Сколько должен стоить ваш бухгалтер

Автор телеграм-канала «Переводчик с бухгалтерского», кандидат экономических наук Алексей Иванов сравнил стоимость бухгалтерского обслуживания в России и США. Вывод невесёлый: чтобы оправдать свою зарплату, российскому бухгалтеру нужно работать вдвое эффективнее.

В этой статье не будет рецепта как оценить конкретного бухгалтера в рублях. Речь пойдет о доле затрат на бухгалтерию в выручке предпринимателя. Разберёмся сколько справедливо отдать за услуги бухгалтера, если продажи составили 100 руб. Начну с пока ещё самой развитой мировой экономики — американской. Для хейтеров сразу скажу, что цифры в статье взяты не с потолка — это официальные данные Минтруда США и Росстата за 2015 год. Росстат не публиковал более свежей информации. Но нас интересует относительный показатель, поэтому не страшно.

Сколько бухгалтеров в России

В последнее время стало модным говорить, что бухгалтеров в России слишком много. При этом, мало кто из «говорящих голов» определяет что значит «много». Много в абсолютном исчислении? Так это само по себе не плохо. Много для отдельно взятой российской экономики? Так надо сравнивать с чем-то, а для этого надо собрать и проанализировать данные. Просто сказать «много» и важно надуть щеки гораздо проще.

Говорящие головы в СМИ периодически озвучивают разные цифры, но нигде не фигурирует открытый источник информации. Хрестоматийный пример путаницы – статья в РБК daily, в которой министр по вопросам «открытого правительства» путается в показаниях, озвучивая сразу две цифры: 3 и 5 миллионов человек. Разница – больше населения Челябинска.

Очень мне такая приблизительность оценок не нравилась. Хотелось бухгалтерской точности. Вот я и начал искать официальную статистику. Кто сталкивался с Росстататом, тот знает - это филиал Ада на Земле. Хуже только Почта России. Сайт со статданными преследует задачу запутать несчастного шпиона, который вдруг решит узнать какие-то цифры о нашей стране. Поэтому навигация практически отсутствует, а автоматизированные сервисы почти ничего не считают. Но мне посчастливилось найти исследование Высшей школы экономики, опубликованное в позапрошлом году. Коллеги сумели выудить точные данные из недр Росстата. Информация актуальна на конец 2015 года – свежее данных пока нет.

Официально: 4% трудящегося населения страны – бухгалтеры. Бухгалтер – третья по распространенности профессия. Умножив эту величину на общее количество занятых, получаем точное количество официально трудоустроенных бухгалтеров – 2884 тысячи человек. Неформальный сектор Росстат оценивает в 18,8% от формального – добавляем еще 543 тысячи теневых бухов. Итого: в России 3428 тысячи бухгалтеров.

Сколько бухгалтеров в США

Здесь расследование проводить не понадобилось – информация нашлась в официальной статистике Минтруда США. В Америке 1398 тысяч бухгалтеров с высшим образованием и 1732 тысяч — без. Итого 3130 бухгалтеров. Немного меньше, чем в России, но это только верхушка айсберга. В экономике США заняты 142 549 тыс. человек. Бухгалтеры составляют 2,2% от них против 4% у нас.

Сколько Россия и США тратят на содержание бухгалтеров

Средняя зарплата американского бухгалтера — 275 тыс. руб. Наш зарабатывает 32 тыс. руб. — в 8,5 раз меньше. В лоб эти цифры сравнивать некорректно — уровень затрат, сложность работы и отношение общества к бухгалтеру за океаном другое. Чтобы понять эффективнее ли американский бухгалтер, нужно сопоставлять другие цифры.

На зарплату бухгалтеров и социальные отчисления с нее (брал минимальные — 10,35% для США и 30,2% для России) в США тратится 11 трлн руб., в России — 1,7 трлн руб.

ВВП США — 1113,4 трлн руб., ВВП России — 83,4 трлн руб.

Получается, Штатам бухгалтеры обходятся в 1% от ВВП, а нам — в 2%. При этом в структуре занятого населения у нас в 2,1 раза больше бухгалтеров. То есть, как ни горько это признавать, но в России справедливые зарплаты в сфере бухгалтерии. Отношение средней зарплаты буха к ВВП примерно такое же как в Америке. А вот самих бухгалтеров переизбыток.

