Teamgeist, мамонт и проблема! Или как начальнику сплотить команду

Teamgeist, мамонт и проблема! Или как начальнику сплотить команду

Друзья vc.ru! В Германии есть очень модное слово - Teamgeist [Тимгайст] в переводе - командный дух. Широкую известность, да даже популярность, оно получило в 2006. В этом далеком и прекрасном году, в Германии состоялся чемпионат мира по футболу. Тренировал немецкую команду тогда никто иной, как сам Клинсман… Юрген Клинсман. Так вот, он то и дело повторял - "На первом месте у нас в команде тимгайст!" или "Тимагйс это наша сила!", ну и всякие другие там такие лозунги для прессы. Он так часто это делал, то в шутку или нет, но и официальный мячик ЧМ2006 в Германии тоже назвали "командный дух", Teamgeist по-ихнему. Этот „дух“ потом и пинали на зеленых лужайках стадионов всем кому не лень. Ну вот прошло, казалось бы, столько лет, Германия пережила финансовый кризис Европы и толпы беженцев, да даже сам Клинсман сбежал в неизвестном направление... а вот словечко Teamgeist становится все более и более популярным в германском фольклоре. И услышишь его теперь не только в футбольной раздевалке, но и в офисах, на стройках, в школах, да и в местах, где всяким духам быть даже не полагается. Короче, всем охота не только команду, а еще и командный дух нужен, а то ныне как-то и стыдно без духа-то. Вот только когда вопрос заходит о том, "Как сплотить команду?", "Как достичь кооперации и сотрудничества в команде?" и "откуда взять этот самый тимгайст?", появляются советы, от которых не то, что командный дух, да и свой дух испустить можно... Причем тратится куча денег на всякие там семинары, воркшопы, мотиваторов, цели, visions и все такое. А ведь все намного, намного проще. И старик Клинсман, кстати, это тоже знал... Вам нужна только одна вещь - проблема!

Я уже вижу читателей, которые недоверчиво качают головами. Но дайте мне время, до последней строки, чтобы отстоять свою правоту. И давайте начнем с одного простого и важного вопроса, ответ на который мне очень в этом поможет. Вопрос знатокам: "Почему существуют компании?" Нет, не ваша именно, а в общем, так сказать. Ответ на этот коварный вопрос, достаточно ясен: „В мире есть задачи, которые решить можно только вместе! “. Ведь если я один могу решить все задачи, то зачем мне еще кого-то нанимать, чтобы с ними потом и делиться моим заработком? Так? Это значит (и это важно) - компании построены на идее сотрудничества! ВМЕСТЕ это ДКН любой организации.

Здесь правда стоит сделать небольшое отступление про "вместе". В время курса "системное мышление", который мне удалось закончить в MIT (Massachusetts Institute of Technology) нам постоянно вбивали в голову - совместная работа коллектива, как система, это не просто сложение отдельных качеств работников, а комбинирование этих качеств! То есть, когда различные квалификации, роли, характеры, взгляды дополняют друг друга, усиливают друг друга и создают партнерство. Особенно профессора MIT очень любили слово - эмерджентность, которое подразумевает появление у системы свойств, не присущих её элементам в отдельности. Впрочем, стоит признать, что хваленый MIT ничего нового сам не выдумал. Все это знали давным-давно, древние греки. И без всяких там эмерджентностей и других умных ругательств. А суть всего коротко изрек один из известнейших представителей того славного поколения, Аристотель: «целое больше, чем сумма его частей»... Но тогда патентов на всякие умные высказывания не было, поэтому MIT и не стесняется продавать это как свои идеи, делать всякие там семинары и прекрасно подрабатывать. Ну Бог с ними... нам важно понять, что сотрудничество — это фундамент организации и что вместе можно добиться большего, чем в одиночку.

