{"id":14268,"url":"\/distributions\/14268\/click?bit=1&hash=1e3309842e8b07895e75261917827295839cd5d4d57d48f0ca524f3f535a7946","title":"\u0420\u0430\u0437\u0440\u0435\u0448\u0430\u0442\u044c \u0441\u043e\u0442\u0440\u0443\u0434\u043d\u0438\u043a\u0430\u043c \u0438\u0433\u0440\u0430\u0442\u044c \u043d\u0430 \u0440\u0430\u0431\u043e\u0447\u0435\u043c \u043c\u0435\u0441\u0442\u0435 \u044d\u0444\u0444\u0435\u043a\u0442\u0438\u0432\u043d\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f71e1caf-7964-5525-98be-104bb436cb54"}

Пережить локдаун и сохранить мотивацию. Опыт BlaBlaCar

В первую волну пандемии коронавируса BlaBlaCar перевела около 500 сотрудников в 8 странах на удаленный режим работы. HR-директор компании Вера Климанова рассказала, какие действия в тот момент были предприняты, чтобы сохранить производительность труда и мотивацию персонала.

Вера Климанова, HR-директор BlaBlaCar Фото BlaBlaCar

Пандемия застала нас врасплох. В страшном сне нельзя было представить, что в течение нескольких недель нам придется перевести всех сотрудников на удаленную работу в принудительном порядке. В силу сложившихся обстоятельств все наши действия предпринимались в реактивном порядке. Частично нам на руку сыграло то, что закрывали страны мы не одномоментно, а последовательно, в зависимости от ситуации на конкретном рынке. Это сделало процесс транзита более сглаженными. Цель всех последующих действий сводилась к тому, чтобы сохранить производительность труда и мотивацию персонала. И мы успешно справились с этой задачей. Вот несколько интересных кейсов из нашей практики.

Усиление коммуникации

Экстренный перевод сотрудников на удаленную работу и мобилизация имеющихся ресурсов – все это было похоже на введение военного положения. В такое время самое главное было наладить прозрачную и эффективную коммуникацию внутри компании, чтобы исключить распространение слухов (особенно негативных), чтобы для каждого сотрудника были известны и понятны решения, которые принимаются руководством компании.

Главным источником информации в это время стал СЕО BlaBlaCar Николас Брюссон.

  • Каждые три недели Брюссон проводил онлайн-собрания со всеми сотрудниками и подробно рассказывал о ситуации в компании и предпринимаемых мерах. Отвечал на вопросы.

  • После каждого собрания команда Брюссона рассылала конспект его выступления, чтобы желающие могли еще раз ознакомиться с тезисами.

  • По итогу встречи все сотрудники могли направить дополнительные вопросы, на которые отвечали специалисты команды People team.

Для контроля за мотивацией сотрудников регулярно проводились опросы на вовлеченность. Ситуация менялась стремительно, поэтому держать руку на пульсе и видеть общую картину было крайне важно. Специалисты People team призывали сотрудников активно делиться своими впечатлениями и рассказывать о переживаниях.

Поддержка руководителей

Как только стало понятно, что перевода сотрудников на удаленку не избежать (в одних странах это уже случилось, в других только предстояло), были оперативно подготовлены тренинг-материалы для руководителей разного уровня с инструкциями, как эффективно управлять удаленными командами.

Это важные документы, потому что они позволяли настроить менеджеров на правильный формат работы, обозначить возможные риски, подсказать методики контроля за эффективностью работы подчиненных.

Немаловажно, что в этих документах подчеркивалась необходимость дать сотрудникам время на адаптацию к новым условиям. Всем было понятно, что будет непросто, нужно было вербализировать эту мысль на глобальном уровне и донести ее до руководителей подразделений.

