Один в поле не воин: почему штатный психолог — редкое явление в российском бизнесе

Психолог для работы с персоналом в штате российской компании — скорее исключение, чем правило. Каждый такой специалист работает с ограниченным набором проблем, а потому не может помочь всем сотрудникам сразу. О том, почему не нужно расстраиваться, если в вашей компании его нет, рассказал Антон Кушнер, основатель платформы корпоративного благополучия “Понимаю”.

Источник: сериал <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fd19502wuiaq9sa.cloudfront.net%2F1200x800%2Fimages%2F3132%2Fbillions-paranin-degil-egolarin-mucadelesi_130964876358379688.jpg&postId=164436" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Миллиарды</a>
Источник: сериал Миллиарды

Психолог для программистов и аналитиков

Многие сотрудники HR-департаментов и отделов по работе с персоналом имеют психологическое образование и набор соответствующих компетенций. А вот штатный психолог, занимающийся личными проблемами сотрудников, — редкость, которая может встречаться в крупных консалтинговых, IT-компаниях и бизнесе сектора FMCG (производство товаров повседневного спроса вроде косметики, батареек и других). Крупным компаниям консультации психолога нужны при наличии долгосрочной и масштабной задачи. Это может быть работа с двумя-тремя топ-менеджерами и их задачами на год вперед.

Как правило, в крупной компании психолог совмещает в себе несколько ролей: HR с оценкой кандидатов и персонала, а также специалист по обучению и тренингам, например, по эффективным телефонным звонкам и работе с возражениями. Функционал полностью определяет работодатель.

Штатный психолог — обычное дело для банковского колл-центра на несколько тысяч специалистов. Там он поддерживает способность людей противостоять негативу со стороны клиентов. В этом случае психолог не принимает индивидуально, но помогает специалистам сбросить напряжение — работа стандартизирована и подразумевает долгосрочный характер.

KPI психотерапевта

Предприятия применяют различные опросники, которые измеряют вовлеченность всех сотрудников, динамику производительности труда, частоту опозданий, количество несчастных случаев на производстве, динамику предоставления больничных листов и другие показатели эффективности труда персонала. Косвенным образом на эти показатели влияет и работа психолога.

Штатный психолог действует в интересах работодателя, его главная задача — наладить рабочий процесс. Он может поработать и с личными вопросами сотрудника, но не в первую очередь.

Проблемы, которые часто решает корпоративный психолог:

  • возможная текучка кадров;
  • конкуренция за персонал;
  • настройка работы колл-центра, например, с холодными звонками на потоке;
  • работа персонала с проблемными клиентами;
  • необходимость работы в условиях постоянного стресса.

В этом случае специалист занимается не индивидуальными консультациями, а обучением персонала, решением рабочих проблем.

Никого не удивить штатным психологом в государственных и окологосударственных учреждениях: больницах, хосписах, онкоцентрах. Там психолог и корректирует состояние персонала, и работает с «клиентами» учреждений. Например, в школах — решает вопросы инклюзии и взаимодействия с проблемными детьми.

«Психолог» или «психотерапевт»?

На самом деле, в компаниях консультируют именно психотерапевты, но в России таких специалистов традиционно называют «психологами». Слово «психотерапевт» ассоциируется с медицинской практикой и психиатрией, что вызывает у многих представление о клинических проблемах и становится барьером для похода именно к терапевту.

Нередко люди путают психологов, психотерапевтов, психиатров и психоаналитиков. Психолог — специалист с психологическим образованием, но далеко не каждый обучен психотерапевтическим методикам.

Почему психолог в штате компании — лишний

Со штатными психологами сотрудники чаще готовы обсуждать именно рабочие проблемы. Личные вопросы всплывают лишь тогда, когда человеку больше некуда обратиться с психологической травмой. Мы видим, что у подавляющего большинства людей существуют внутренние барьеры к личным беседам со штатным специалистом, потому что есть опасения, что информацию передадут руководству или кому-нибудь еще.

Вот почему штатные психологи в компаниях не нужны вовсе:

  • Один-два-три сотрудника не закрывают весь спектр рабочих вопросов для психолога. Они физически не могут помочь штату в 3-4 тысячи человек. Помимо этого, функционал психолога достаточно широк: это может быть работа с сотрудниками, с клиентами, вопросы обучения, мотивации, развития и прочее. Закрыть этот объем всего несколькими людьми сложно.
  • Психологами нужно управлять и контролировать их деятельность. Как и с другими сотрудниками необходимо мониторить качество работы, что довольно проблематично, поскольку с этической точки зрения они не должны обсуждать с руководством конкретные кейсы коллег.
  • Компетенций психолога может не хватать. Даже самые умелые специалисты при работе на проблемных стрессовых участках будут выгорать, им понадобится супервизия, то есть помощь более квалифицированного психолога в разборе сложных случаев. Если супервизия не предусмотрена организацией, психолог вынужден оплачивать ее самостоятельно. Без супервизии и личной психотерапии психолог не будет развиваться, а значит перестанет выполнять свою работу.

  • Штатный психолог может поделиться рассказанной информацией, попасть в конфликт интересов с сотрудником. Специалист нанят работодателем, и он все равно будет консультировать сотрудников в его интересах. Внешнему консультанту все равно, что происходит в компании — он разбирает текущую проблему сотрудника вне зависимости от контекста. Штатный психолог вынужден учитывать контекст, потому что тоже находится в нем, что осложняет помощь в медиации конфликта и урегулировании проблем на производствах.

  • Стигмы. Знаю случай, когда компания наняла в штат высококлассных психологов и инвестировала значительную сумму в оборудование кабинетов для консультаций. Однако сотрудники просто не пошли к ним: многие убеждены, что если тебе нужна помощь психолога, ты слаб и коллеги увидят это.

    В течение 10 лет психотерапевт станет неотъемлемой частью корпоративной жизни, культуры производства. Нам сложно представить работу белого воротничка без компьютера. То же будет и с психологом: он станет одним из важнейших инструментов работы человека. Но это не может быть один штатный специалист— при всем желании он не закроет весь пул работ.

    Последнее время и крупные компании не хотят нанимать психологов в штат: они либо обращаются к онлайн-провайдерам либо приглашают специалистов на разовые проекты. В последнем случае точечную экспертизу можно получить без заключения трудового договора, который сложно расторгнуть. Задачи для психолога в бизнесе постоянно меняются, а внешний подрядчик снизит риски для компании.

44
Начать дискуссию