Так сколько же надо платить бухгалтеру

Если брать США за эталон, то за сегодняшнюю зарплату наш бух должен работать вдвое эффективнее, а для нормализации доли затрат на бухгалтерию в ВВП нужно сократить число бухгалтеров вдвое. Что, в принципе, одно и то же — оставшимся придется делать вдвое больше работы. Осталось объяснить это тете Маше из бухгалтерии.

Так что перед тем как «резать косты» на бухгалтерию посчитайте какую долю выручки вы на нее тратите. Если больше 2% — надо резать. Если меньше — хорошенько подумать.

{ "author_name": "Алексей Иванов", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 22, "likes": 1, "favorites": 4, "is_advertisement": false, "subsite_label": "hr", "id": 179199, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Fri, 20 Nov 2020 16:11:55 +0300", "is_special": false }
0
22 комментария
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
0

ЗП кассира - 30к
ЗП мальчика-пальчика из мак-доннальдса - 34к 
ЗП курьера 40 - 47к 

ЗП бухгалтера - 32к 

бухгалтер должен работать вдвое эффективнее за свою зарплату!

а может вилка "поднять зп - поднять ответственность"? за 50к есть резон стараться, за 32 с требованием "вдвое" мотивации работать ноль. 

  

Ответить
0

а может вилка "поднять зп - поднять ответственность"?

Об ответственности бухгалтера в законе сказано. Устроить бухгалтера на совмещенную ставку водителем, что бы еще и за средство повышенной опасности отвечал или как?

Ответить
1

Внедрить инструменты автоматизации деятельности операционистов, вручить оркестр ботов и программ бухгалтеру и обучить его деятельности с этими махинами. 

Дальше бухгалтер генерит данные для отделов аналитики, прогнозирования и пр.  

Например 

Ответить
0

Сейчас молодые как раз с инструментами автоматизации хорошо разбираются, а вот с бухучетом нет

Ответить
0

ну так альтернативный путь развития бухгалтера - перподавать в университетах, тренинги по бух-учёту.

на рост требования стандартно высокие

Ответить
1

Еще пришла в голову такая мысль - если в компании много проектов, то бухгалтеров можно подряжать на базовую аналитику цифр и ведение финансов для сторонних проектов компании. Один мини-проект - один бухгалтер. 

плюс, предполагаю, что бухгалтера умеют проводить анализ данных и делать на этом основании какой-то вывод - банально мозг заточен под это. 

доквалифицировать бухгалтера для аналитики, приставлять к небольшим или сторонним проектам для проведение ресерчей и поиска данных, например. 

или давать им на обработку цифровые данные, сформировать отдел прогнозирования на основе годных бухгалтеров из первой выборки. Да что угодно. Человек, который работал с цифрами однозначно в них что-то смыслит. 

Ответить
0

Подход хороший. Поднять зарплату и повысить квалификацию. Правда, сухая статистика говорит, что тогда нужно сократить количество бухгалтеров уже втрое.

Ответить
0

Это даст повод расти над собой, если ТетьМаша захочет обеспечивать внуков - будет работать на повышение, это даст стимул другим ТетьМашам качать квалификацию и зарабатывать еще больше денег на печеньки. Так-то они отрабатывают свой "прожиточный минимум")   

    

Ответить
0

Практика показывает, что идейных тетьМаш повышение зарплаты не стимулирует работать лучше :( Нормального буха - да, но не их. Впрочем, в статье больше хотел показать как дорого стоит наша неэффективность, а не предложить пути решения. Они сами себя предлагают: с одной стороны неквалифицированный труд успешно замещается RPA- и AI-решениями, с другой стороны на Западе уже наблюдается нехватка квалифицированных бухгалтеров и рост их зарплаты. Поэтому операционисты из профессии уйдут, а квалификация оставшихся повысится. 

Ответить
0

Значит, хорошим бухгалтерам - курсы повышения квалификации за счёт компании и надбавки к зарплате, плохим - биба, реквалификация) 

Ответить
0

Точно!

Ответить
0

Куда расти бухгалтеру? Он не сможет самолично увеличить количество выставленных счетов-фактур, просто став профессионалом. Вовремя сдавать отчетность, правильно считать налоги и заработную плату - вот весь бухгалтер.

Ответить
0

Это не бухгалтер, а операционист. Его работа легко автоматизируется уже имеющимися технологиями. Вот здесь я писал об этом, а тут глава ФНС добавил вчера. Бухгалтер кроме налогов еще и бухгалтерским учетом занимается, там все не так просто, как кажется со стороны.

