Не блат, а социальные связи. Правила нетворкинга
Всем привет! Мы делаем сервис для управленческого учета и очень любим, когда нас рекомендуют друзьям и знакомым. Широкий круг контактов помогает в любом бизнесе. Как их построить — читайте в этой статье.
Несколько десятилетий назад полезные знакомства давали советским гражданам больше возможностей. Отношения строились на взаимном обмене: продавщица в магазине откладывала для «нужных людей» продукты получше, а они могли помочь при обращении в больницу или ЖЭК. Чем больше полезных контактов, тем больше уважения.
С приходом рыночной экономики товары и услуги стало намного проще получить за деньги, но польза от знакомств осталась. Сегодня работа по их заведению называется нетворкингом, от английского networking — плетение сети.
Нетворкинг — это деятельность по построению социальных и профессиональных связей, которые помогут максимально быстро и эффективно решить обширный круг вопросов. Он может быть неосознанным: вы просто общаетесь с теми людьми, которые вам приятны, иногда обращаетесь к ним за помощью или помогаете им сами. А может быть целенаправленным, в этом случае специально ищут контакты и способы познакомиться с теми, кто может быть полезен.
Теория шести рукопожатий гласит, что все люди связаны друг с другом цепочкой из шести звеньев. Вы знаете кого-то, этот кто-то знает третьего и так далее. Невидимые контакты опутывают планету и, хорошенько подумав, можно выстроить связь и с английской королевой, и с Илоном Маском.
Да, до каких-то людей потребуется больше шагов, до каких-то меньше, где-то знакомство будет близкое, где-то шапочное, но, в целом, чем больше людей вы знаете, тем больше ниточек от вас тянется. Есть в этом плюсы? Безусловно.
Преимущества нетворкинга
В первую очередь, это экономия времени при решении деловых вопросов. У человека, который пришел «от кого-то» значительно больше шансов на успех. Когда обладаешь нужными связями, проще построить карьеру. И дело даже не в том, что сына маминой подруги пристроил на работу родственник. Если вы знаете, у кого можно спросить совета в сложной рабочей ситуации, больше шансов решить ее в свою пользу. В поиске конкретной услуги, например, юридической поддержки, лучше обращаться за рекомендацией к знакомым, а не к интернет-поисковику, так больше вероятность найти стоящего специалиста.
Для собственника бизнеса нетворкинг дает больше возможностей. Это преимущества в поиске сотрудников: обладая широким кругом профессиональных знакомств, легче найти нужного человека и узнать о его репутации. С приятными знакомыми охотно делятся нужной информацией, которая может помочь в получении новых клиентов.
«По знакомству» можно найти хорошие помещения, более выгодные условия аренды, получить лучшие условия поставки. Это действует и в обратную сторону — чем больше людей знают о вашем бизнесе, тем проще найти покупателей и заказчиков, конечно, при условии, что вы делаете свою работу хорошо. Тогда «сарафанное радио» начнет работать на вас.
Безупречная репутация помогает в работе, но нельзя исключать ошибок и слухов, которые могут ей навредить. В этом минус нетворкинга: человек осознал ошибку и исправился, а его знакомые все еще уверены, что с ним не стоит иметь дело.
Трудность нетворкинга также в том, что некоторым людям сложно идти на контакт, презентовать себя и поддерживать общение. Существует предубеждение против знакомств «по расчету», мол, друзей нельзя просить об услугах, а общаться специально, ради выгоды, некрасиво. Но нетворкинг — это взаимовыгодное сотрудничество. Сегодня помогли вы, завтра помогут вам.
Правила нетворкинга
1. Домашняя работа.
Подумайте, чем вы можете быть полезны и подготовьте «презентацию для лифта» — короткую речь на 30 секунд, в которой вы можете рассказать о себе и своей работе. История должна быть интересной, эмоциональной и запоминающейся. Посмотрите на эти два варианта, какой вам понравится больше?
«Моя фирма много лет оказывает услуги по бухгалтерскому сопровождению компаний на УСН, ЕНВД, ПСН и ОСНО. В штате 15 человек, все имеют высшее образование и проходят курсы повышения квалификации»
или
«Мы оказываем бухгалтерские услуги, и за 10 лет у наших клиентов не было ни одного штрафа от налоговой!»
