Не блат, а социальные связи. Правила нетворкинга

Всем привет! Мы делаем сервис для управленческого учета и очень любим, когда нас рекомендуют друзьям и знакомым. Широкий круг контактов помогает в любом бизнесе. Как их построить — читайте в этой статье.

Не блат, а социальные связи. Правила нетворкинга

Несколько десятилетий назад полезные знакомства давали советским гражданам больше возможностей. Отношения строились на взаимном обмене: продавщица в магазине откладывала для «нужных людей» продукты получше, а они могли помочь при обращении в больницу или ЖЭК. Чем больше полезных контактов, тем больше уважения.

С приходом рыночной экономики товары и услуги стало намного проще получить за деньги, но польза от знакомств осталась. Сегодня работа по их заведению называется нетворкингом, от английского networking — плетение сети.

Нетворкинг — это деятельность по построению социальных и профессиональных связей, которые помогут максимально быстро и эффективно решить обширный круг вопросов. Он может быть неосознанным: вы просто общаетесь с теми людьми, которые вам приятны, иногда обращаетесь к ним за помощью или помогаете им сами. А может быть целенаправленным, в этом случае специально ищут контакты и способы познакомиться с теми, кто может быть полезен.

Теория шести рукопожатий гласит, что все люди связаны друг с другом цепочкой из шести звеньев. Вы знаете кого-то, этот кто-то знает третьего и так далее. Невидимые контакты опутывают планету и, хорошенько подумав, можно выстроить связь и с английской королевой, и с Илоном Маском.

Да, до каких-то людей потребуется больше шагов, до каких-то меньше, где-то знакомство будет близкое, где-то шапочное, но, в целом, чем больше людей вы знаете, тем больше ниточек от вас тянется. Есть в этом плюсы? Безусловно.

В любом бизнесе «правильные» связи всегда считались залогом успеха. Причем, речь не только о связях с более крупными компаниями, инвесторами или менторами. «Нужных» людей я нередко находил среди своих клиентов. Даже «знакомый» конкурент дает огромное преимущество для развития.

Естественно, за время работы любого бизнеса вы, так или иначе, обрастаете какими-то закомствами, хотите вы этого или нет. Но я считаю, что без активной работы в этом направлении вы упустите много возможностей.

Во-первых, поиск потенциальных инвесторов — всегда активный и вдумчивый процесс. Глупо рассчитывать, что вас кто-то найдет и будет за вами бегать, чтобы вы взяли его деньги.

Во-вторых, работа с конкурентами и поиск новых каналов сбыта, как ни крути, тоже активный процесс. Любой пассивный подход здесь равен падению прибыли. Например, я всегда стараюсь налаживать более-менее нормальные связи с конкурентами — это позволяет избежать многих проблем в будущем, например, испорченной репутации в интернете.

Не меньше сил я трачу и на развитие каналов продаж при помощи аутрич и e-mail маркетинга. Сначала, когда ты предлагаешь сотрудничество, например, рекламу в обмен на какие-то экспертные мнения, тебе отказывают. Но потом, по мере знакомства и переписки, ты находишь «точки контакта» и в итоге получаешь то, что позволяет твоему бизнесу расти.

Поэтому активное построение связей я считаю одним из наиболее важных направлений развития. Наверное, я бы поставил его наравне с рекламой и контент-маркетингом. Как и любой инструмент развития — нетворкинг не панацея, и тратить на него все доступное время — плохая идея. Достаточно включить в еженедельный план несколько дополнительных писем и звонков — этого вполне хватит для устойчивого роста показателей

Борис Сысоев, основатель стартапа MyResume.ru

Преимущества нетворкинга

В первую очередь, это экономия времени при решении деловых вопросов. У человека, который пришел «от кого-то» значительно больше шансов на успех. Когда обладаешь нужными связями, проще построить карьеру. И дело даже не в том, что сына маминой подруги пристроил на работу родственник. Если вы знаете, у кого можно спросить совета в сложной рабочей ситуации, больше шансов решить ее в свою пользу. В поиске конкретной услуги, например, юридической поддержки, лучше обращаться за рекомендацией к знакомым, а не к интернет-поисковику, так больше вероятность найти стоящего специалиста.

