Тренды корпоративного обучения в 2021 году

Тренды корпоративного обучения в 2021 году

Авторы цифровой экосистемы для корпоративного обучения ТренингСпэйс рассказали, что будет актуально в самом ближайшем будущем. И не говорите потом, что вас не предупреждали!

Привет! Мы в компании OBLAKO Group создаем нестандартные диджитал-продукты для обучения и оценки развития персонала. В 2017 году разработали первую автоматизированную систему для синхронного обучения сотрудников в онлайне — ТренингСпэйс. Сервисом пользуются топовые компании из самых разных отраслей: финансы, ретейл, хорека, телеком, производство, транспорт.

В этой статье рассказали, каким мы видим обучение сотрудников внутри компаний в 2021 году.

Онлайн с нами навсегда

Не стоит надеяться, что после окончания всех локдаунов офлайн-обучение вернется в том же объеме. Возможности, которые открывает онлайн-обучение по масштабированию, аналитике и скорости запуска, по сравнению с офлайном просто космические.

После введения удаленки компании не хотят возвращать 100% сотрудников обратно в офлайн. Многие вообще отказываются от офисов, а дистанционное обучение из проблемы превратилось в возможность. Не надо платить за перелеты тренеров по регионам, искать помещения и организовывать кофе-брейки. Зато можно легко и быстро масштабироваться: один раз потратить время и ресурсы на создание программы, а затем, как на конвейере, обучать сотрудников.

А еще сервисы для онлайн-обучения позволяют проанализировать, насколько качественно прошла программа, как сотрудники выполняли задания, когда отвлекались на посторонние вкладки. Можно быстро делать выводы и своевременно пересматривать программу обучения для достижения максимального результата.

Будущее — за TMS (Training management system)

Использовать Zoom для обучения потому, что это проще и дешевле, — все равно что вести клиентов в таблице, когда есть CRM. Современные системы для обучения, — Learning management system (LMS), — появились, когда всем надоело жонглировать таблицами, презентациями, рассылкой тестов и заданий по почте, сборкой курсов в Word и PowerPoint. Следующий уровень — Training management system (TMS), где уже можно не только обучать, но и отслеживать вовлеченность и участие сотрудника в тренингах. Видеть, когда он переключился на другую вкладку, как прошел тест, какой получил результат после курса.

К тому же, в отличие от костыльных решений (Zoom + Miro + Google Docs) и переходов по куче разных ссылок, в TMS пользователь работает в едином окне интерфейса. Это станет так же привычно, как находиться в соцсетях: инстаграме, тиктоке, фейсбуке, вконтакте.

Офлайн-обучение станет VIP-опцией

Офлайн-обучение в полном объеме не вернется обратно, зато станет бонусом для избранных сотрудников. Например, как часть пакета нематериальной мотивации и возможность пообщаться с коллегами в «реале». Его стоимость станет еще выше, для массового обучения формат станет слишком дорогим, поэтому останется как специальная опция для руководителей, топовых сотрудников и редких специалистов.

Главным KPI будет качество

Это совершенно точно: бизнесу все равно, прошел сотрудник обучение или нет, — важен только результат его работы. Но эффективного результата не бывает без качественного обучения, которое дает все нужные навыки. Именно поэтому главным критерием будет не то, что работник прослушал курс, прошел тренинг и сдал тест на отлично, — а что он дальше сделал с полученными знаниями. Из этого тренда плавно вытекает следующий.

Результат обучения начнут оценивать в компетенциях

Если после обучения эффективность сотрудника выросла, значит, можно говорить о том, что цель достигнута. Если вы просто отчитываетесь, что за год обучили 5 000 сотрудников на 20 тренингах и они прослушали 100 часов лекций, то для бизнеса это ровным счетом ничего не значит. Оценка изменения компетенций персонала выйдет на первый план.

Эйчары задумаются о цифровой аналитике

T&D все чаще будут анализировать поведение сотрудников и тренеров в обучении, строить и трансформировать по этим данным стратегию, формировать программы, тестировать гипотезы. Во главе угла будет сбор и анализ данных через LMS и TMS. Это — важный шаг в создании индивидуальных программ и повышения качества обучения. Но сначала накопить большие данные. Некоторые компании уже начали этим заниматься.

Диджитал-методолог и диджитал-тренер — профессии будущего

Нельзя сравнивать вебинары с воркшопами, тренингами и мастер-классами в онлайне. Хотя бы потому, что вебинары почти всегда будут проигрывать остальным по уровню вовлеченности. И одними технологиями здесь не поможешь — нужны специалисты, которые умеют работать в диджитале, обучать, вовлекать, отрабатывать навыки на практике в онлайне. Рынок корпоративного онлайн-образования будет только расти, а онбординг и адаптация станут обычным делом даже у самых маленьких компаний. Потребность в людях, которые умеют составлять программы и обучать в онлайне, резко увеличится.

Тренеру и методологу в онлайне нужны совершенно другие компетенции. Конечно, из офлайна в диджитал перейти можно. Но придется полностью изменить подход к обучению. Не просто включать камеру и загружать презентацию, а вовлекать, отслеживать эффективность, удерживать внимание группы. Через экран монитора делать это сложнее, чем в аудитории. Потребуется симбиоз харизмы и новой методологии, заточенной под онлайн.

Мобильное обучение выйдет на первый план

У пользователя должна быть возможность обучаться с любого девайса из любой точки мира, где есть интернет. И акцент будет на мобильных гаджетах, на которые уже сейчас приходится половина всего интернет-трафика. Сервисы и программы для обучения будут адаптироваться под мобильный экран, и юзабилити перейдет на первое место, потому что если человеку неудобно учиться, то эффективность такой учебы падает.

Онлайн-обучение станет важной частью формирования корпкультуры

Онбординг и адаптация на удаленке для новых сотрудников — актуальная задача именно сейчас. Поэтому обучение может стать тем инструментом, который позволит новым сотрудникам почувствовать ценности и миссию компании. И здесь поможет упор на вовлеченность, потому что бизнес может добиться наилучших результатов, когда человек сопричастен компании. Поэтому сервисы с вовлеченной синхронностью будут очень востребованы. Так как они на эмоциональном уровне помогут новичкам ощутить эмоциональную связь с компанией и прочувствовать ее культуру.

Что в итоге

Из-за пандемии мы вынужденно ушли в онлайн и научились работать дистанционно. И возможность обучать персонал с включенными камерами и активным вовлечением дает надежду, что сотрудники не просто просидят перед монитором два часа, а серьезно повысят навыки даже на расстоянии.

При этом у пользователей сегодня нет ни времени, ни желания учиться долго. Асинхронный формат останется, но чтобы удерживать внимание учеников, задания будут небольшими и информационно насыщенными. А с активным развитием синхронного онлайн-формата, геймификация, как тренд, пойдет на спад: ачивки, соревновательный подход и марафоны станут просто не нужны. Именно синхронное онлайн-обучение позволит создавать атмосферу и энергетику офлайна, которого всем сейчас так не хватает.

77
3 комментария

"Сервисом пользуются топовые компании из самых разных отраслей: финансы, ретейл, хорека, телеком, производство, транспорт."©

Что такое "хорека"?
(не наезд, просто интересно)

Ответить

HoReCa (хорека) — термин, который обозначает гостинично-ресторанный бизнес. Образовался от первых букв в словах Hotel, Restaurant, Cafe — или Catering, споры о происхождении последнего слога еще идут.

1
Ответить