Но не смотря на все эти наши с вами открытия, много начальников постоянно жалуются на отсутствие этого сотрудничества. Они почти уверены, что они одни сделали бы больше, чем весь коллектив, вместе взятый... было бы время, конечно. Это только подчёркивает то обстоятельство, что партнерство в команде не является чем-то обыденным. Набрать людей в фирму, и сделать из людей команду, да еще с командным духом, это два разных ботинка, как говорят немцы. Спешу всех обрадовать - и тут есть ответ и совет! И помощь приходит к нам оттуда, откуда ее никто и не ждал. Мало пока чем отличившиеся наука антропология дает нам очень фундаментальный ответ, и утверждает, что ничто иное, как общие проблемы объединяют и связывают людей самым естественным образом. Конечно, наука не умалчивает и том, что родственные связи или там всякие сексуальные влечения, тоже являются сильными факторами, но о них писать здесь в разделе "Карьера" как-то и не уместно. А вот о проблемах написать можно. Именно эти общие проблемы сплачивают людей, и заставляют кооперировать даже заядлых врагов! ПОЧЕМУ? Потому что мне нужен напарник, чтобы решить проблему! Я связан с ним этой проблемой! Опять отступлюсь. Я не знаю, как у вас, но в моей, тогда еще советской, школьной книге по истории была большая картинка "охота на мамонтов". Там было нарисовано, как толпа голодных, волосатых мужиков в шкурах тычет копьями в бедное животное, которое уже предвидит неминуемую погибель. Хорошая картинка-то была. В принципе это - прекрасная иллюстрация первобытной компании…. типа там "ОАО мамонт майнинг". Была проблема, что "голод не тетка" и всем было понятно, что одному мамонта-то не осилить. Он, это мамонт, в отличии от тетки, может и в лес убежать и задавить может. Да вообще, одному на мамонта не кайф. Сейчас, конечно, как и положено в наше время, утверждают, что нас тогда типа жутко обманывали и никто на мантов-то не охотился... ну им виднее. Мамонтов нету, спросить нельзя. А для смысла „проблема=сотрудничество“ картинка-то все же полезная.

Однако современные менеджеры не любят слышать и упоминать слово «проблема». Это как-то не круто сегодня говорить о «проблемах». Всем хочется только гармонии, радости и всяких там хороших чувств. У нас, например, проблемы обычно именуются "челендж"! Или очень часто в некоторых компаниях предпринимаются попытки заменить слово «проблема», которое все-таки скрывает что-то отрицательное, положительным словом «цель». К сожалению, это самая большая ошибка руководства, которое, этим обменом проблем на цели, проводит операцию на открытом сердце организации. Чем больше и важнее проблема, тем больше люди сплачиваются вместе на ее решение, чтобы избежать нежелательных последствии. Здесь и скрыта разница между целями и проблемами: цели - желательны, но необязательны. Типа мы хотим повысить продажи на 10%. Ну все хотят, да и хотеть, как известно, не вредно! Можно пофилософствовать и дальше - Проблема может быть целью, но не каждая цель является проблемой. Как часто я наблюдал, что многие цели, ведут к отсутствию мотивации у сотрудников, как раз потому, что сотрудники не видели в них проблем! Ладно... зачем о грустном. Лучше о проблемах! Да, друзья - Только общие и важные проблемы создадут командный дух в вашей фирме (а не цели, задачи, приказы, семинары, виженс и всякий другой хлам....).

Практики между читателями, просто обязаны задать мне сейчас вопрос - Что из всего добросовестно прочитанного, можно применить в повседневной работе? Отвечаю. Каждому начальнику нужно знать проблему (клиента), которое обосновывает существование его группы, да и самого начальника, кстати. Он, начальник, так же должен задаться вопросом, как преподнести эту проблему своей команде, чтобы это проблема, стала приглашением для совместной работы, чтобы вокруг нее начали выстраиваться отношения работников, планы работ и проекты фирмы. Если завтра, вы услышите, что в простом таком офисном диалоге, ваш сотрудник подметит своему товарищу и коллеге: " О неееет. Это же не моя проблема", то вам, увы, предстоит еще немалая работа. Только когда всем сотрудникам будет понятна общая проблема, которую должна решить ваша команда, когда сотрудники поймут, что им только вместе решить ее, у вас будет командный дух. Найдите вашего мамонта, так сказать, и вы увидите, как сотрудники сами возьмутся за копьями с каменными наконечниками... это я в аллегории, конечно...

Я здесь только подмечу, хоть и так ясно, что эти проблемы должны исходить извне команды, то есть от клиента, из другого отдела или там заказчика. Мы здесь не говорим об общих внутренних проблемах команды, типа там "нет денег" или там "не охота работать". Эти проблемы внутреннего характера мы затрагивать не будем. Хоть и они могут сплотить команду... что бы, например, слить начальника. Ну об этом умолчим.

Удачи и главное оставайтесь здоровыми...и здесь пожалуйста без проблем!

Менеджер, бизнес тренер (Германия) и ведущий телеграмм канала Менеджмент 4.0 (https://t.me/management_fourpointzero)

Начать дискуссию