Для собственника бизнеса нетворкинг дает больше возможностей. Это преимущества в поиске сотрудников: обладая широким кругом профессиональных знакомств, легче найти нужного человека и узнать о его репутации. С приятными знакомыми охотно делятся нужной информацией, которая может помочь в получении новых клиентов.

«По знакомству» можно найти хорошие помещения, более выгодные условия аренды, получить лучшие условия поставки. Это действует и в обратную сторону — чем больше людей знают о вашем бизнесе, тем проще найти покупателей и заказчиков, конечно, при условии, что вы делаете свою работу хорошо. Тогда «сарафанное радио» начнет работать на вас.

Безупречная репутация помогает в работе, но нельзя исключать ошибок и слухов, которые могут ей навредить. В этом минус нетворкинга: человек осознал ошибку и исправился, а его знакомые все еще уверены, что с ним не стоит иметь дело.

Трудность нетворкинга также в том, что некоторым людям сложно идти на контакт, презентовать себя и поддерживать общение. Существует предубеждение против знакомств «по расчету», мол, друзей нельзя просить об услугах, а общаться специально, ради выгоды, некрасиво. Но нетворкинг — это взаимовыгодное сотрудничество. Сегодня помогли вы, завтра помогут вам.

Выстраивание сети деловых и социальных контактов, так называемый «банно-ресторанный менеджмент» — составная часть деятельности любого руководителя. Так или иначе не все в бизнесе решается в рамках официальных отношений и установленных правил и процедур. Очень много завязано на личных симпатиях, сложившихся отношениях, знакомствах и так далее.

Поэтому каждый успешный руководитель, желающий процветания своей компании, приходит к понимаю, что нетворкинг — наше все. Это и быстрый поиск сотрудников (топовые позиции почти всегда закрываются по знакомству), и лучшие условия в тендерах, и наличие инсайдерской информации, и лучшие контракты и многое другое.

Однако сеть личных знакомств сама по себе не появится. Это сфера, которой нужно уделять должное внимание. Здесь все: встречи, посещение бизнес-мероприятий, а также поздравления с днем рождения, годовщинами, профессиональными праздниками. Нетворкинг — это навык, который нужно развивать. Причем, навык сложный. В него входит умение презентовать себя, поддерживать светскую беседу (small talk), говорить комплименты, разбираться в психотипах личности и многое другое. Поэтому придется много учиться, но оно того стоит

Лидия Спевак, генеральный директор ООО «Прогресс Терра»

Правила нетворкинга

1. Домашняя работа.

Подумайте, чем вы можете быть полезны и подготовьте «презентацию для лифта» — короткую речь на 30 секунд, в которой вы можете рассказать о себе и своей работе. История должна быть интересной, эмоциональной и запоминающейся. Посмотрите на эти два варианта, какой вам понравится больше?

«Моя фирма много лет оказывает услуги по бухгалтерскому сопровождению компаний на УСН, ЕНВД, ПСН и ОСНО. В штате 15 человек, все имеют высшее образование и проходят курсы повышения квалификации»

или

«Мы оказываем бухгалтерские услуги, и за 10 лет у наших клиентов не было ни одного штрафа от налоговой!»

Внешний вид тоже очень важен, поэтому обратите внимание на дресс-код и постарайтесь выглядеть уместно и с изюминкой. Это может быть яркий аксессуар или рабочее оборудование с отличительной чертой. Так один фотограф пользовался желтым фотоаппаратом, когда делал съемки на мероприятиях, а в социальной сети его можно было найти по словам «парень с желтым фотиком». Тут и личный бренд, и удержание интереса, и узнаваемость.

2. Фокус на новых знакомствах.