Психологическая помощь

Особое внимание было уделено психологическому комфорту сотрудников. Для всех нас вдруг изменилась парадигма взаимодействия с внешним миром и своими коллегами. Это неминуемо должно было вызывать чувство дискомфорта, а следовательно – подавленность, потерю мотивации, прокрастинацию. И это нормально! Мы говорили об этом вслух и признавали, что это не чувства, которые характеризуют человеческую слабость, а этап психологической адаптации к новой реальности. Для всех нуждающихся мы предоставили возможность проведения онлайн-консультаций с профессиональными психологами.

Тема психологической помощи довольно деликатная и не каждый сотрудник готов даже самому себе признаться в том, что ему нужна помощь специалиста. Для таких случаев мы регулярно и через все доступные нам каналы коммуникации говорили о том, что общение с психологом это нормально, эффективно и конфиденциально. Было важно создать позитивное отношение к практике, чтобы сотрудники воспринимали разговор с психологом, как что-то само собой разумеющееся.

Комфортное рабочее место дома

В ходе опроса сотрудников, в частности, стало понятно, что людям сложно обустроить комфортное рабочее место дома и в компании было принято решение всем желающим купить специальные удобные кресла для работы, была оказана помощь в транспортировке необходимого оборудования (оргтехники) из офиса домой. В некоторых случаях мы купили дополнительную технику - принтеры, мониторы...

Сохранение социализации

Были запущены инициативы, направленные на социализацию людей во время дистанционной работы. В Slack (корпоративном мессенджере) были созданы разные тематические каналы для сотрудников:

  • Родительский. Здесь собирались полезные ссылки, как увлекать детей, как разграничить свое место работы, как объяснить ребенку, что маме нужно работать и проч. Помимо ссылок на внешние источники, люди делились своими советами и лайфхаками.
  • Кулинарный. Здесь сотрудники делились своими кулинарными рецептами, устраивали кулинарные батлы, проводили совместные приемы пищи.
  • Спортивный. Онлайн занятия фитнесом и йогой. В компании много людей обладающих профессиональным опытом, потому недостатка в преподавателях не было.
  • Домашние животные. Канал, который генерировал самое большое количество активности и положительных эмоций. Здесь сотрудники публиквали фотографии своих домашний животных. Ну, вы представляете сколько там было милоты…
  • Онлайн-квизы. Особо сотрудникам полюбились онлайн-квизы (типа ЧГК). За время самоизоляции у нас сформировалось несколько сильных команд, которые довольно успешно принимали участие в разных соревнованиях.

Сохранить дух инноваций

Для нас очень важно поддерживать внутри компании культуру создания инновационных продуктов. Помимо прочих активностей, направленных на решение этой задачи, в “мирное” время мы регулярно проводили хакатоны под названием Coding nights - это мероприятия длинной в 24 часа, в течение которых сотрудники разрабатывают продукт или фичу, которая может быть внедрена в BlaBlaCar.

Во время пандемии мы переименовали Coding night (“Ночь кодирования”) в COVID Fight (“Борьба с COVID”). Это был тот же самый хакатон, только в онлайн-формате, и все инновации должны были иметь отношение к противостоянию пандемии. Итоговый продукт/фича должен был учитывать масштаб имеющегося у BlaBlaCar ресурса - 90 млн пользователей в 22 странах мира. Впервые в нашей истории идеи для хакатона собирались не только внутри компании, но и среди наших пользователей. Логика у этого поступка была такая: мы не врачи, поэтому не можем до конца понимать, чем именно можем быть полезны людям.

В течение хакатона было собрано 80 идей. Победителем стала идея создания сервиса BlaBlaHelp, которую выбрал наш комитет проектов.

BlaBlaHelp – это сервис, где можно найти человека, который поможет с покупкой товаров первой необходимости или лекарств (во время самоизоляции это было очень актуально). Работал сервис по принципу BlaBlaCar - “хелперы” публиковали свои предложения, нуждающиеся в помощи люди по геолокации их находили и напрямую с ними связывались. BlaBlaHelp подтягивал отзывы и рейтинги с BlaBlaCar, поэтому пользователи сразу могли ознакомиться с репутаций друг друга.

