2 ключевые функции бизнеса по Питеру Друкеру

Питер Друкер. Изображение из открытых источников
Питер Друкер. Изображение из открытых источников

В управлении бизнесом упущение ключевых моментов может обернуться серьезными проблемами. Прежде чем что-то чинить или улучшать, важно разобраться в том, как все устроено. Поэтому глубокое понимание структуры бизнеса и процессов внутри него становится залогом повышения его эффективности как для собственников и ключевых сотрудников, так и для внешних управленческих консультантов.

Чтобы понять, что такое бизнес, необходимо определить его цель, которая по мнению Питера Друкера, отца современного менеджмента, выходит за рамки самой организации и сосредоточена в обществе.

Основная цель бизнеса — создание клиента.

Рынок формируется не только экономическими факторами, но и предприимчивостью. Именно предприниматели удовлетворяют потребности, которые изначально могут быть неосознаваемыми потребителем. Это происходит, когда предприниматель превращает теоретические потребности в реальный спрос через различные маркетинговые инструменты.

Клиент, в свою очередь, определяет форму и направление бизнеса, поскольку именно его готовность платить за продукт позволяет преобразовать ресурсы в материальные блага. Успех компании зависит не столько от качества производимого товара, сколько от того, что считает ценным сам клиент. Оптимизация бизнеса и его процветание основываются на понимании и удовлетворении потребностей потребителей.

В связи с этим можно выделить две ключевые функции бизнеса: маркетинг и инновация.

Маркетинг как функция бизнеса

Маркетинг — организация производства и сбыта продукции, основанная на изучении потребности рынка в товарах и услугах.

Уникальная функция, отличающая бизнес от других общественных организаций, таких как армия, государственный аппарат или система образования. Организации, активно использующие маркетинг для разработки и продажи продуктов, могут считаться бизнесом. Маркетинг охватывает весь бизнес, так как рассматривает все с точки зрения конечного результата, то есть удовлетворения клиента. Он должен пронизывать всю деятельность компании, в частности:

  • Определять и понимать потребности клиентов
  • Создавать продукты и услуги, удовлетворяющие эти потребности
  • Формировать спрос на продукцию компании

Так, в прошлом веке инновационный маркетинг становится ключевым фактором расцвета экономической деятельности США. Предприниматели перешли от парадигмы “отдел продаж сбудет все, чтобы не произвели” к позиции “нужно производить то, в чем нуждается клиент”. Такие компании как General Electric интегрировали маркетинг на каждом этапе производственного цикла, начиная с разработки продукта и до его продажи, и достигли невероятных высот.

Другой пример — компания IBM, которая смогла адаптироваться к неожиданному успеху, когда обнаружила интерес к своим компьютерам со стороны бизнес-сектора. IBM первоначально разрабатывала компьютеры для научного сообщества, ожидая, что это будет их основной рынок. Но увидев интерес от бизнес-сектора, IBM оперативно отреагировала на этот новый тренд, переориентировав свои продукты и маркетинговые стратегии на бизнес-клиентов. А вследствие внедрила фокус на интегрированные решения: IBM сосредоточилась на предоставлении интегрированных бизнес-решений, объединяющих опыт компании в области решений, услуг, продуктов и технологий.

Инновации как функция бизнеса

Функция инновации представляет собой создание качественных и доступных продуктов для клиентов.

По мнению Питера Друкера, важно не только предлагать дешевые товары, но и постоянно совершенствовать их качество и функциональность, чтобы оставаться конкурентоспособными.

Инновации охватывают все аспекты бизнеса. Друкер выделял следующие направления инновационной деятельности:

  • Систематический поиск возможностей для инноваций
  • Создание организационной культуры, поощряющей инновации
  • Внедрение инноваций не только в продукты, но и в бизнес-процессы
  • Использование инноваций как инструмента для создания конкурентных преимуществ

Каждое подразделение компании должно осознать свою роль в инновационном процессе и стремиться использовать передовые достижения для улучшения своей деятельности, независимо от специфики направления — будь то продажи, бухгалтерский учет или управление персоналом.

Друкер рассказывает об истории универмага Macy’s в Нью-Йорке, где руководство долгое время фокусировалось на продаже модной одежды, игнорируя растущий интерес покупателей к бытовым товарам. Они относились к этому явлению как к чему-то второстепенному и незначительному — “неловкий успех”. Но как только продажа бытовых товаров была признана важной для ассортимента и имиджа магазина, компания начала вновь развиваться и добиваться успеха.

Исследования Друкера показали, что эффективное управление этими двумя функциями — маркетингом и инновациями — является ключом к долгосрочному успеху организации.

Как подход Друкера использовать в бизнес-психологии?

В консультировании бизнеса идеи Питера Друкера о целях бизнеса и его ключевых функциях используются как на этапе диагностики, так и для разработки стратегии внедрения изменения в компании. Например, понимание того, что клиент должен быть в центре всего, фокусируют бизнес-психолога на анализе того, как мышление собственника, внутренние бизнес-процессы и культура компании ориентированы на создание клиента и влияют на удовлетворение потребностей клиентов. Акцент на инновациях как методах совершенствования продуктов и услуг в сочетании с психологическим анализом команды может помочь в выявлении барьеров на пути нововведений и мотивировании сотрудников к активному участию в инновационных процессах. Мы можем оценивать релевантные компетенции сотрудников, такие как креативность и ориентация на результата, и предлагать программы по их развитию.

Таким образом, интеграция маркетинговых стратегий и инновационных подходов с психологическими аспектами управления поможет компании лучше реализовывать изменения и достигать лучших результатов.

Автор статьи — Марина Некрестьянова, бизнес-психолог, коуч лидеров с квалификацией PCC ICF, эксперт Академии Бизнес-Психологии.

Если вы хотите цитировать эту статью, то используйте ссылку на источник.

Начать дискуссию