Внешний вид тоже очень важен, поэтому обратите внимание на дресс-код и постарайтесь выглядеть уместно и с изюминкой. Это может быть яркий аксессуар или рабочее оборудование с отличительной чертой. Так один фотограф пользовался желтым фотоаппаратом, когда делал съемки на мероприятиях, а в социальной сети его можно было найти по словам «парень с желтым фотиком». Тут и личный бренд, и удержание интереса, и узнаваемость.
2. Фокус на новых знакомствах.
Легче всего завязать беседу, когда оказываешь небольшую услугу: придерживаешь лифт, объясняешь, где найти стойку регистрации, помогаешь налить кофе. Чтобы не упустить такой повод, нужно наблюдать за людьми и думать, чем им можно помочь. Это не только вежливо, но и полезно.
Как бы не хотелось пообщаться на кофе-брейке со знакомыми, попробуйте познакомиться с кем-то еще. Поставьте себе цель — три, пять, десять новых контактов за перерыв. Даже один результативный разговор — уже победа. Не стоит надолго занимать нового знакомого. Достаточно первого контакта, обмена визитками, а дальше можно найти собеседника в социальных сетях и рассказать о себе поподробнее.
3. Умение вести беседу.
Самое главное в разговоре — сосредоточиться на своем собеседнике. На мероприятии ваше общение может продлиться всего несколько минут, постарайтесь оставить о себе положительное впечатление: отложите телефон, слушайте, задавайте вопросы, которые требуют развернутого ответа. Лучше избегать острых тем. Не знаете о чем говорить? Поинтересуйтесь мнением о мероприятии или выступлении спикера.
Умеете знакомиться сами — помогите своим коллегам. Отличная практика — представлять людей друг другу почему-то очень редко используется. Чем больше контактов завяжется вокруг вас, тем эффективнее ваш нетворкинг.
4. Визитки под рукой.
Можно сколько угодно говорить о том, что визитки устарели, и сейчас все в электронном виде. Но что проще: диктовать свой электронный адрес по буквам с классическим «эс как доллар» или просто достать из кармана визитку? На ней удобно записать какую-то информацию для собеседника, чтобы он точно вас вспомнил, поэтому ручка тоже должна быть доступна. Будет меньше суеты и путаницы, если свои визитки хранить в одном кармане, а чужие — в другом.
Визитка может быть электронной, например, ее можно заменить на QR-код на телефоне. Возможно, кто-то уже полностью отказался от привычной карточки, но лучше держать несколько про запас.
А теперь представьте, что вы общаетесь с новым знакомым, в одной руке у вас материалы для презентации, в другой — стаканчик кофе, и тут наступает идеальный момент для обмена контактами. Что делать? Искать стол, куда это все можно положить? Поставить папку на пол? Чтобы не было неловких ситуаций, хотя бы одну руку нужно держать свободной. Так проще жестикулировать, можно помочь новому знакомому что-то подержать, сделать фото или просто показать на что-то рукой.
5. Последовательность.
Помните, визитки сами не позвонят. Если вы собрали богатый урожай карточек на мероприятии, выделите время и напишите новым знакомым на почту небольшое письмо, в котором можно выразить радость от знакомства и рассказать о том, чем можете быть полезны. Будьте вежливы и кратки. Не откладывайте это в долгий ящик, чтобы собеседник легко вспомнил кто вы. То же правило касается социальных сетей. Если вы фотографировали новых знакомых, хорошим тоном будет прислать им эти фото.
Где искать полезные связи
Самое популярное место — деловые мероприятия: выставки, семинары, конференции и мастер-классы. Тема собрания — отличный фильтр. Исходя из нее можно прогнозировать, какие люди там соберутся. На таких мероприятиях люди готовы к общению, есть общий интерес, поэтому можно легко завязать разговор. Для общения удобно использовать кофе-брейк или перерыв на обед.
