Как перейти в Product Manager из другой ниши/профессии/фриланса и т. д.

Это очень распространенный вопрос, которым задаются начинающие Product Manager'ы. Поэтому на него я хочу ответить в первую очередь. Здесь очень важно, как и везде, пройти некоторые обязательные этапы и взять сколько хотите факультативных.

Дополнительные этапы повысят вероятность, но не будут играть решающую роль. Начнем именно с плана обязательных поинтов, а остальные нюансы вы можете прочитать у меня в телеграм канале @todoproducts.

План по переходу в должность продакта:

1. Понять, что вам это надо.👀

Это философский пункт, но я не мог его не отметить. Продакт, наряду с другими специальностями, обладает рядом специфических требований к качествам человека. Исходя из того, что продакт несет в себе достаточно много ответственности, важны лидерские качества (ответственность, смелость, выдержка), а также умение быть крутым коммуникатором (эмпатия, коммуникабельность и т. д.). Про качества я напишу отдельный пост, пока просто сгруппируем.

Далее, необходимы качества исследователя/аналитика (недоверчивость, внимание к деталям, подозрительность, склонность к анализу, видеть причинно-следственную связь и т. д.) и организатора (тайм-менеджмент, приоритизация, управление ресурсами, планирование).

В итоге вы должны быть подозревающим стратегом и всегда понимать, что вы делаете, зачем и на что это повлияет!

2. Если с п.1 всё ок, то можно переходить к техническим деталям.

Обучение Продакт-менеджменту💡

Хотя многие из вас (даже не зная об этом) занимались продуктовой деятельностью в различных ролях, вам нужно структурировать свои знания, получить базовые знания в продакт-менеджменте и построить устойчивые ассоциативные цепочки между своей текущей деятельностью и подходами к управлению продуктами.

В идеальной картине мира на этом этапе вы должны словить инсайды из серии: «А вот как надо было» или

«Вот оказывается зачем я это делал». Вообще, как и многие дисциплины, предмет продакт-менеджмента — это компиляция человеческого опыта в этой области, ну и различные исследования.

С учетом того, что у вас довольно ограниченный практический ресурс, вам будет необходимо как минимум пройти курсы по управлению продуктом, а лучше прочитать несколько книг. Конкретные курсы я рекомендовать не буду, но по крайней мере есть топ-школы, которые более-менее рассказывают об основах продуктового подхода в В2С сегменте.

Чек-лист знаний, которые необходимо освоить:

1 Основы продакт-менеджмента (жизненный цикл, роли, обязанности, схемы)

2 Работа с требованиями и пользователями (требования, исследования, CJM, UP)

3 Навыки аналитики (метрики, инструменты, SQL, тестирования)

4 Продуктовая стратегия (Roadmap, MVP, приоритизация, продуктовый анализ)

5 Разработка и управление процессами (Agile, Scrum, Kanban, Jira, ТЗ, US, взаимодействия)

Получить знания по этим темам важно до той степени, когда ваши задачи начинают мэтчиться с этими знаниями и хочется пробовать оцифровать свои задачи и переложить на продуктовые рельсы.

3. Переработка опыта.🎞

Если вы идете из сферы, где у вас открыто не называют задачи, связанные с продуктом, продуктовыми задачами, и вы сами их не можете ассоциировать с продуктом, значит, и в вашем резюме не будет слов про продукт. Будут такие обязанности, как организация совещаний, планирование сроков, достижение KPI и т. д. Но если в предыдущем п.2 произошел мэтчинг, то вам будет достаточно просто переработать ваше резюме и опыт под продуктовый, опять в виде чек-листа:

Название должностей преобразовать под продуктовые названия.

Выделить продукты, которыми вы занимались в предыдущих ролях.

Преобразовать свои обязанности в продуктовые задачи например:

Контроль сроков исполнения договоров → Управление сроками и приоритизация задач в продукте.

Организация рабочих встреч с высокопоставленными гостями → Координация встреч с ключевыми стейкхолдерами продукта.

Ведение реестра входящей и исходящей документации → Управление продуктовой документацией и запросами по доработкам.

Преобразовать свои достижения в продуктовые достижения (достижения ключевых метрик продукта, выполнение крупных задач).

4. Изучение собеседований.📊

Посмотрите разборы на YouTube по запросу "Собеседование Product Manager". Обратите внимание, какие вопросы задают, какие кейсы разбирают и т. д.

5. Проработка с ментором текущего продуктового состояния, опыта, достижений.🧔‍♂

Здесь очень важно проработать с ментором внутреннее понимание всего процесса управления продуктом в ваших предыдущих ролях в соответствии с вашим резюме.

После этих 5 этапов вы можете смело подаваться на вакансии и относиться к себе как к продукту (докручивать метрики, строить CJM, RoadMap). Очень хочется рассказать как из начинающего Продакта вырасти до профи, но это уже другая история))

Друзья! В рамках этой темы я постарался наиболее доступно и компактно расписать план перехода на роль продакт-менеджера. В следующих частях мы поговорим более подробно о навыках, о собеседованиях, о крутых инструментах продакта и многом другом!


Подробнее про переход в нишу Продакта читайте - @todoproducts

Начать дискуссию