Прочитай, пожалуйста, эту статью (это тестовое задание Яндекса)
Мы заметили, что в социальных сетях завирусилось наше задание для Школы Менеджеров, где кандидатам предлагается собрать 20 человек и выстроить их в форме звезды. Пришло время объяснить, почему мы считаем «Звёздочку» полезным инструментом для оценки студентов, которые планируют учиться на менеджера.
Сначала проговорим самое важное: это не тестовое задание для собеседующихся в компанию — мы не просим ничего подобного от уже состоявшихся менеджеров, которые устраиваются в Яндекс. Заданию «Звёздочка» больше 10 лет, оно необязательное и относится к Школе менеджеров Яндекса — бесплатной образовательной программе, где на протяжении 3 месяцев люди изучают управление проектами и продуктами, слушают лекции от C-level руководителей Яндекса и разбирают реальные кейсы. Школа проходит в компании с 2011 года, через неё прошло более 700 выпускников, которые работают в самых разных компаниях. И да, многие из них выстраивали людей звёздочкой — это хороший способ оценить реальные навыки, когда за плечами не так много проектов.
Что на самом деле проверяет «Звёздочка»?
За внешней простотой задания скрывается проверка целого комплекса навыков, критически важных для работы менеджера:
- Организационные способности — найти и собрать 20 человек в одном месте и в одно время.
- Коммуникативные навыки — убедить людей принять участие в необычной активности.
- Планирование — продумать процесс от начала до конца, предусмотреть возможные сложности.
- Находчивость — справиться с неизбежными неожиданностями.
- Завершение задачи — довести дело до конкретного результата, несмотря на препятствия.
На наш взгляд, это дает неплохое понимание того, с чем менеджер сталкивается каждый день, — только продуктом является «звёздочка», а проектом — процесс ее организации.
Почему это не так просто, как кажется
Многие думают: «Подумаешь, собрать друзей и построить звезду — что тут сложного?» Но когда дело доходит до реализации, выясняется, что это целое приключение:
- Логистический вызов. Попробуйте найти время, когда 20 занятых людей смогут одновременно собраться в одном месте. Это как организовать встречу между разработчиками, маркетологами и аналитиками — практически невозможно, но менеджер должен уметь это делать.
- Мотивационный аспект. Убедить 20 человек потратить свое личное время на построение звезды требует определенного таланта убеждения. «Помогите мне с заданием от Яндекса» работает только для близких друзей, с остальными придётся проявить креативность.
- Проблемы в процессе. Кто-то не придёт, кто-то опоздает, кто-то уйдет раньше. А когда все наконец соберутся, окажется, что никто не знает, как именно строиться в звезду. Типичная рабочая ситуация для менеджера, не так ли?
- Фиксация результата. Когда звезда наконец построена, нужно ее сфотографировать. И тут выясняется, что нет подходящего ракурса или некому сделать фото. Знакомая ситуация для тех, кто работал над проектами, где в последний момент обнаруживаются непредвиденные сложности.
Необязательное, но ценное
Задание со звёздочкой официально является дополнительным, и его невыполнение не приводит к автоматическому отказу. Но оно дает нам дополнительную информацию о кандидате в школу, которую сложно получить из заявки.
Интересно, что реакция на это задание часто говорит о человеке больше, чем результат. Когда на собеседовании мы спрашиваем, почему абитуриент не выполнил задание со звёздочкой, его объяснение может многое рассказать о его подходе к нестандартным задачам и умении преодолевать препятствия. Возможно, за отказом стоит серьезное логичное объяснение – и умение обосновать свое решение мы тоже оценим, ведь в работе менеджера это тоже важно.
Многие кандидаты беспокоятся, что у них не наберется 20 знакомых людей. Но это тоже часть задания — найти решение в условиях ограниченных ресурсов. Некоторые кандидаты привлекали случайных прохожих, коллег, соседей или даже создавали событие в социальных сетях. Творческий подход к решению проблемы — именно то, что мы ценим в менеджерах.
Советы для тех, кто решится на «Звёздочку»
Для тех, кто планирует выполнить это задание, у нас есть несколько рекомендаций. Советует Михаил Косарев, организатор самой первой ШМЯ и ее бывший руководитель:
Во-первых, не откладывайте эту задачу на последний день. На выполнение задания потребуется около часа времени, но если что-то пойдет не так, оставьте себе возможность для маневра и плана Б.
Во-вторых, продумайте схему построения. Звёздочка — довольно сложная фигура, и выстроить людей так сложнее, чем в форме круга или квадрата. Нарисуйте план, обозначьте позиции для каждого участника. Подумайте, как каждый человек найдет своё место. Импровизация хороша, но структурированный подход даст лучший результат.
Также полезно придумать мотивацию для участников. Можно совместить построение звезды с пикником, вечеринкой или другим приятным событием.
И наконец, будьте готовы к неожиданностям. План Б и даже план В могут пригодиться, когда что-то пойдёт не так (а что-то обязательно пойдёт не так).
В заключение
В целом при поступлении в Школу Менеджеров мы смотрим, разумеется, далеко не только на это задание, а проверяем понимание проектного и продуктового менеджмента через комплексную оценку. Это включает тест с ситуационными вопросами на время, пять кейсов (изучение продукта, его архитектуры, проектного управления и тот самый опциональный «звёздный» кейс), а также видеоинтервью с рассказом о своём опыте. Весь процесс построен так, чтобы оценить логику мышления и практический опыт.
Прием в Школу Менеджеров, а также в другие бесплатные Школы Яндекса ведётся прямо сейчас, поэтому, если вы чувствуете в себе силы и хотите бесплатно прокачать менеджерские или другие скиллы – до 27 апреля еще можно подать заявку.