Легче всего завязать беседу, когда оказываешь небольшую услугу: придерживаешь лифт, объясняешь, где найти стойку регистрации, помогаешь налить кофе. Чтобы не упустить такой повод, нужно наблюдать за людьми и думать, чем им можно помочь. Это не только вежливо, но и полезно.

Как бы не хотелось пообщаться на кофе-брейке со знакомыми, попробуйте познакомиться с кем-то еще. Поставьте себе цель — три, пять, десять новых контактов за перерыв. Даже один результативный разговор — уже победа. Не стоит надолго занимать нового знакомого. Достаточно первого контакта, обмена визитками, а дальше можно найти собеседника в социальных сетях и рассказать о себе поподробнее.

3. Умение вести беседу.

Самое главное в разговоре — сосредоточиться на своем собеседнике. На мероприятии ваше общение может продлиться всего несколько минут, постарайтесь оставить о себе положительное впечатление: отложите телефон, слушайте, задавайте вопросы, которые требуют развернутого ответа. Лучше избегать острых тем. Не знаете о чем говорить? Поинтересуйтесь мнением о мероприятии или выступлении спикера.

Умеете знакомиться сами — помогите своим коллегам. Отличная практика — представлять людей друг другу почему-то очень редко используется. Чем больше контактов завяжется вокруг вас, тем эффективнее ваш нетворкинг.

4. Визитки под рукой.

Можно сколько угодно говорить о том, что визитки устарели, и сейчас все в электронном виде. Но что проще: диктовать свой электронный адрес по буквам с классическим «эс как доллар» или просто достать из кармана визитку? На ней удобно записать какую-то информацию для собеседника, чтобы он точно вас вспомнил, поэтому ручка тоже должна быть доступна. Будет меньше суеты и путаницы, если свои визитки хранить в одном кармане, а чужие — в другом.

Визитка может быть электронной, например, ее можно заменить на QR-код на телефоне. Возможно, кто-то уже полностью отказался от привычной карточки, но лучше держать несколько про запас.

А теперь представьте, что вы общаетесь с новым знакомым, в одной руке у вас материалы для презентации, в другой — стаканчик кофе, и тут наступает идеальный момент для обмена контактами. Что делать? Искать стол, куда это все можно положить? Поставить папку на пол? Чтобы не было неловких ситуаций, хотя бы одну руку нужно держать свободной. Так проще жестикулировать, можно помочь новому знакомому что-то подержать, сделать фото или просто показать на что-то рукой.

5. Последовательность.

Помните, визитки сами не позвонят. Если вы собрали богатый урожай карточек на мероприятии, выделите время и напишите новым знакомым на почту небольшое письмо, в котором можно выразить радость от знакомства и рассказать о том, чем можете быть полезны. Будьте вежливы и кратки. Не откладывайте это в долгий ящик, чтобы собеседник легко вспомнил кто вы. То же правило касается социальных сетей. Если вы фотографировали новых знакомых, хорошим тоном будет прислать им эти фото.

Нетворкинг крайне необходим, в чем я убедился на личном опыте. Я давно занимаюсь разработкой бизнес-планов, в нулевые годы уже имел обширный опыт и участвовал в серьезных проектах. Однако, заблуждение «достаточно быть хорошим специалистом и контакты появятся» привело к тому, что про нас никто не знал, и наша команда работала в вакууме. Нужные контакты появлялись, но без должного отношения к их поддержке в рабочем состоянии «протухали». Итог — основной приток заказов был через контекстную рекламу, в основном, мелкие проекты малого бизнеса.

Все изменилось, когда я прочитал книгу Кейта Феррацци «Никогда не ешьте в одиночку» и пересчитал, с каким количеством важных людей я потерял контакты и больше не могу к ним обратиться. После разработки стратегии нетворкинга на основе рекомендаций этой книги, мы перестали терять связь со своими партнерами.

