Токсики-коллеги, созвоны и собеседования: как выжить копирайтеру
Хуже копирайтерского сообщества по токсичности только дизайнерское. В комьюнити то и дело спорят, писать по Ильяхову или инфостиль — полное г*вно; считать стоимость работы за килознаки или просить фикс.оплату; нужны ли созвоны, и сколько времени на них тратить.
Об этом мы и поговорили на нашем первом подкасте. Выжимка самых главных моментов — дальше.
Копирайтерское сообщество: что там за собака и с чем ее едят
Иногда новички приходят в чаты с вопросами из разряда: «Как открыть Google.Документы?». Такие вопросы могут вызвать недопонимание среди коллег, и здесь можно наткнуться на ту самую токсичность.
«Если ты приходишь в чат с элементарными, глупыми вопросами, значит нужно подумать, что ты делаешь не так и почему ты так бесишь людей. Так отвечают, потому что ты не можешь загуглить “Как начать работать в копирайтинге?”, “Как использовать сервисы?”. Гугли, а потом уточняй в чате более узкие вопросы».
О ценности копирайтерского сообщества
Некоторые копирайтеры до конца не понимают, почему важно общаться с коллегами и состоять в тематических чатах. Новички относятся к копирайтерским сообществам недоверчиво, потому что считают, что здесь слишком много конкуренции и помощи можно не ждать.
На самом деле ценность копирайтерского сообщества в помощи, общении и перспективах развития как каждого специалиста, так и всего комьюнити в целом.
Все копирайтеры — это коллеги, к которым можно обратиться, что-то спросить, и они помогут.
Общение с коллегами — про мозговой штурм, взаимовыручку, «полный блокнот идей» и рост. Часто именно коммуникация помогает понять свои страхи и научиться общаться с заказчиками.
Возможность объективной оценки — еще один плюс общения в комьюнити. Обратная связь по проделанной работе — не про слепую похвалу. Коллеги поддержат и оценят качественный материал, но также без перегибов укажут на косяки и помогут повысить навыки.
«До прошлого года вообще не думала, что нужно с кем-то общаться. Я не понимала, для чего это нужно. Работы от общения не прибавится. Оказалось, наоборот. У меня был период, когда я сидела без работы и именно общение в чатиках принесло мне работу. Я познакомилась с классными клиентами, попробовала новые задачи и получила друзей в лице своих коллег».
Созвоны: как не бояться общаться с заказчиками
Сейчас практически вся работа, которую находят через hh.ru и где есть штат, оклад, классные условия — происходит через созвон. И не все копирайтеры к этому готовы: многие боятся общения, не хотят светить лицом и не понимают, зачем вообще нужно тратить на это время.
Называть себя интровертом и по этой причине избегать общения с клиентом — большая ошибка. Умение общаться не равно темпераменту. Для копирайтера неумение вести диалог — проблема, которую нужно прорабатывать и постоянно практиковать.
«Первое время ты очень сильно боишься. Я даже сливалась с этих мероприятий. Тут дело практики: нужно начать и разговаривать. Это, конечно, глупый совет из разряда “не грусти, если у тебя депрессия”. Но пока не начнешь — ничего не получится»,
Есть мнение, что для созвонов существуют определенный алгоритм, который нужно зазубрить и использовать из раза в раз. Это не так. С опытом вы поймете, что от вас хотят услышать HR: как отвечать на вопросы, что нужно говорить, чем подкреплять свои навыки и какие сильные стороны стоит показать работодателю.
«На созвонах нужно показать, что ты просто адекватный, здравомыслящий человек. Для большинства компаний этого достаточно»
Как бороться со страхами
Копирайтеры иногда строят слишком высокие ожидания от созвона. Особенно, когда откликаются на классные вакансии. Многие боятся, что на созвонах будут требовать что-то сверхъестественное, спрашивать о том, чего вы не умеете и задавать слишком сложные вопросы. На самом деле, это надуманные ожидания.
«Я очень часто хожу на созвоны, и люблю их. Потому что всегда можно рассказать о себе в классном ключе. Когда ты это делаешь постоянно, получается просто отлично. По сути, ты просто показываешь свою адекватность и навыки».
Это нормально, когда ты боишься показаться глупым и испытываешь мандраж перед созвоном. Стыдиться своего страха — не нужно.
Вопросы про опыт и оплату
Самые страшные вопросы, на которых многие тушуются — про опыт и оплату.
Вопрос про опыт — обязательный на собеседованиях. Иногда HR просят глубокого анализа ваших текстов и показателей их эффективности. Отвечать на это непросто, поэтому подготовьтесь заранее:
- Вспомните все свои работы;
- Объясните, почему эти работы — эффективные;
- Докажите работодателю их ценность.
Перед тем, как отвечать на вопрос по оплате, задайте вопрос работодателю: а что вообще от вас хотят и какой объем работы будет на вас. Оцените масштаб и прикиньте, в каком ценовом диапазоне вы готовы работать с этим.