Буквально за неделю мы этот проект запустили. Очень быстро собрали почти 30.000 регистраций (четверть пользователей были россиянами). И даже успели рассказать про успешные кейсы использования (пост в ВК). После снятия ограничительных мер на передвижение сервис стал терять популярность, и недавно мы приняли решение прекратить его поддержку, как непрофильного для нашего бизнеса.

Тем не менее, это был классный проект, который позволил мобилизовать сотрудников, поставить перед ними новый “челлендж”.

Что еще важно – это был первый хакатон, в котором участвовали объединенные команды разработчиков BlaBlaCar и недавно купленной компании Busfor. Это был хороший опыт с точки зрения интеграции команд.

Результаты

Что в результате? Внутренний NPS компании с апреля по июнь вырос. К сожалению, не имею права делиться этим параметром, но поверьте на слово.

И еще. В тот сложный период выбирать курс и принимать решения было проще за счет набора корпоративных ценностей, которые были сформулированы на заре создания BlaBlaCar, а позже, после того как компания вышла на международный уровень, были оптимизированы. Эти ценности – отдельная тема для публикации. Я не буду на них подробно останавливаться, но всем желающим рекомендую почитать прекрасную статью Николаса Брюссона на этот счет на Medium (на английском языке).

Перечисленные меры дали неплохие результаты. Компания существенно продвинулась по стратегическим проектам, смогла оперативно восстановить операционную работу, как только были сняты ограничения на передвижение. Нам стало ясно, что мы можем работать удаленно. Сотрудники оценили плюсы удаленки, ту свободу, которая появилась у них. Стало очевидно, что возвращаться к прежнему формату работы не нужно, да и не конкурентно. Сейчас в компании тестируется гибридный формат работы, когда сотрудники могут работать часть времени из офиса, а часть из дома.

0
28 комментариев
Написать комментарий...
Pavel Loginov

500 человек в бла бла? Что они там делают? Уволить нужно хотя б 90%

Ответить
Развернуть ветку
Pavel Loginov

И причем когда у меня возник позорный косяк, что я оказался авторизованным под чужим именем - ничего ж и не смогли сделать. Так два месяца и сыпались чужие сообщения

Ответить
Развернуть ветку
Гульнара Рожина

У меня в данный момент подобная ситуация, 3 день звонки, служба поддержки бездействует! 

Ответить
Развернуть ветку
Гульнара Рожина

Причём, без каких то моих косяков. У меня вообще водительских прав нет! 

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Владислав Чайка

90 миллионов пользователей в 22х странах Мира выдали 80 проектов, из которых победил «хэлп». В Севастополе АпТакси без всяких челленджей перевелись на бесконтактную форму доставки.

Ответить
Развернуть ветку
Sergio A-Rzhevskiy
Автор

круто-круто! не слышали про таких, где почитать? 

Ответить
Развернуть ветку
Владислав Чайка

Да я не знаю... Мы просто пользовались)) Не думаю, что это из ряда вон выходящий случай. Полагаю, это естественная мысль, которая первая должна прийти собственникам сервиса) Останется только реализовать, что тоже не особо сложно)

Ответить
Развернуть ветку
Денис Денисов

Пока вы в ковид весной запретили поездки , люди перешли на «едем рф « и другие сервисы .

Ответить
Развернуть ветку
Sergio A-Rzhevskiy
Автор

Здоровая конкуренция - это хорошо. А что за другие сервисы?

Ответить
Развернуть ветку
Максим Степанов

в подслушано "мухосранск" - "завтра еду в *облцентр*, есть 2 места

Ответить
Развернуть ветку
Sergio A-Rzhevskiy
Автор

солидно, согласен. 

