Популяризация профессий и укрепление HR-бренда: опыт компании «Самолет» в работе с молодежью
В условиях дефицита кадров в девелопменте, который к концу года может достигнуть 15%, бизнес активно ищет пути работы с молодежью. По данным исследования «Профилум», hh.ru и проекта «Билет в будущее», 96% компаний в различных отраслях рассматривают привлечение молодых сотрудников и формирование собственного кадрового потенциала как стратегическую задачу.
Группа «Самолет», застройщик №1 в России , совместно с «Профилум», разработчиком сервисов и методологий профориентации, запустила образовательную лабораторию для школьников. В этом кейсе мы делимся опытом реализации программы и тем, какие задачи она помогла решить.
О программе
Лаборатория «Архитектура и дизайн» — бесплатная образовательная инициатива для школьников 7–10 классов, интересующихся архитектурой и дизайном интерьеров. Цель программы — развитие интереса к профессиям в сфере проектирования, формирование сообщества молодых специалистов и повышение привлекательности компании среди потенциальных кандидатов.
Светлана Нохрина, руководитель команды развития молодежных программ компании «Самолет»:
«Мы стремились создать для школьников условия, в которых они смогут понять, как устроены профессии в индустрии и подходят ли они им. В качестве партнера выбрали «Профилум» за имеющуюся у них экспертизу в профориентации и организации профессиональных проб. Этот аспект важен для программы, так как помогает найти ребят с устойчивым интересом к работе в индустрии».
Программа включала три этапа: образовательный интенсив, практическую работу и защиту проектов.
Фото с открытия лаборатории. Александра Горчакова, директор по организационному развитию компании «Самолет» (1). Александр Канивец, управляющий директор бизнес-юнита «Московская область» в компании «Самолет» (2). Сотрудники компании «Самолет»: Виктория Курош, руководитель отдела генплана и благоустройства; Ольга Топорец, руководитель управления стандартов социальных и инфраструктурных объектов; Кристина Молчанова, ex директор по сервисам для сотрудников; Андрей Иваненко, ex генеральный директор; Александра Горчакова, директор по организационному развитию; Светлана Нохрина, руководитель команды по развитию молодежных программ; Мария Новикова, ex менеджер образовательных проектов (3)
Реализация программы
Привлечение и отбор участников
На старте проекта стояла задача по привлечению учеников к участию. Основное внимание уделили взаимодействию со школами, проведению мастер-классов и анонсам в социальных сетях. Это позволило собрать 400 заявок на участие. В процессе творческого отбора участникам предлагалось выбрать одну из четырех тем: коворкинг для подростков, учебные классы, экологические решения или уличные пространства. Далее нужно было представить свои идеи в любом формате — эскиз, макет или текстовое описание. Это дало возможность оценить и технические навыки, и оригинальность мышления.
В процессе отбора эксперты группы «Самолет» оценивали работы по нескольким критериям, включая презентацию, соответствие теме и общий уровень выполнения. Даже слабый эскиз мог быть подкреплен сильной идеей, что давало шанс принять участие в программе. Из 400 заявок отобрали 120 участников, которых распределили по группам в зависимости от возраста и уровня подготовки.
Этап 1: Образовательный интенсив
Интенсив охватывал различные аспекты профессий архитектора и дизайнера, давая участникам возможность попробовать себя в разных направлениях.
1. Знакомство с профессией. На первом занятии школьники узнали о роли архитектора и дизайнера, примерах успешных проектов и ключевых навыках. Итогом занятия стали коллажи и мудборды, отражающие первые впечатления участников о профессии.
2. Основы архитектуры. Участники изучали объемно-планировочные композиции, зонирование и принципы проектирования. Задания включали разработку поэтажных планов школы из модульных блоков, макетирование школьного здания и проектирование фасадов. Один из интересных моментов — работа над проектом креативного школьного двора с учетом местных климатических условий и экологичных решений.