Можно знакомиться в клубах по интересам, в спортивных залах, на светских мероприятиях. Пребывание там — уже повод для беседы, но нужно быть готовым к тому, что новые знакомые будут работать в совершенно других отраслях.
Если вы чувствуете себя уверенно, можно самому стать организатором деловых мероприятий, например, бизнес-завтраков. Для этого нужно выбрать тему, определиться с местом и форматом, собрать участников. Да, в этом случае тратится больше усилий, но и отдача будет больше, так как у организатора выше авторитет.
Важно, чтобы у приглашенных была одинаковая степень знакомства друг с другом. Если пятеро будут старыми приятелями, а двое — незнакомцами, новички будут чувствовать себя некомфортно. Собирайте такую компанию, чтобы все знали друга друга одинаково хорошо или не знали вовсе.
С близкими знакомыми можно регулярно собираться, например, для игры в футбол, или организовать команду для барквиза. Это позволит регулярно поддерживать связь с ними и вовлекать в ваш круг общения больше интересных людей.
Знакомства с друзьями своих друзей — легкий способ сделать свою сеть контактов прочнее. Рекомендация вашего друга делает вас в глазах нового знакомого более значимым, да и вам будет проще найти общие темы для разговоров.
Берите интервью. Сейчас это очень популярно. Можно придумать проект, например, «100 интересных людей нашего города» или «50 создателей успешных стартапов» и публиковать интервью на своем сайте или странице в социальной сети. Для этого даже не нужно встречаться лично — можно задать вопросы по электронной почте. Публикация таких интервью добавит вам веса в профессиональном сообществе, а с героями может завязаться дружба.
Карантинный нетворкинг
Нетворкинг во время коронавируса значительно усложнился. Сыграли свою роль ограничения на массовые мероприятия, изоляция, сокращение количества встреч, у многих работа стала удаленной. Как в таких условиях заводить новые знакомства?
Профессиональные сообщества в интернете (форумы, группы в социальных сетях, чаты в мессенджерах) дают возможность общаться с коллегами из любой точки мира. Не бойтесь вступать в дискуссии — это отличная возможность привлечь к себе внимание. Хорошая репутация на авторитетном форуме может отлично помочь в карьере.
Социальные сети — отличный инструмент нетворкинга. Здесь можно презентовать себя, рассказывать о своей работе, целенаправленно знакомиться с нужными людьми. Как сделать так, чтобы социальные сети работали на вас:
- заполните информацию о себе: где учились, кем работаете, какие у вас достижения;
- сделайте заглавный пост, в котором расскажите о том, чем можете быть полезны;
- вступайте в те паблики, которые могут пригодиться по работе, и избегайте сомнительных;
- будьте активными, но в меру: пишите полезные посты, публикуйтесь в группах по интересам, вступайте в беседы;
- оформите профиль хорошими, яркими снимками; не обязательно использовать только строгие фотографии в деловом костюме, добавьте немного тех, которые расскажут о ваших увлечениях: фото из путешествий и со спортивных соревнований дадут больше возможностей завязать с вами разговор;
- соблюдайте баланс и умеренность: ваша задача показать, что вы профессионал и интересная личность, а не продемонстрировать «успешный успех».
Посещайте онлайн-мероприятия, например, видеоконференции и онлайн-выставки, обычно в них есть чат для участников и возможность задать вопрос спикеру. Будьте активны: задавайте вопросы, давайте уместные комментарии по темам, демонстрируя свой профессионализм, помните о грамматике и пунктуации. Не стоить забрасывать чат своей рекламой, критиковать спикера, писать сообщения очень часто. Если возникло желание пообщаться с кем-то напрямую, напишите ему в личном сообщении, что заинтересовались его идеями, и вам бы хотелось продолжить общение и, возможно, посотрудничать с ним.
В сети правила нетворкинга часто нарушаются. Если при личном общении норма — поздороваться и рассказать о себе, то в интернете иногда отправляют пустую заявку в друзья, а потом расстраиваются, что ее отклонили. За каждой страницей стоит живой человек, ему важно понимать, кто хочет с ним познакомиться и зачем.