Ответить
0

Это тоже все машина делает, бизнесу от бухгалтера требуется надежность и лояльность в первую очередь

Ответить
0

Какому бизнесу? Задачи буха в малом, среднем и крупном бизнесе очень отличаются. Насчет "машина делает" - это очень смешно. Поставьте задачу машине, например, составить учетную политику под ваши задачи, которые вы хотите решить бухотчетностью, представив ее инвесторам или кредиторам. Или определить оценочное обязательство по демонтажу, утилизации запасов и восстановлению окружающей среды, обосновав ставку дисконтирования - это уже не только МСФО, но и наши стандарты требуют :) 

Ответить
0

Над этим не только бухгалтер работает

Ответить
0

Конечно! Ему вот именно в этих вопросах розовые единороги помогают, а остальное машина делает :) 

Ответить
0

Ну да, просто так мотивация работать вдвое не появится очевидно. 

Ответить
0

Хороший бухгалтер или плохой, зависит от 2-х факторов: от самого человека -  его усидчивости, желания разбираться и вникать в особенности документооборота, законодательно базы, программного обеспечения. И от организации в которой он работает, в первую очередь заинтересованности предприятия в квалифицированном персонале, это должно выражаться во всесторонней поддержке в социальном плане, и росте его квалификации. https://bit.ly/3hiQdCo и в результате такой работы можно получить и квалифицированные кадры и минимальные проблемы самому предприятию. 

Ответить
–1

Финансы внутри компании считают 2 теоретически независимые друг от друга структуры: бухи (главбух: БУ для целей НУ) и финансисты (финдир: УУ). Исторически в СССР главнее был главбух, за бугром финдир, соотв. и размеры их отделов были такими же: в СССР больше бухов, чем финансистов, за бугром больше финансистов, чем бухов. Это определялось крайне замороченной системой БУ/НУ в СССР и чрезмерно упрощённой БУ/НУ за бугром. Напр. в загнивающей Великобритании вся налоговая отчётность небольшой фирмы - это один А4, который не менялся с 1600 какого-то года. В СССР/РФ они меняются чуть ли не каждый квартал.

Зная это, сравнение количества бухгалтеров бессмысленно. Не говоря о том, что многие финансисты в РФ оформлены как бухгалтеры потому что по (крайне рекомендованному к использованию) классификатору должностей ни финансистов, ни финдиров нет. http://okpdtr.ru

Вторая бессмыслица - сравнивать расходы на ведение БУ/НУ, потому как они определяются не столько эффективностью сотрудника, сколько придуманной государством сложностью. На которую ни сотрудник, ни компания не влияет.

Как итог: сравнили непонятно что с непонятно чем и получили какую-то фигню.

 нужно сократить число бухгалтеров вдвое

Ну и бред! Нужно упростить БУ/НУ, что автоматически приведёт к снижению трудозатрат на подготовку этой отчётности и снизит количество занятых в этом людей.

Ответить
0

Сразу видно, что слабо вы себе представляете налоговую систему США. А уж "БУ для целей НУ" - просто маркер профнепригодности. Спорить с диванным экспертом не буду. А писать "бред" незнакомому человеку - еще и признак низкого уровня культуры. Потому дизлайк.

Ответить
0

Плевать мне на твой дизлайк, мозгов наберись.

Прямым текстом: "РСБУ предназначен для предоставления информации контролирующим и налоговым органам." Под РСБУ здесь понимается БУ, а под МСФО - УУ.

https://bcs-express.ru/novosti-i-analitika/otlichiia-msfo-ot-rsbu-dlia-chainikov

Если компания ведёт и БУ и УУ, то для управления используются данные УУ потому что они точнее отражают финансовые результаты, а БУ остаётся только для целей НУ. Именно такая модель используется в Европе и США, туда же идёт и Россия за исключением госкомпаний.

По ссылке указаны недостатки БУ по сравнению с УУ из-за которых от БУ (в пользу УУ) как раз и отказываются при принятии управленческих решений.

Мог бы посмотреть историю моих постов: я - программист 1С с 15-летним стажем. Я автоматизирую эти учёты всю свою профессиональную карьеру и прекрасно понимаю границы применения каждого из них.

Ответить

Комментарии

null