Как писать крутые мотивационные письма: опыт сотен подач
В мои первые месяцы учебы в финансовой магистратуре в Щвейцарии все без конца обсуждали, куда подаваться на летнюю стажировку. Мой универ – University of St. Gallen – в списке топ-3 ВУЗов для найма у любого европейского банка, поэтому проблем ни у кого особо не возникало, и к концу октября у всех моих однокурсников было по два-три предложения в офисы банков в Цюрихе, Лондоне и Франкфурте. У всех, кроме познавших проклятье «стран третьего мира».
В Швейцарии такой формулировкой юридически обозначают все страны, не входящие в ЕС+ (расширенный вариант Евросоюза). Для граждан этих стран другие правила найма, а значит и более сложный процесс, который нужно пройти сотрудникам HR для оформления стажировки.
К концу октября у меня и двух моих русских подруг, закончивших бакалавриат трёх Московских универов – МГУ, МГИМО и Вышки, – было по сотне подач и по столько же отказов.
Мой любимый отказ пришёл мне ровно через 7 минут после подачи с формулировкой «After careful consideration of your application..» («После тщательного изучения вашей подачи ...»).
Сейчас, конечно, уже смешно, но тогда мы очень стрессовали. И понимали, что если все-таки пройдём робота, отсеивающего наши подачи, мотивационное письмо должно задеть все струны души читающего HR и заставить его выйти из зоны комфорта и пойти ради нас на более сложный процесс найма.
Оттачивая мастерство написания мотивационных писем, я вынесла для себя несколько ключевых характеристик killer motivation для любой ситуации, будь то вакансия мечты, стажировка, МБА, грант или премия:
1. Структура и логика
Что хочет увидеть в письме читающий? Я ставлю себя на её место: скорее всего, это 25-ая мотивация за час, она просто хочет быстро найти ответы на свои вопросы. Выбираю три ключевых вопроса и начинаю каждый абзац с простого ответа на них. Дальше раскручиваю и дополняю деталями, если будут нужны – пойдёт читать дальше. Нет – легко пробежит по тексту и отфильтрует нужное.
2. Чистота языка
Краткость и ясность дополняют предыдущий пункт. Язык должен быть чистым, без лишних, ничего не несущих за собой слов, без пустых неуместных эпитетов и профессиональных терминов. Читающий мотивацию человек может их не знать или знать лучше, поэтому я стараюсь не грузить его дополнительной работой по пониманию того, что же я имела ввиду. Красивые фразы дополняют текст, но не служат его стержнем. На мой личный вкус, красоту нужно добавлять там, где горят глаза. А это в следующем пункте.
3. Эмоции
Когда написан сухой каркас мотивации, я добавляю эмоций. Они нужны в тех частях, которые меня драйвят и ради которых я хочу новую работу/попасть на событие/инвестировать год жизни в получение МБА. Эти дополнения должны быть естественными и настоящими, не фальшивыми универсальным фразами.
Я часто пишу про мои долгосрочные цели, про мои ценности или убеждения, подтверждая это опытом или примерами из жизни. Например, подаваясь на событие для женщин-лидеров, можно рассказать про блог с этой тематикой или случай, который особенно поразил и побудил что-то изменить. Прогресс и результат не важны в этой части, тут важны намерение и ваша человечность и честность.
4. Изюминка
Я воспринимаю мотивацию как первое свидание. Моя задача – очаровать (пункт 3), при этом показав достаточную очарованность собеседником (компанией/программой). Поэтому я считаю дурными тоном писать не персонифицированное письмо. Здесь речь не про очевидную замену названий и имён, а про настоящую индивидуализацию. Тот, кто будет читать письмо, инвестирует время и силы, даёт шанс автору. Поэтому я всегда стараюсь зацепить чем-то, что свойственно именно этой компании или этой программе. Маленьким фактом, который бьется с моим пунктом 3 и который показывает, что я инвестировала время в понимание бизнеса или задач программы. Например, рассказать про проект компании, получивший премию за достижения в устойчивом развитии (если совпадает с ценностями из пункта 3), или книгу профессора программы, на которую подаюсь.
5. Целостность
Самое главное, что в письме не должно быть ничего лишнего и не должно быть белых пятен. Любая информация должна иметь цель нахождения в письме и вписываться в общий нарратив, который должен логично приводить читающего к тому, что вы и компания – идеальная пара по всем параметрам. И даже если не по всем, первая влюбленность у вас точно есть, а с этим уже можно работать.
Наверное, для меня влюбиться в процесс написания мотиваций было способом борьбы со стрессом от отказов и единственным вариантом заставить себя написать 101-ую. Она-то и привела меня на мой первый консалтинговый проект, который и запустил мою карьеру (подробнее об этом проекте, немках и редбуле читайте тут). Во многом благодаря тому первому опыту мне удалось поработать на проектах в Латинской Америке, Африке, Европе, СНГ и Китае, переехать жить в Нидерланды, и сотрудничать с множеством международных организаций, включая ВЭФ и ООН.
Так что, как бы вам ни надоели мотивационные письма, уметь продавать себя в них совершенно незнакомым людям – универсальный навык, который откроет очень много дверей.
Надеюсь, эти советы по крутым мотивационным письмам будут полезны и помугут вам получить работу мечты. Больше о построении карьеры на моём канале в телеграме Девочка в Карьере.