Кто такой Лидер, за которым идут?

Делится мыслями Людмила Клепова, Head of Recruitment краудсорсингового агентства по ИТ-подбору Atsearch.

Кто такой Лидер, за которым идут?

Ко мне обратился за помощью один ИТ-директор: «Что нужно делать, чтобы коллектив стал командой? Сотрудники расползаются из компании, новых днем с огнем не найти, а если и находишь адекватного и толкового спеца, он принимает другой оффер или уходит на испытательном сроке».

Повсюду лишь лозунги: «будь харизматичным», «будь целостным», «вдохновляй», «будь открытым, решительным, страстным, стойким, терпеливым»... Утомляют своей бесполезностью.

Мы смотрим на известных лидеров, восхищаемся ими, но что их объединяет, кроме самого успеха? Все эти знаменитые люди обладали совершенно разным набором качеств и своим уникальным стилем управления. У них не было ни общих целей, ни сходных базовых принципов. Авторитарный Стив Джобс, «бизнесмены на роликах» Ларри Пейдж и Сергей Брин, щедрый и набожный Джон Рокфеллер и бескомпромиссный «поджигатель» Дональд Трамп…Нужно ли быть похожим на кого-то из них, чтобы стать успешным лидером?

А что, если ты не знаешь как «вдохновлять» и «светить харизмой»?

У каждого руководителя есть приоритетная цель, достигая которую он чувствует удовлетворение. Кто-то хочет построить «команду мечты». Для кого-то самое важное – показатели/финансовые результаты. Но какая бы цель ни была, она точно достижима, если собрана эффективная, мотивированная команда, которая идет за своим лидером. Должен ли начальник для этого быть Цукербергом? Вовсе не обязательно.

Поделюсь с вами своим опытом, расскажу, что помогает вести за собой команду к общему успеху:

1. Нанимать по ценностям

Это ключевой момент. С него все начинается. Ответьте себе честно на вопрос - что лично вам важно в человеке, с которым вы хотите работать несколько лет? Как он должен относиться к своей работе и людям, его окружающим? Например, в моем деле никуда без ответственности, трудолюбия, вежливости и честности (что не уникально и вполне актуально и для других сфер деятельности). Именно такие сотрудники будут наиболее эффективными, смогут выстроить партнёрство, и обеспечат здоровую атмосферу в коллективе.

Я с удовольствием наняла нескольких джуниоров с нужным набором качеств, обучила, и получила свои дивиденды в виде ответственных и мотивированных бойцов. А опытный ИТ-рекрутер, «украшавший» резюме кандидатов навыками и технологиями, которыми они в реальности не владеют, в команде не прижился. Там, где есть склонность к бесчестным поступкам, нет места партнерству.

2. Давать уверенность в завтрашнем дне

Выстройте прозрачную структуру, четко распределите роли, и создайте систему встреч, полезных для решения ваших задач. Это могут быть ежедневные «стендапы», где коллеги быстро делятся самыми свежими новостями и сложностями; еженедельные встречи – где обсуждаются промежуточные результаты каждого, команды и компании в целом, а также распределяются новые задачи и разбирается прогресс по предыдущим; ежемесячные, ежеквартальные митинги и полугодовые стратегические сессии. Благодаря этим встречам вы сможете оперативно реагировать на запросы, своевременно корректировать результаты и существовать в едином информационном поле, что дает чувство уверенности и защищенности.

Каждому комфортно там, где есть безопасность, предсказуемость, система, где выполняются договоренности.

В такой системе каждый знает общую цель и какой вклад вносит он сам в ее достижение, выполняя персональные цели и задачи. Каждый знает, что, когда и как делать, и к кому обратиться за помощью.

3. Проявлять заботу

Распространенная история, особенно в нашей стране – начальник в закрытом кабинете, вход стережет секретарь, на аудиенцию не прорваться. Хотите стать лидером? Трудитесь наравне со всеми, и вместе со всеми. Будьте на связи со своей командой 24*7 по экстренным вопросам. Когда вы увидите, что ваши сотрудники работают с полной самоотдачей, вкладывайте максимум сил в каждого из них и в общее дело. Они будут уверены, что вы не подведете их, и не захотят подвести вас.

Отслеживайте мотивацию и уровень энергии, проводя ежемесячные мотивационные беседы с каждым членом команды. Иногда нужно говорить по душам и чаще. Этот прекрасный инструмент помогает за час вскрыть предпосылки и источники профессионального выгорания, а также личные проблемы, влияющие на настрой и эффективность сотрудника.

Это про «быть в кругу, а не над ним». Это про здоровые отношения, человечность и ответственность за каждого.

Ваше небезразличное отношение будет каскадироваться вниз. Ваши сотрудники будут так же внимательны к своим подчиненным, равняясь на ваш стиль. В идеале и они должны проводить аналогичные мотивационные беседы в своих командах.

4. Развивать, коучить и быть примером для подражания

Не просто учите людей делать, а учите думать и иметь правильное отношение. Разбирая любую ситуацию, задавайте много вопросов и внимательно слушайте. Используйте метод последствий, когда сотрудник анализирует и прогнозирует, к каким последствиям приведет его решение или действие.

Используйте упражнение «поставь себя на место партнера». В результате у сотрудника появится новый взгляд на ситуацию, и уже свои вопросы и ответы.

Делитесь с командой своими кейсами, берите на переговоры, клиентские встречи и звонки. Каждую такую «вылазку» вместе разбирайте и делайте выводы.

И, конечно, никуда без знания предметной области. Если «плаваешь» в «фундаменте», авторитет завоевать существенно сложнее.

5. Иметь традиции

Они дают комфорт, уверенность и радость.

Одна из хороших и легко внедряемых традиций – дарить эмоцию на День рождения. Мы, например, покупаем подарок и цветы, но еще мы придумываем креативный сюрприз, который запоминается надолго – записываем песню, видеообращение, готовим шуточную презентацию или наполняем адвент-календарь пожеланиями.

Правильный настрой так же дают спорт-челленджи. Постойте в планке всей командой, сделайте наклоны, приседания и отжимания. Пусть 10 минут каждый день все офисные и удаленные сотрудники вместе занимаются спортом, а затем, обмениваются фотографиями и видео в общей группе.

Еще одна из приятных традиций - отмечать успех вместе. Собираться каждый успешный квартал всей командой в каком-то прекрасном месте. Это может быть кафе, например, ресторан, любой из творческих мастер-классов, настольная или спортивная игра.

Помните главное правило – будьте для своих сотрудников руководителем, которого бы хотели иметь сами.

Желаю вам успешного лидерства!

22
2 комментария

Хорошая статья о лидерстве в идеальном мире. Есть иные точки зрения на лидерство 

Ответить

Судя по "водинистой" статье и графическому изображению: лидер - это Аль Капоне или крестный отец. С реальным понятием лидера мало общего.

Ответить