3. Проектирование благоустройства. Школьники создавали генеральный план территории, разрабатывали малые архитектурные формы (МАФ) для школьной территории и учитывали экологические аспекты. Некоторые предлагали установки солнечных батарей или систему сбора дождевой воды для полива растений.
4. Дизайн интерьера. Участники создавали эскизы мебели, разрабатывали интерьерные решения и визуализировали их в SketchUp. Это дало возможность попробовать себя в роли дизайнера, изучить материалы и понять, какие решения будут наиболее удобными для школьной среды.
5. Защита проектов. На финальной защите участники представляли свои работы в формате выставки, где жюри оценивало качество исполнения и соответствие требованиям.
Дарья Зайцева, независимый архитектор, художник, куратор курса и преподаватель в архитектурной школе МАРШ:
«Насыщенная программа дала ребятам широкое представление о многогранности профессии архитектора — о возможностях практического применения системы координат данной специальности. Практика в технике макетирование и 3D-моделирование помогла им лучше понять структуру и функциональность придуманных учениками объектов».
Анна Аристова, преподаватель промышленного и графического дизайна, архитектор в строительной компании:
«Навыки скетчинга и визуализации позволили школьникам сделать свои проекты более целостными и продуманными. Работа с различными инструментами и материалами дала им практический опыт, который пригодится в будущем независимо от выбранной специальности».
Алексей Колесов, архитектор, дизайнер, художник, исследователь среды:
«Это хорошая идея – рассказывать про архитектуру на примере задачи проектирования школы. В некотором смысле никто лучше школьников не разбирается в этой сфере, так как они в этом пространстве проводят больше всего времени. Поэтому ребята в рамках проекта стали одновременно и заказчиками, и проектировщиками».
Этап 2: Практическая работа и итоговые проекты
После интенсива школьники перешли к двухнедельной практике. Они разрабатывали мебель для школьных классов и зон отдыха, работая с техническими заданиями и ГОСТами. В рамках практики участники занимались проектированием, а также проходили «профессиональные пробы» — то есть выполняли задачи, приближенные к реальным рабочим условиям. Проекты включали создание эскизов, чертежей и 3D-рендеров, что давало им возможность понять специфику работы в разных аспектах профессии. Итоговые работы защищались в формате выставки, где участники представляли свои макеты и модели.
Ольга Добрынина, главный дизайнер компании «Самолет»:
«Школьники продемонстрировали как хорошее владение инструментами проектирования, так и способность предлагать решения с высоким практическим потенциалом».
Мотивация и вовлеченность участников
В программу была внедрена система мотивации, чтобы поддерживать активность участников. За посещаемость и участие в программе всей группе начислялись баллы, которые можно было обменять на совместные активности: экскурсии, пикники или просто заказ пиццы. Для ребят также организовывали дополнительные мероприятия, такие как встречи с выпускниками МАРХИ, выставки, лекции и рисование на пленэре. Они сами выбирали, что им интересно, и активно участвовали в этих инициативах.
Развлекательные мероприятия проводились независимо от системы мотивации. Команда Лаборатории старалась учитывать, что школьники и так приходят на занятия после учебы, поэтому не перегружали их дополнительными активностями, а часть мероприятий переводили в онлайн.
Эмоциональная атмосфера программы
Атмосфера программы была дружеской и вдохновляющей. Во время занятий и практики школьники придумывали свои образы для защиты проектов, например, одевались в белые рубашки и галстуки. Эти небольшие традиции и внутренние мемы стали частью их опыта и помогли создать теплую и мотивирующую обстановку.
Школьники активно делились своими впечатлениями друг с другом — было ощущение сообщества. Благодаря этому программа становилась не просто образовательным процессом, а увлекательным и эмоционально насыщенным опытом.
Анализ вовлеченности
Анализ вовлеченности проводился на основе взаимодействия с менеджерами сообщества и анализа причин отказов от участия. Эти данные позволили лучше понять мотивацию школьников разных возрастных групп:
- 7–8 классы: в основном рассматривают обучение как хобби и дополнительную активность. Некоторые задумываются о поступлении в архитектурные вузы, но окончательного решения пока нет.
