Карьера
Хедлайнеры

Импакт в бизнесе: как мы научились его находить и зачем искали

Делать бизнес только ради денег – это путь в никуда, поэтому компании думают о миссии, идеологии, задачах и других более человеческих ценностях. Тренд последних лет – это ориентированность бизнеса на улучшение общества. Организации, которые хотят изменить жизнь человечества к лучшему, называются импакт-компаниями. О том что такое импакт и зачем его находить и считать расскажет Михаил Палей, основатель закрытого импакт-клуба «Хедлайнеры» и руководитель Бизнес-платформы ОНФ.

Импакт – что это

Импакт (impact) – измеримое улучшение в жизни людей, полученное в результате предпринимательской деятельности. Основной смысл импакта в том, чтобы жизнь человека была наполнена интересом, смыслом и счастьем.

У импакта две основные задачи:

1. Решение базовых проблем людей – борьба с голодом, бедностью, болезнями, неблагоприятными климатическими условиями, разрешение конфликтов.

2. Наполнение жизни счастьем и смыслом – создание интереса, чувства радости, удовлетворённости, тепла, уюта и т.д.

Импакт за границей и в России

За рубежом инвесторы и предприниматели уже задумались о том, чтобы ориентировать бизнес на общество и защиту окружающей среды. Компании вкладывают деньги в те проекты, у которых есть оцифрованные показатели по импакту, есть целое направление импакт-инвестирования. Создаются импакт-ассоциации, самая крупная и одна из первых – это некоммерческая организация GIIN (Global Impact Investing Network), которая объединяет основных игроков рынка импакт-инвестирования в мире. Основная доля импакт-инвестиций приходится на США и Канаду – 58%, 21% – на Северную, Западную и Южную Европу. Россия вместе с Восточной Европой и Средней Азией занимает на рынке около 1%.

Как видно из статистики, в России идея импакта пока ещё не прижилась, но этот тренд постепенно завоёвывает рынок. Но дело тут не в том, что у нас нет импакта, а в том, что мы не умеем его считать и не придаём ему должной важности в предпринимательской деятельности.

Зачем бизнесу импакт

Компании должны зарабатывать деньги, зачем им думать о счастье, экологии и обществе? Ответ прост: если клиенты чувствуют себя лучше от вашего продукта, они ассоциируют положительные эмоции с вашим брендом и возвращаются снова, и бизнес растёт. Кроме пользы обществу, импакт-эффект приносит деньги. Раньше компании думали о том, чтобы их продукт нравился клиенту, решал конкретную проблему или задачу. Теперь бизнесу стоит ориентироваться на то, чтобы улучшить жизнь как можно большего количества людей. Тогда, к примеру, счастливые клиенты расскажут о продукте своим друзьям, родственникам, случайным знакомым – и в итоге бизнес от этого только выиграет. А если продукт делает счастливым не только клиента, а, к примеру, его супругу (-а), то и счастье самого клиента от этого повысится, а продажи вырастут. Таким образом, чем больше интересов разных людей мы учитываем, тем лучше бизнес-показатели. Хотя началось всё с мысли «Как мы можем улучшить жизнь в обществе». Мир меняется, и бизнес меняется вместе с ним.

Какой бизнес может стать импакт-ориентированным

Практически любой бизнес может переключиться на импакт, ведь создавая рабочие места, он уже меняет общество: закрывает базовые потребности людей и улучшает их жизнь.

Есть компании, которые созданы для импакта, а есть те, в которых импакт можно создать. Первые изначально действуют в отрасли, которая кому-то помогает. Продукт таких организаций делает людей здоровыми, кормит их, улучшает жизненные процессы или делает ещё что-то хорошее. В других же компаниях изначально импакта может не быть, но его не так сложно найти. Например, изначально был бизнес по производству стройматериалов, а потом он переориентировался и стал производить ту же самую продукцию, но из экологически чистого сырья.

Так можно выделить несколько важных критериев импакт-компании:

  • Улучшает жизнь в долгосрочной перспективе. Краткосрочное «счастье» – это не показатель импакт-компании.
  • Деятельность может быть масштабирована на большое количество людей.
  • Не наносит вреда кому-либо.
  • Импакт-компания должна быть коммерчески успешна.

Как посчитать импакт

Улучшение общества – это не пустые красивые слова: импакт можно измерить, правда, в мире не существует единой методологии для этого. Многие пытаются посчитать импакт-эффект в деньгах, ведь это привычная и вроде бы очевидная мера, но как можно оценить стоимость человеческой жизни и положительных изменений в ней?

Мы долго работали с методологами и нашли простое решение: измерять импакт временем. В таком случае время бывает двух типов: освобождённое и заполненное. Освобождённое – это то время, на которое бизнес освободил человека от проблем. Заполненное – это время, на которое компания и её продукты наполнили жизнь человека смыслом, счастьем и интересом – время проведенное со знаком «+». Другими словами, импакт-компания решила боль человека и подарила ему чувство радости, и можно посчитать в часах, сколько времени получилось.

Как найти импакт

Спустя месяцы исследований и тестирования мы пришли к пониманию того, как помочь бизнесу найти импакт, и разработали тренинг. Он помогает предпринимателям выявлять импакт и увеличивать прибыль в долгосрочной перспективе. Тренинг дорабатывается индивидуально под сферу деятельности и особенности компании, но мы можем дать универсальные советы.

Чтобы найти импакт в своём бизнесе, нужно сделать два важных шага:

1. Поставить новые KPI.

У каждого предпринимателя есть свои KPI, которые обычно выражаются в деньгах или количестве клиентов. Мы же предлагаем совершенно новый подход: предприниматель ставит KPI по часам времени своих клиентов, освобождённого от проблем или наполненного счастьем и смыслом. Например, он ставит цель, чтобы к определённому сроку клиенты получили суммарно миллион часов радости. И начинает проектировать решения и планировать свои дальнейшие шаги для достижения именно этих KPI. После постановки KPI, выраженного во времени счастья клиентов, органически появляются и финансовые показатели. И они, в большинстве случаев, удивляют предпринимателей в позитивном смысле – именно решения, полученные через подобную постановку задачи, имеют наилучший финансовый эффект.

2. Посмотреть на бизнес через призму своей жизни.

Нужно посмотреть на бизнес с точки зрения своих жизненных ценностей и задач и действовать в том направлении, в котором именно вам хочется развиваться. Когда предприниматель горит тем, что делает, ему гораздо проще заражать этим энтузиазмом других людей. Исходя из своих интересов и приоритетов предприниматель думает о том, как достичь KPI в те самые миллион часов счастья для своих клиентов. В результате получается добиться и финансовых, и «счастливых» KPI. То есть импакт-эффект позволяет не только улучшить жизнь самого предпринимателя, его сотрудников, клиентов и их близких, но и прийти к высоким коммерческим показателям.

{ "author_name": "Хедлайнеры", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 1, "likes": 2, "favorites": 4, "is_advertisement": false, "subsite_label": "hr", "id": 197858, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Mon, 18 Jan 2021 14:15:07 +0300", "is_special": false }
0
1 комментарий
Популярные
По порядку
0

Из информации на вашем сайте совершенно непонятно можно ли вам присылать проекты. 

Ответить

Комментарии

null