Это ощутимый результат: цикл получения повторных заказов от крупных клиентов значительно сократился, а более 50% новых клиентов мы получаем по рекомендации, что позволило вообще отказаться от контекстной рекламы. Поддержание сети деловых контактов является обязанностью любого предпринимателя, если он хочет развивать свой бизнес вместо того, чтобы бегать как белка в колесе

Николай Журавлев, генеральный директор ООО «Эксперты бизнес-планирования»

Где искать полезные связи

Самое популярное место — деловые мероприятия: выставки, семинары, конференции и мастер-классы. Тема собрания — отличный фильтр. Исходя из нее можно прогнозировать, какие люди там соберутся. На таких мероприятиях люди готовы к общению, есть общий интерес, поэтому можно легко завязать разговор. Для общения удобно использовать кофе-брейк или перерыв на обед.

Можно знакомиться в клубах по интересам, в спортивных залах, на светских мероприятиях. Пребывание там — уже повод для беседы, но нужно быть готовым к тому, что новые знакомые будут работать в совершенно других отраслях.

Если вы чувствуете себя уверенно, можно самому стать организатором деловых мероприятий, например, бизнес-завтраков. Для этого нужно выбрать тему, определиться с местом и форматом, собрать участников. Да, в этом случае тратится больше усилий, но и отдача будет больше, так как у организатора выше авторитет.

Важно, чтобы у приглашенных была одинаковая степень знакомства друг с другом. Если пятеро будут старыми приятелями, а двое — незнакомцами, новички будут чувствовать себя некомфортно. Собирайте такую компанию, чтобы все знали друга друга одинаково хорошо или не знали вовсе.

С близкими знакомыми можно регулярно собираться, например, для игры в футбол, или организовать команду для барквиза. Это позволит регулярно поддерживать связь с ними и вовлекать в ваш круг общения больше интересных людей.

Знакомства с друзьями своих друзей — легкий способ сделать свою сеть контактов прочнее. Рекомендация вашего друга делает вас в глазах нового знакомого более значимым, да и вам будет проще найти общие темы для разговоров.

Берите интервью. Сейчас это очень популярно. Можно придумать проект, например, «100 интересных людей нашего города» или «50 создателей успешных стартапов» и публиковать интервью на своем сайте или странице в социальной сети. Для этого даже не нужно встречаться лично — можно задать вопросы по электронной почте. Публикация таких интервью добавит вам веса в профессиональном сообществе, а с героями может завязаться дружба.

Карантинный нетворкинг

Нетворкинг во время коронавируса значительно усложнился. Сыграли свою роль ограничения на массовые мероприятия, изоляция, сокращение количества встреч, у многих работа стала удаленной. Как в таких условиях заводить новые знакомства?

Профессиональные сообщества в интернете (форумы, группы в социальных сетях, чаты в мессенджерах) дают возможность общаться с коллегами из любой точки мира. Не бойтесь вступать в дискуссии — это отличная возможность привлечь к себе внимание. Хорошая репутация на авторитетном форуме может отлично помочь в карьере.

Социальные сети — отличный инструмент нетворкинга. Здесь можно презентовать себя, рассказывать о своей работе, целенаправленно знакомиться с нужными людьми. Как сделать так, чтобы социальные сети работали на вас:

  • заполните информацию о себе: где учились, кем работаете, какие у вас достижения;
  • сделайте заглавный пост, в котором расскажите о том, чем можете быть полезны;
  • вступайте в те паблики, которые могут пригодиться по работе, и избегайте сомнительных;
  • будьте активными, но в меру: пишите полезные посты, публикуйтесь в группах по интересам, вступайте в беседы;
  • оформите профиль хорошими, яркими снимками; не обязательно использовать только строгие фотографии в деловом костюме, добавьте немного тех, которые расскажут о ваших увлечениях: фото из путешествий и со спортивных соревнований дадут больше возможностей завязать с вами разговор;
  • соблюдайте баланс и умеренность: ваша задача показать, что вы профессионал и интересная личность, а не продемонстрировать «успешный успех».