- 9–10 классы: большинство серьезно заинтересованы в поступлении в архитектурные вузы, многие уже имеют опыт в рисовании, макетировании и работе в SketchUp.
Наибольшая вовлеченность наблюдалась среди восьмиклассников, у которых меньше учебной нагрузки по сравнению с учениками 9–10 классов, что давало им больше времени для творчества. Одним из самых эффективных факторов мотивации стало само сообщество: общие интересы и дружеская атмосфера стали важными стимулами для вовлеченности школьников в программу.
Идеи школьников
Школьники предложили множество креативных решений, которые были взяты в работу компанией «Самолет». Вот несколько примеров:
- Устройство театрального буфета при смежном расположении актового зала и столовой.
- Наполнение первого этажа общественными функциями с возможностью доступа жителей микрорайона: столовая с пищеблоком, библиотека, актовый зал, спортивные залы.
- Учебные кабинеты расположены на втором этаже, чтобы разделить потоки посетителей и учащихся.
- Школьники предложили мебель с местами для хранения рюкзаков для удобства в учебных и рекреационных зонах.
- Встроенные зоны для групповых занятий и отдыха с трансформируемой мебелью, что позволяет использовать пространство школы более гибко и эффективно.
- Зеленые зоны с интерактивными элементами. Например, зоны с растениями и зелеными стенами, которые учащиеся могли бы обслуживать и развивать как часть учебного процесса.
Эти идеи показали высокий уровень понимания школьниками того, что необходимо для создания комфортных и функциональных учебных пространств. Они отражают реальные потребности учеников и могут быть внедрены в будущие проекты компании компании «Самолет».
Результаты и выводы
Программа дала участникам возможность погрузиться в профессиональную среду и попробовать себя в разных направлениях, связанных с архитектурой и дизайном. Школьники познакомились с профессией, и это дало им возможность предметно подумать о будущей карьере. Многие участники решили поступать в профильные вузы, получив ценные навыки, которые помогут им в будущем. По итогам образовательного интенсива:
- 50% учеников планируют поступление в архитектурные вузы
- 43% заинтересовались архитектурой и дизайном как хобби
Летняя практика подтвердила эти данные: 70% школьников выбрали направление дизайна.
Ольга Топорец, руководитель управления социальных объектов компании «Самолет»:
«Одним из ключевых преимуществ программы стала возможность раскрыть творческий потенциал школьников. В отличие от взрослых, которые часто ограничены шаблонами мышления, дети предложили свежие и оригинальные идеи. Программа мотивировала их искать нестандартные решения, а также позволила убедиться в правильности выбранного направления, открывая новые возможности для будущей карьеры».
Школьники предложили идеи, которые делают образовательные пространства более комфортными и отвечающими потребностям будущих учеников.
Виктория Курош, руководитель отдела генплана и благоустройства компании «Самолет»:
«Лаборатория продемонстрировала, насколько важно учитывать мнение детей при проектировании школ. Школьники могут предложить свежие идеи, которые помогут улучшить образовательный процесс и сделать школы более современными и комфортными».
Виталий Алтухов, сооснователь, директор по разработке и исследованиям компании «Профилум»:
«Взаимодействуя с компаниями, подростки больше узнают о востребованных профессиях, понимают, что представляет собой та или иная карьерная опция и хотят ли они в ней развиваться. В конечном счете они могут более осознанно выбрать будущее направление обучения, и сделать это не на основе абстрактных примеров, а соприкоснувшись с задачами реального бизнеса. Компании, со своей стороны, повышают узнаваемость своего бренда среди школьников, чтобы в будущем они с большей вероятности выбрали их в качестве работодателя. А заодно популяризуют отрасль».
Подобные программы не только помогают школьникам сделать осознанный выбор профессии, но и позволяет бизнесу привлекать будущие таланты, формируя новое поколение профессионалов в отрасли.