Ответить
Развернуть ветку
Илья

Молодцы! Не надо падать духом.😊🙋

Ответить
Развернуть ветку
Anastasia Morozova

Вера, Сергей, очень интересно! Спасибо за ваш опыт! 

Ответить
Развернуть ветку
Вера Гагарина

Типичная статья, как у нас все круто :) HR бренд все дела. Но ребята выбрали не тот сайт для размещения такой статьи.

Тут хуеплетство быстро раскусывают.

Ответить
Развернуть ветку
Igor Filippov
 сохранить производительность труда и мотивацию персонала

Вроде для мотивации платят зарплату, или я не понял что-то?

Ответить
Развернуть ветку
reutanton

ЗП это только один из трех факторов хорошей работы, остальные два: 
- востребованность (твоя работа реально кому то нужна и помогает)
- самореализация (творчество, достижение собственных целей)

Ответить
Развернуть ветку
Sergio A-Rzhevskiy
Автор

возможно вот здесь есть ответ на вопрос https://ru.wikipedia.org/wiki/Пирамида_потребностей_по_Маслоу

Ответить
Развернуть ветку
Sergei Timofeyev
 Для контроля за мотивацией сотрудников регулярно проводились опросы на вовлеченность.

Отчёты ради отчётов. После первого подобного запроса - я промолчал. Когда меня настойчиво попросили пройти тест, то я задал резонный вопрос: работать не пробовали?

"Маршрутки" в России уже победили или всё также легальных частниов бортуют "маршрутки"?

Ответить
Развернуть ветку
Igor Filippov

Среди взрослых разработчиков бытует мнение "Платите мне высокую зарплату и не сношайте мозг", юные падаваны более идеалистичны)

Ответить
Развернуть ветку
Ilya Rovda

Первая версия хелпа, которая написана "за неделю", была загружена в стор фактически нерабочей, один сплошной баг. Вопрос, это была идея маркетинга выкатить mvp и ждать фидбек от юзеров? Мне эта затея показалась очень странной и несколько оттолкнула от сервиса.

Регулярно пользовался сервисом до пандемии и надеюсь, что вам удастся вернуться на былые мощности. Удачи!

Ответить
Развернуть ветку
Sergio A-Rzhevskiy
Автор

Спасибо!

Ответить
Развернуть ветку
Максим Степанов

кстати! а когда он заработает??? 

Ответить
Развернуть ветку
Sergio A-Rzhevskiy
Автор

так он работает

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Sergio A-Rzhevskiy
Автор

Ну, иногда бывает так, что генеральный директор принимает самостоятельные решения :)

Ответить
Развернуть ветку
Гульнара Рожина

Почему удалили мой комментарий? В данный момент у меня взломан аккаунт в бла бла кар, войти не могу, размещают под моим именем фейковые объявления и на мой телефон постоянно звонят люди. Служба поддержки бездействует!!! Мне куда обращаться, в полицию?!!! 

Ответить
Развернуть ветку
Sergio A-Rzhevskiy
Автор

Гульнара, напишите, пожалуйста, мне в сообщения своий телефон и почту, которые использовали при регистрации на BlaBlaCar. 

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Alsu Khabibullina

Привет, всем. Не очень хотелось бы здесь писать, но это кажется единственное "лицо" BlaBlaCar где можно пожаловаться. Купили билет на автобус Ростов-на-Дону - Волгоград на злосчастную субботу 24.06.2023 г. Утром узнаем, что город закрыт, рейсы отменены, дороги все закрыты. естественно идем сдавать билет, традиционные условия с удержанием 5% невозможно опротестовать.
Ребят, вам реально не стыдно? Рейс не состоялся не по вине пассажира и не по вине перевозчика, зачем удерживать 5%, это конечно копейки, но так отвратительно со стороны компании. Иметь доходы с такой ситуации всеравно что своровать... мне стыдно жить с вами на одной планете.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
25 комментариев
Раскрывать всегда