«Красные флаги» на собеседованиях
На собеседования HR могут задавать вопросы, которые никак не показывают копирайтера, как профессионала и не относятся к делу. Такие темы мы относим к «красным флагам».
Если вы слышите подобные вопросы на первых созвонах, то лучше не продолжать сотрудничество с компанией и разойтись на этапах собеседования:
- Есть ли у вас дети? А ипотека или кредиты?
- У нас было столько копирайтеров, но никто из них не справился;
- Мы обещаем невероятные условия для карьерного роста и развития;
- Мы обговариваем оплату на этапе трудоустройства, сейчас не будем об этом говорить.
На созвонах вопросы должны лететь не только в сторону копирайтера. Вы должны сами подготовить ряд вопросов, чтобы лучше узнать работодателя, условия работы. Обсуждайте все на берегу.
Формат блиц: вопрос – ответ
Как справляться с волнением перед созвоном?
За 5 минут до начала отвлекитесь от дел:
- Подготовьте стакан воды;
- Посидите и спокойно подышите;
- Просмотрите сайт компании и еще раз вспомните, с кем вы сейчас будете собеседоваться.
Как избежать потери информации после созвона?
Резюмируйте, записывайте, фиксируйте. Самое главное, что нужно сохранить: условия работы, объемы, оплата. Можно списаться с HR после созвона и еще раз тезисно согласовать эти моменты. Так вы обезопасите себя, если вдруг на вас сгрузят другую работу или увеличатся ее объемы.
Что делать, если заказчика заносит?
Хороший тон, когда HR сразу обозначает, сколько продлиться собеседование, и оно в реальности не выходит за эти рамки. Иногда работодателя заносит, и собеседование может длиться несколько часов. Что делать:
- Вежливо, но твердо вернуть заказчика в реальность и предложить перейти к следующей теме;
- Быть вовлеченным и задавать вопросы, которые будут двигать беседу в нужном русле;
- Использовать схему «комплимент – программа — комплимент».
Как торговаться, если заказчику дорого?
Можно отработать возражения и объяснить, из чего складывается цена. Но точно не занижать ценник!
Если человек все равно считает, что ему дорого, не стоит его переубеждать. Если он согласится, у него останется чувство, что он переплатил. Ожидания от работы будут завышены. Это может вылиться в большое количество правок и кучу времени, которую вы могли бы потратить на другие задачи.
Лучше сразу обозначить: «Если вам дорого, давайте прощаться» или «Давайте посоветую человека с прайсом пониже».
Как справляться с претензиями к тексту?
Запрашивайте ТЗ и работайте по нему. Если у заказчика появятся возражения, претензии и миллион правок, вы всегда сможете сослаться на ТЗ и показать, что задача была выполнена по конкретному запросу.
Новое ТЗ — новая оплата.
Как отвечать на собесе, если я ничего не умею?
Прийти в чат и спросить у коллег: что я умею? Окажется, что у вас есть знания и навыки, которых вы не замечали. Составляйте резюме на основе своих скиллов, добавляйте туда новую информацию по мере профессионального роста. Оцифровывайте свой опыт: переносите в текст ваши умения и навыки. Даже те, которые вам кажутся примитивными.
Подписывайся на наш канал, чтобы получать еще больше полезной и интересной инфы из мира фриланса, копирайтинга и редактуры.
А кем вы видите себя через 5 лет? Почему ушли с предыдущего места работы? Обычно такие вопросы кажутся каверзными, и раздражают кандидатов. Но если принять правила игры и разобраться, что же хочет услышать эйчар, это откроет вам двери во многие компании.
Перевод официального гайда компании Anthropic, чтобы все было чисто
Любовь к себе – первый шаг к успешному собеседованию ❤
Хотите увеличить популярность ваших публикаций во ВКонтакте? В этом может помочь бесплатная накрутка лайков. Лайки не только привлекают внимание, но и укрепляют доверие к вашему контенту, расширяя аудиторию. Как выбрать подходящий сервис для этой задачи?
Последние интервью показали, что самая актуальная головная боль для собственников-это найм. Так давайте избавляться от этого недуга!
А вам знакомо это состояние: вы ежедневно листаете новые вакансии, отправляете десятки откликов, а в ответ ― тишина?
— «Спасибо, но мы ищем кандидата с опытом.»
Статья, в которой мы по шагам разберёмся в том, как упростить себе жизнь в работе с клиентами в любой диджитал профессии. Сперва разбираем советы, которые нужно применять на первом созвоне с клиентом, а потом те, которые актуальны в процессе работы
Сегодня расскажу про процесс, через который я прошел, дам советы через свой опыт и как мне кажется, после прочтения вы получите реально рабочую инструкцию по поиску работы.
Отличная статья! Очень информативная