнером не начинает. Такая ситуация часто приводит к взаимному недовольству, острым конфликтам, разочарованию проектом и даже желанию из него выйти.

В коммуникации между партнерами нет диалога, поэтому со временем начинает сыпаться результат первоначальных договоренностей.

Совладельцам бизнеса очень важно быть в диалоге. В любом совместном проекте огромную роль играет то, насколько доверяют друг другу люди, насколько готовы открыто говорить и чутко слышать, насколько понимают важность прозрачности диалога для развития общего дела.

Подобные примеры легко можно встретить в отношениях между собственниками и сотрудниками компании, между топ-менеджерами и линейным персоналом, между продавцами и заказчиками услуг и т.д.

Тетраэдр коммуникации может быть активирован любой из четырех плоскостей. Основанием для общения могут выступить необходимость скорректировать договоренности, пересмотреть распределение ролей, переосмыслить интересы или отшлифовать правила ведения диалога.

Ни одна из граней тетраэдра коммуникации не должна восприниматься как константа, которую нельзя обсуждать и корректировать. Это пластичная, трансформирующаяся система. Только такой подход обеспечит здоровье деловых контактов в предпринимательстве. Только так тетраэдр коммуникации справится с ролью мощного бизнес-драйвера.

Начать дискуссию