Зачем компании проводить коуч-сессии

Рынок коучинга, менторства и бизнес-тренерства в России оценивается финансовыми экспертами в $75–100 млн ежегодно. Особую популярность коуч-сессии приобрели в 2018 году — после гастролей в России американца Тони Роббинса. К примеру, его индивидуальный коучинг стоит от $1 млн .

Все чаще к данным услугам прибегают не только отдельно взятые люди, которые хотят повысить личную эффективность, но и российские компании. Зачем бизнесу коучинг и какой максимальный результат из него можно выжать, рассказывает основатель и руководитель строительной компании «Дачный сезон» Тимур Дасаев.

Основатель и руководитель строительной компании «Дачный сезон» Тимур Дасаев
Основатель и руководитель строительной компании «Дачный сезон» Тимур Дасаев

Понятие коучинга

Коучинг — от английского слова coaching, тренировка — это метод, в процессе которого коуч (тренер) помогает обучающемуся достичь некой жизненной или профессиональной цели. Зародилось это понятие в 80-х годах в Америке. У истоков стоял Тимоти Голви. В то время он был тренером по теннису и искал способ улучшить результаты своих спортсменов. В итоге он пришел к выводу, что исход игры зависит не столько от техники игрока, сколько от его внутреннего эмоционального состояния. Он поставил себе главную задачу — помогать спортсменам избавляться от внутренней неуверенности и проявлять их скрытые способности. Впоследствии Голви стал известным бизнес-коучем и написал ряд книг, в которых объяснил свою методику.

Тимоти Голви Фото: www.ninjamarketing.it
Тимоти Голви Фото: www.ninjamarketing.it

В России коучинг начал зарождаться в 90-е. Сегодня же этот метод используют многие известные люди, чтобы повысить свою эффективность в личной жизни и карьере, а также многие крупные компании, чтобы развивать команду и бизнес. Два года назад я понял, что нам тоже нужны коуч-сессии, и решил нанять бизнес-тренера.

Задачи бизнес-тренера

На данном этапе мы хотели рассказать сотрудникам о векторе развития нашего бизнеса и понять, совпадают ли их цели с нашими.

Тренер помогал выстраивать процессы внутри компании. Он проводил занятия, на которых обучал работников бизнес-стратегиям, помогал понять психологию клиентов, рассказывал фишки из техники продаж, заострял внимание на тех моментах, которые были важны на данном этапе нашей фирме. Изучал мотивацию сотрудника, пытался выяснить, что ему интересно, а что нет.

Зачем компании проводить коуч-сессии

Почему решили уволить бизнес-тренера и проводить коуч-сессии самостоятельно

Его работа нас устраивала. Но в какой-то момент мы поняли, что наши люди недостаточно раскрываются с нанятым специалистом. Честные ответы от них мы не могли получить, нужного результата не было. Тогда я решил сам интервьюировать сотрудников. Моей задачей было понять мотивацию человека, отношение к коллегам и бизнесу, нравится ли ему должность и задачи, устраивает ли его зарплата, чтобы он хотел изменить в своей карьере, не засиделся ли на своем месте, нужно ли сменить направление. Ведь если вовремя не узнать ответы на эти вопросы, можно упустить ценного сотрудника.

Такие очные встречи команда восприняла положительно, оказалось, что работникам интереснее разговаривать с руководителем, чем с нанятым коучем.

Формат коуч-сессий

Хочу отметить, что я не являюсь профессиональным коучем, поэтому мне потребовалось время на изучение данной темы. Я обратился к опыту западных компаний, изучив их коуч-сессии. Формат позаимствовал у них. Это очное интервью с сотрудником, на котором я задаю ему следующие вопросы:

  • Какая у тебя цель? Мотивация?
  • Чего ты хочешь достичь? Какими способами этого можно достичь?
  • Какие задачи ты выполняешь сейчас в рамках своей работы? Доволен ли ты ей?
  • Что устраивает, а что нет?
  • На что бы ты сделал бОльший упор? Какие задачи тебе кажутся приоритетными?
  • Где ты видишь себя через год? Два года?
  • Что у тебя в личных приоритетах?
  • Чему бы ты хотел научиться? Какое обучение хотел бы пройти?
  • Какую зону ответственности ты готов взять на себя?
  • Хотел бы ты сменить направление деятельности?
  • Чтобы ты изменил в работе команды? Компании?
  • Какая у тебя личная цель? Как ты думаешь, как ты к этой цели придешь?

Такие сессии провожу не только с руководителями: начальниками отделов (маркетинг, продажи), главными бригадирами строительных бригад. Также интервьюирую ключевых менеджеров по продажам, которые делают большие обороты, или тех, чья продуктивность резко упала (например, стали продавать на меньшую сумму). Команда у нас практически не меняется, ключевые работники с нами по 10 лет, некоторые начинали свою карьеру в нашей компании. Важно понять, что это не просто опрос, а полноценный диалог, в котором человек может открыто заявить о том, что его волнует, что не устраивает. Моя задача как руководителя — вникнуть в проблему каждого сотрудника и решить ее.

Что нам дали коуч-сессии

Такая практика полезна как для самого сотрудника, так и для руководства.

Работнику она позволяет понять свое место в компании, нравится ли то, чем он занимается, правильной ли карьерной стратегии придерживается, как относится к своему боссу и бизнесу в целом, насколько миссия бизнеса совпадает с его внутренними ощущениями, удовлетворен ли он финансово, горит ли своим делом.

Для руководителя коуч-сессии — это возможность определить, в каком направлении развивать команду и бизнес в целом, а также вовремя среагировать на возникающие проблемы: например, если человек неудовлетворен своей работой и хочет уйти.

После нескольких таких бесед я понял, что некоторые сотрудники достигли потолка в своей работе, им нужен был новый драйв. Поэтому мы приняли решение открыть офис в Санкт-Петербурге. В итоге: они получили новые возможности для развития своих профессиональных навыков, дополнительный рынок (СПБ и Ленинградская область), другую специфику работу (ориентированную на СЗФО), новые горизонты и командировки в один из лучших городов России.

Итог: что получила наша компания

  • Масштабирование бизнеса. Благодаря коуч-сессиям мы открыли новый офис в Санкт-Петербурге.
  • Развитие команды. Мы повысили тех сотрудников, которые готовы были взять на себя новую зону ответственности, и получили от них хорошие результаты уже на новом месте работы.
  • Попрощались с теми, с кем нам не по пути. В результате сократили расходы на их содержании.
  • Сохранение ценных кадров. Мы заметили профессиональное выгорание у сотрудников на ранних этапах и дали им новый вектор развития.
77
3 комментария

@Илья Слюсарев Помните, вы 3 дня назад спрашивали, почему мы так дистанцируемся от коучей и инфобиза? Да вот почему )) Свежих тренеров успешного успеха подвезли. 

2
Ответить

помню, но они же разные бывают? главная проблема в том, что у некоторой аудитории отношение к ним, как к мошенникам, которые ничего не умеют. а конкретно насчет бизнес-спецзназа, это ещё и объяснить надо ) 

Ответить

Коучинг - враг бизнесу

Ответить