Почему 3 из 5 человек недовольны своей профессией или кем я стану через 10 лет?

Наша команда провела небольшое исследование в Московской области. Нашли лучшие практики работы по профоринетации за 2024 год для школьников. Материал будет полезен молодым и не очень родителям, школьникам, государственным служащим, представителям учебных заведений начального и среднего уровня, высших учебных заведений и центрам дополнительного профессионального образования.

Поехали!

1. Мастер-классы и воркшопы от профессионалов

Школьники могут поучаствовать в мастер-классах по востребованным направлениям, таким как программирование, графический дизайн, инженерия. В рамках мероприятий ученики пробуют себя в профессии, создавая реальные проекты. Например, в Химках участвовали в мероприятиях, организованных на базе технопарков. Популярностью пользовались тренинги по робототехнике и управлению беспилотными летательными аппаратами. В Балашихе в рамках программы «PROдизайн» школьники участвовали в мастер-классах по графическому дизайну и 3D-моделированию. В Долгопрудном школьникам предлагались воркшопы по физике, математике и программированию. В Пушкино прошёл фестиваль профессий "Путь навыков", на котором учащиеся смогли попробовать себя в разных профессиональных областях, таких как IT, медицина, инженерия, и дизайн. Анонсы таких мероприятий размещают в местных сообществах и телеграм-каналах. Также мастер-классы по профессиям будущего проводят Центры молодежного инновационного творчества и Центр опережающей профессиональной подготовки.

2. Участие в добровольческих проектах

В Московской области популярны проекты, направленные на развитие гражданских компетенций и навыков социальной работы. Например, школьники участвуют в экологических акциях, медицинских проектах или программах по поддержке пожилых людей. Это помогает им не только развивать навыки, но и определять личные ценности и профессиональные интересы. Проекты реализуют Центр «Доброволец Подмосковья», Ассоциация волонтерских центров Московской области, «Движение первых», Волонтеры-медики, Молодежные волонтерские движения при администрациях городских округов, Московский областной молодежный центр (МОМЦ) и Синодальный отдел по церковной благотворительности и социальному служению РПЦ, и многие другие.

3. Профильные классы и образовательные программы

В школах Московской области есть профильные классы, которые позволяют дифференцировать обучение с учётом образовательных потребностей, склонностей, способностей и интересов учеников.

Некоторые профили таких классов: естественно-научный (медицинский класс), филологический, социально-экономический (предпринимательский класс), инженерный (IT-класс), гуманитарный. Срок обучения в профильных классах — 2 года (10–11 классы). Многие школы заключают соглашения с вузами для реализации профильного обучения. Например, «Физтех-лицей» им. П. Л. Капицы в Долгопрудном взаимодействует с МФТИ, а коломенская МБОУ СОШ №15 более десяти лет сотрудничает с Государственным социально-гуманитарным университетом. Также в Московской области действуют классы крупных государственных корпораций, где школьники изучают профильные дисциплины и получают подготовку для поступления в соответствующие вузы. Эти программы также включают экскурсии и стажировки.

4. Фестивали профессий – лекции от экспертов в своей области

Это "Время выбирать" в Серпухове. Фестиваль профессий «Путь навыков» затронул Солнечногорск, Красногорск и Клин. Фестиваль «Про Профессии и Про Возможности» – Мытищи, Балашиха и Серпухов. Фестиваль дает молодым людям возможность не только узнать побольше о различных профессиях, но и сделать свой выбор специальности как можно раньше, чтобы начать подготовку к поступлению в учебное заведение.

5. Экскурсии на предприятия региона

Многие школы организуют посещение крупных компаний, например, технологических парков или промышленных предприятий. Примером может служить проект «Открытые предприятия», где школьники посещают заводы, лаборатории и офисы. Цель – познакомить учеников с реальными условиями труда и рабочей средой. Например, в Истре школьники попробовали себя в роли кондитеров, изготовили изделия из бисквитного теста. В Воскресенске агрономы-технологи рассказывают о работе теплиц. В Люберцах посещали промышленные предприятия, чтобы больше узнать о технических специальностях.

6. Использование VR и цифровых технологий

VR-технологии позволяют школьникам «посетить» рабочее место хирурга, инженера или архитектора, погружаясь в реальную профессиональную среду. Московская область активно внедряет такие технологии через образовательные проекты. Например, ученики могут через VR-программы изучить процесс управления самолетом или работы на строительной площадке. В Долгопрудном молодежь сможет пройти профориентацию и познакомиться с техническими новинками – организаторы представят на ярмарке современные технологий дополненной реальности, в том числе VR-очки.

7. Профессиональные пробы через проект «Билет в будущее»

Проект федерального уровня предлагает школьникам пройти диагностику интересов и навыков, а также принять участие в профессиональных пробах. В Московской области школьники могут попробовать себя в таких направлениях, как IT, медицина, инженерия, дизайн. На базе местных вузов и колледжей организуются мастер-классы и симуляции рабочих процессов. Эта практика позволяет школьникам «погрузиться» в профессию и оценить свои способности. Программа охватывает тысячи учеников ежегодно, предлагая индивидуальный подход. Например, в г. Мытищи: состоялись пробы на инженерные и медицинские специальности. Королёв – сделан акцент космическую инженерию и программирование. Электросталь – металлургия и производственные специальности.

8. Школьные карьерные клубы

В школах Московской области открываются клубы, где подростки могут изучать профессии будущего и формировать базовые навыки. Например, карьерные клубы на базе «Кванториумов» дают возможность работать над проектами в робототехнике или биоинженерии. Ученики проходят тренинги по soft skills (управление временем, креативное мышление) и участвуют в создании командных проектов. Это помогает развивать критическое мышление и лидерские качества.

9. Интерактивные квесты и игры о профессиях

Для повышения интереса к профориентации школы используют игровые форматы, такие как квесты и симуляции. Например, в Московской области проводятся квесты «Выбери профессию», где команды школьников решают задачи, связанные с разными профессиями. Это помогает участникам понять, какие навыки нужны для работы, и узнать о востребованных специальностях.

10. Родительские собрания и консультирование

Организация собраний с участием карьерных консультантов и педагогов помогает родителям понять, как поддержать подростка в выборе профессии. Такие встречи проходят в школах или онлайн, где специалисты рассказывают о трендах на рынке труда и стратегиях профессионального развития подростков.

Эти практики учитывают интересы и потребности школьников, а также специфику регионального рынка труда, позволяя развивать осознанный подход к выбору профессии.

Материал предоставлен АНО Центр развития возможностей "Лестница" – некоммерческая организация, целью которой является внедрение и развития лучших программ по профориентации.

Начать дискуссию