Как креативному бизнесу справиться с удаленкой?

Олег Пальчинский, основатель и креативный директор kitchen.consulting – о том, чем самоизоляция вредит творческим организациям.

Иллюстрация: <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.opendoodles.com%2F&postId=188743" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">www.opendoodles.com</a>
Иллюстрация: www.opendoodles.com

Лет десять назад, когда я только начинал свой путь в профессии, одним из ощутимых преимуществ карьеры в креативных агентствах было отсутствие «офисного рабства с 9 до 5» и относительно свободный рабочий график. Сейчас, когда мы, кажется, находимся на грани второго локдауна, я окончательно изменил свое отношение к каменному офису. И – внезапно для самого себя – убедился в его необходимости.

Снижение общей продуктивности на фоне глобального спада экономики, выгорание отдельно взятых сотрудников и чисто человеческая тоска по атмосфере опенспейса, который так многие не любят за шум (что справедливо) – только очевидная часть недостатков «новой нормальности». Что же скрывают офисные стены и как бороться с главными минусами удаленки?

Нехватка эмоционального контакта

Раньше вы с новыми коллегами могли выйти из офиса лучшими друзьями, закончив подготовку к важной презентации только под утро. Вы также могли спонтанно зайти в бар на углу после долгого дня или просто вместе сходить на ланч и провести часок, болтая о том о сем, реагируя настоящими эмоциями, а не скобками. За обедом можно обсудить сайд-проекты и увлечения, и в результате увеличить площадь контакта. Очевидно, что люди, которые внимательнее относятся друг к другу, эффективнее как команда. Сейчас, когда неформальное общение на работе свелось к тем недолгим минутам, пока оставшиеся коллеги ищут ссылку на Zoom-колл, люди испытывают нехватку эмоциональной поддержки.

Что делать, если вы специалист: Поддерживайте общение с коллегами на нерабочих территориях (физически или виртуально). Возможно, жующие ланч лица в Zoom выглядят не очень официально, но тем даже лучше.

Что делать, если вы руководитель: Возьмите за правило регулярно общаться с людьми на нерабочие темы. Организуйте онлайн-тимбилдинг, вебинар с приглашенным спикером, тренером или сомелье (в зависимости от того, что больше подходит духу вашей команды).

«Не могу дождаться никогда больше не использовать Zoom» Источник: <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.instagram.com%2Fdudewithsign%2F&postId=188743" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">@dudewithsign</a>
«Не могу дождаться никогда больше не использовать Zoom» Источник: @dudewithsign

Тяжелая адаптация новых сотрудников

Полбеды перевести на удаленку сработавшуюся команду, но что если вам нужно нанять новых сотрудников или заменить уволившихся? Поддерживать продуктивность интеллектуального бизнеса на удаленке можно, а вот выстроить ее с нуля становится проблемой, решение которой требует прорву операционного ресурса, и зачастую удаленного участия все равно недостаточно. У меня был опыт с интернами, чья стажировка пришлась на первый локдаун. Нам приходилось специально придумывать им проекты, чтобы стажировка хоть чем-то отличалась от просто сидения в интернете. Представьте себе, что чувствуют новички, которые хотели стать частью классной компании, пропитаться её культурой, увидеть своими глазами внутренние процессы, а оказались на бесконечном видеозвонке в своей спальне.

Что делать, если вы специалист: Занимайте проактивную позицию в отношении рабочих процессов – не стесняйтесь вносить предложения по оптимизации режима и просить руководство о том, что поможет вам быть эффективнее.

Что делать, если вы руководитель: Выделите время на личное, а не только коллективное общение с сотрудниками, пусть даже оно будет удаленным.

Чрезмерный менеджерский контроль

Нормальная реакция любого менеджера на необходимость управлять распределенной командой – ввести регулярную отчетность и статусы. Это рекомендует каждая первая статья про эффективность на удаленке. Отсутствие дома режима и рабочей обстановки действительно расслабляет, однако доказано, что частые отчеты убивают мотивацию и инициативность сотрудников. Истина где-то посередине. Безусловно, существует необходимость адаптации бизнес-процессов, но как и везде, в ней важно соблюсти баланс и найти новые способы взаимодействия. Например, в период первой волны для поддержания постоянной связи с клиентами мы придумали новый формат онлайн-спринтов, который позволяет совместно работать над задачей в режиме реального времени. Эта схема работы и сейчас представлена у нас на сайте.

Источник: <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fkitchen.consulting%2F&postId=188743" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">kitchen.consulting</a>
Источник: kitchen.consulting

Что делать, если вы специалист: Будьте доступны к коммуникации в любое рабочее время и чаще делитесь тем, над чем вы работаете.

Что делать, если вы руководитель: Используйте открытые инструменты, где прогресс работы над задачей виден в режиме реального времени: Miro, Google Docs, Google Slides, Keynote Live, демонстрация экрана и всегда включенная камера в Zoom.

Отсутствие синергии в работе

Возможно, вы замечали, что во время презентации в Zoom, онлайн-конференции или при просмотре вебинара внимание аудитории (читай: влияние спикера) частично улетучивается. Вроде происходит все то же самое, что и при живом выступлении, но часть сигнала пропадает куда-то, в том числе и буквально. Интернет тормозит, люди отвлекаются (ведь переключить свое внимание с одного экрана на другой гораздо проще, чем с живого человека). То же самое справедливо и в отношении удаленной работы в целом. Пропадает невидимая магия, которая возникает только во время совместной работы над творческой задачей в одном физическом пространстве. Раньше, чтобы поддержать чью-то идею или поделиться своей, достаточно было повернуть голову. Теперь для этого нужно договориться о времени, прислать встречу в календарь и созвониться. В итоге вы делаете это реже и часть вашего вклада в общее дело не реализуется.

Что делать, если вы специалист: Приезжайте в офис.

Что делать, если вы руководитель: Приезжайте в офис.

«Кто начал цифровую трансформацию в вашей компании?» Источник: <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.businessillustrator.com%2F&postId=188743" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">www.businessillustrator.com</a>
«Кто начал цифровую трансформацию в вашей компании?» Источник: www.businessillustrator.com

Учитывая глобальный тренд на децентрализацию и тот факт, что после пандемии многие специалисты попросту не вернутся в опенспейсы, нам стоит подумать о том, как эффективнее взаимодействовать в новой ненормальной норме. Оптимальный формат для нас на данный момент – комбинированный. Работа из дома по желанию и обязательное личное присутствие в точках, требующих этого. Баланс этой комбинации можно менять в зависимости от загрузки и частных факторов. Отдавая себе отчет о плюсах минусах удаленного режима работы, проще решить, на какую встречу все же лучше выбраться в офис, коворкинг или кафе.

P.S: Я пишу эту заметку сидя в своем офисном кресле и глядя на кресло напротив меня – это рабочее место СЕО. Над её столом висит табличка, на которой маркером написано: «Принося проблему, захвати орешек». Эта надпись всегда напоминает мне о важности физического присутствия и вселяет спокойствие за эмоциональный климат в нашей компании.

33
Начать дискуссию