Посещайте онлайн-мероприятия, например, видеоконференции и онлайн-выставки, обычно в них есть чат для участников и возможность задать вопрос спикеру. Будьте активны: задавайте вопросы, давайте уместные комментарии по темам, демонстрируя свой профессионализм, помните о грамматике и пунктуации. Не стоить забрасывать чат своей рекламой, критиковать спикера, писать сообщения очень часто. Если возникло желание пообщаться с кем-то напрямую, напишите ему в личном сообщении, что заинтересовались его идеями, и вам бы хотелось продолжить общение и, возможно, посотрудничать с ним.

В сети правила нетворкинга часто нарушаются. Если при личном общении норма — поздороваться и рассказать о себе, то в интернете иногда отправляют пустую заявку в друзья, а потом расстраиваются, что ее отклонили. За каждой страницей стоит живой человек, ему важно понимать, кто хочет с ним познакомиться и зачем.

Связи решают все» — старая как мир истина, верная и для небольших сообществ, и, тем более, в глобальном и сложном мире. И неважно, это «тихие», но очень важные связи, или вариант «ты знаешь всех и тебя знают все». Важно само умение их нарабатывать, ведь современный мир — это мир коммуникаций. Гибкие навыки и эмоциональный интеллект стали сейчас основной успеха в большей мере, чем профессионализм, глубокие знания и статус. Нетворкинг очень важен и в жизни, и в работе.

Очевидно, что не все любят общаться, не все хотят знакомиться, не все понимают, о чем говорить, если нет «конкретной» темы. В этом случае, общение — просто навык, который нарабатывается практикой. Не обязательно ломать себя, но нужно уметь и не бояться это делать. Если разговор зацепит, собеседники раскроются, сотрудничество получится даже более доверительным.

Многие мероприятия позиционируют себя как нетворкинг и ищут техники, чтобы облегчить задачу знакомства участникам, но, на мой взгляд, «организованный нетворкинг» качественные связи может дать крайне редко. Исключение — предпринимательские клубы, где общение регулярное и сопряжено с разноплановыми активностями, или выездные мероприятия. Но даже в этом случае нужен и навык, и труд.

Пандемия дала шанс наработать связи и матерым интровертам, так как многие деловые контакты и мероприятия перешли в онлайн-формат. И это прекрасно

Валерий Сидоренко, генеральный директор агентства «Интериум»

Ошибки при новых знакомствах

Знакомиться с новыми людьми непросто, даже зная правила нетворкинга. Хорошая новость — этот навык тоже можно развить регулярными тренировками. Чтобы не обидеть людей и выглядеть максимально хорошо в их глазах, нужно избегать следующих ошибок:

  • Сразу атаковать.

Можно быть интересным человеком с полезной работой, но если начать сразу себя «продавать», это отпугнет. Чтобы люди не шарахались от нетворкера как от представителя сетевого бизнеса, он должен быть сдержанным.

  • Знакомиться только ради полезности.

Трудно общаться с человеком только потому, что он может помочь вам в бизнесе. Неестественность чувствуется и может поставить всех в неловкое положение.

  • Не понимать разницу в уровне.

Люди — социальные существа, им свойственно тянуться к более успешным, поэтому стоит учитывать, что общения у долларового миллионера на порядок больше, чем у владельца нового стартапа. Да, есть соблазн иметь в своем кармане визитку Самого Ивана Петровича, но, возможно, контакты с владельцем стартапа принесут намного больше пользы. Лучше всего знакомиться с людьми, которые стоят чуть выше вас по статусу, но разница должна быть комфортна для общения.

  • Забывать о вежливости.

Дружба может начаться с улыбки, с уместного комплимента или остроумной шутки. Своевременный переход на «ты», внимание к словам собеседника, хорошие манеры — все это очень помогает в общении.

  • Использовать малознакомых людей в своих интересах.

Говорят, что врачи стараются не рассказывать о своей работе в новых компаниях, потому что сразу начинаются вопросы о здоровье и просьбы о немедленной консультации. Обращение за помощью к людям, с которыми только завязалось общение, оттолкнет их.

  • Говорить исключительно о себе.