Ошибки при новых знакомствах
Знакомиться с новыми людьми непросто, даже зная правила нетворкинга. Хорошая новость — этот навык тоже можно развить регулярными тренировками. Чтобы не обидеть людей и выглядеть максимально хорошо в их глазах, нужно избегать следующих ошибок:
- Сразу атаковать.
Можно быть интересным человеком с полезной работой, но если начать сразу себя «продавать», это отпугнет. Чтобы люди не шарахались от нетворкера как от представителя сетевого бизнеса, он должен быть сдержанным.
- Знакомиться только ради полезности.
Трудно общаться с человеком только потому, что он может помочь вам в бизнесе. Неестественность чувствуется и может поставить всех в неловкое положение.
- Не понимать разницу в уровне.
Люди — социальные существа, им свойственно тянуться к более успешным, поэтому стоит учитывать, что общения у долларового миллионера на порядок больше, чем у владельца нового стартапа. Да, есть соблазн иметь в своем кармане визитку Самого Ивана Петровича, но, возможно, контакты с владельцем стартапа принесут намного больше пользы. Лучше всего знакомиться с людьми, которые стоят чуть выше вас по статусу, но разница должна быть комфортна для общения.
- Забывать о вежливости.
Дружба может начаться с улыбки, с уместного комплимента или остроумной шутки. Своевременный переход на «ты», внимание к словам собеседника, хорошие манеры — все это очень помогает в общении.
- Использовать малознакомых людей в своих интересах.
Говорят, что врачи стараются не рассказывать о своей работе в новых компаниях, потому что сразу начинаются вопросы о здоровье и просьбы о немедленной консультации. Обращение за помощью к людям, с которыми только завязалось общение, оттолкнет их.
- Говорить исключительно о себе.
Эту ошибку часто совершают новички. От волнения они не могут сделать паузу и выслушать собеседника. У него может возникнуть впечатление, что нетворкер зациклен только на себе. Важно помнить, что смысл знакомства в том, чтобы узнать что-то новое о другом человеке и развить с ним отношения дальше. А чем больше будет информации, тем проще это сделать.
- Пускать пыль в глаза.
Не стоит казаться лучше, чем вы есть, покупать статусные аксессуары и гаджеты в надежде произвести впечатление. Профессиональная среда очень узкая, и ложь рано или поздно вскроется, что может нанести урон репутации.
- Расстаиваться от отказа в общении.
Никто не обязан общаться с нетворкером, иногда у людей нет времени или настроения для знакомств. Не стоит расстраиваться и принимать это на свой счет, нужно просто познакомиться с кем-то еще.
- Отказывать в помощи.
Нетворкинг нужен для того, чтобы приносить пользу людям и получать что-то полезное взамен. Если поступила просьба помочь, и в силах нетворкера ее выполнить, не стоит отказывать, нужно протянуть руку помощи. Если быть готовым отдавать ценность первым, люди сами начнут искать знакомств.
Резюмируем
Польза, а не выгода — вот о чем нужно думать при построении своей сети контактов. Нетворкинг экономит время на решении деловых вопросов, дает преимущества при заключении контрактов, найме персонала и поиске поставщиков.
Умение знакомиться и поддерживать контакты — сложный навык, но ему можно научиться, главное — соблюдать правила нетворкинга: подготовить короткую речь о себе и своей работе, фокусироваться на новых знакомствах, уметь вести диалог, держать наготове визитки и не забыть после мероприятия связаться с новыми знакомыми.
Где знакомиться? Самый популярный способ — посещение бизнес-мероприятий, их можно организовать и самостоятельно. Альтернативой выступает общение в социальных сетях и профессиональных интернет-сообществах.
Нетворкеру лучше избегать популярных ошибок: не атаковать сразу предложением своих услуг, помнить о вежливости, слушать собеседника и помогать, если есть такая возможность.
Полезных вам знакомств!
Бтв: меняется коммуникационная ситуация - меняются и подходы. Спасибо за пост!
P.S. Ну я просто не могу не написать сюда вот такой комментарий :D
Ещё один SEO-шник переизобрёл дорвей: статья - вода разведённая водой, зато ссылочки на «социальные связи» все на месте :)