Эту ошибку часто совершают новички. От волнения они не могут сделать паузу и выслушать собеседника. У него может возникнуть впечатление, что нетворкер зациклен только на себе. Важно помнить, что смысл знакомства в том, чтобы узнать что-то новое о другом человеке и развить с ним отношения дальше. А чем больше будет информации, тем проще это сделать.

  • Пускать пыль в глаза.

Не стоит казаться лучше, чем вы есть, покупать статусные аксессуары и гаджеты в надежде произвести впечатление. Профессиональная среда очень узкая, и ложь рано или поздно вскроется, что может нанести урон репутации.

  • Расстаиваться от отказа в общении.

Никто не обязан общаться с нетворкером, иногда у людей нет времени или настроения для знакомств. Не стоит расстраиваться и принимать это на свой счет, нужно просто познакомиться с кем-то еще.

  • Отказывать в помощи.

Нетворкинг нужен для того, чтобы приносить пользу людям и получать что-то полезное взамен. Если поступила просьба помочь, и в силах нетворкера ее выполнить, не стоит отказывать, нужно протянуть руку помощи. Если быть готовым отдавать ценность первым, люди сами начнут искать знакомств.

Сегодня, как и во все времена, связи решают почти все. История моей компании — отличная иллюстрация того, как хорошо работает теория рукопожатий. В 2016 году именно благодаря моему нетворкингу в LinkedIn, нам удалось найти партнеров и запустить первые группы вообще без рекламы. Прошло четыре года, мы обучаем несколько десятков тысяч детей в год, но, по-прежнему, значительное число наших учеников составляют дети моих знакомых и их знакомых.

Конечно, полезные контакты не появляются сами по себе — нужно поддерживать общение, проявлять инициативу. Выстраиванием социальных связей нужно заниматься, и заниматься ежедневно. Из этого вытекают и минусы нетворкинга — это времязатратно. Я трачу на него около часа в день: поздравляю именинников — от души, а не формально, открыто реагирую на просьбы знакомых, изучаю ленту. Когда я получаю запрос от нового человека, всегда скролю его страницу, смотрю, чем он занимается, что пишет. Обязательно знакомлюсь с ним и стараюсь завязать диалог.

У меня большой круг общения в социальных сетях, но главная его ценность — качество, а не размер. С этими людьми меня объединяют схожие ценности и интересы. Я считаю необходимым фильтровать свое окружение в социальных сетях. Поэтому, уверовав в пользу нетворкинга, важно не переборщить. Добавлять тысячи неизвестных тебе людей, с которыми ничего не связывает — это не полезные знакомства, а трата времени и «засорение эфира

Оксана Селендеева, основатель международной школы программирования для детей CODDY

Резюмируем

Польза, а не выгода — вот о чем нужно думать при построении своей сети контактов. Нетворкинг экономит время на решении деловых вопросов, дает преимущества при заключении контрактов, найме персонала и поиске поставщиков.

Умение знакомиться и поддерживать контакты — сложный навык, но ему можно научиться, главное — соблюдать правила нетворкинга: подготовить короткую речь о себе и своей работе, фокусироваться на новых знакомствах, уметь вести диалог, держать наготове визитки и не забыть после мероприятия связаться с новыми знакомыми.

Где знакомиться? Самый популярный способ — посещение бизнес-мероприятий, их можно организовать и самостоятельно. Альтернативой выступает общение в социальных сетях и профессиональных интернет-сообществах.

Нетворкеру лучше избегать популярных ошибок: не атаковать сразу предложением своих услуг, помнить о вежливости, слушать собеседника и помогать, если есть такая возможность.

Полезных вам знакомств!

2828
2 комментария

Бтв: меняется коммуникационная ситуация - меняются и подходы. Спасибо за пост!

P.S. Ну я просто не могу не написать сюда вот такой комментарий :D

8
Ответить

Ещё один SEO-шник переизобрёл дорвей: статья - вода разведённая водой, зато ссылочки на «социальные связи» все на месте :)

2
Ответить