Интервью с клиническим психологом, Викторией Скибиной

Виктория (слева) и автор ProjectPixie, Арина (справа)
Виктория (слева) и автор ProjectPixie, Арина (справа)

Всем привет! Сегодня вместо очередной статьи про бизнес-анализ или управление проектами я принесла вам интервью с клиническим психологом, Викторией Скибиной, чтобы была возможность посмотреть, как работают разные специалисты. (Если хотите ко мне на интервью, то пишите, давайте обсудим).

Вика ведет свой блог о психологии, где делится полезным и мемным контентом (потому что мемы наше все!):

— Привет! Расскажи немного о себе, как пришла в профессию, как давно в ней.

— Привет! Меня зовут Виктория, я клинический психолог и практикую с 2017 года. Наверное, со стороны может показаться, что я вроде как «рождена» для этой профессии, потому что я хотела поступить на психолога еще в средней школе, мне всегда были интересны люди и их чувства. Я получила высшее образование и сразу пошла работать по специальности, у меня не было каких-то экспериментов и колебаний. И вот уже 8 лет я практикую, и мне все еще интересно и классно.

Но вообще я не верю, что кто-то может быть «рожден для чего-то», и в призвание тоже не очень верю. Я думаю, призвание — это то, что ты сам себе выбираешь. Кто знает, может через 10 лет я буду печь булочки, писать книги или открою свой бренд одежды?

— Очень понимаю! Столько шуток о том, что люди с гипер-контролем рождены для работы менеджером, но я что-то думаю, что это действительно про выбор и про обстоятельства, про время. Кстати про время, как ты выстраиваешь свой рабочий график, чтобы все успевать и не перегореть?

— Честно скажу, составление графика — не моя сильная сторона))

Долгое время у меня вообще было ощущение, что он выстраивается сам по себе, а я к нему адаптируюсь. Хотя я сама всех записываю, у меня даже нет записи типа e-clients, чтобы клиенты бронировали время самостоятельно. Это как раз опасность любимой работы — ты можешь ее работать, пока она не закончится, а она и не закончится, скорее всего.

В последние годы я стала более осознанной (и старой😁), и мой подход изменился. Я четко себе ставлю два выходных, в середине и конце недели. Бывают экстренные случаи, когда я принимаю человека в свой выходной, но это не часто. В какой-то момент я заметила, что двух выходных мне не хватает, тем более что они не подряд, и я ввела дополнительный. Потом, видимо, набралась энергии, и снова стала работать 5, иногда и 6 дней в неделю. Меня хватило месяцев на 7-8, и вот теперь с лета я снова возвращаюсь к 4 дневной рабочей неделе.

— Очень здорово, что у тебя есть возможность самостоятельно регулировать рабочую нагрузку, но помимо работы с клиентами есть и другие задачи, как ты балансируешь между работой и, например, обучением, ведением соцсетей, личной жизнью?

— В плане рабочих задач всегда в приоритете клиенты. Обучение я всегда выбираю заранее, чтобы перестроить график по необходимости; но вообще стараюсь выбрать такое обучение, которое не сильно будет нарушать уже существующий график.

Ведение соцсетей и самообучение тоже стараюсь встраивать в расписание заранее; обычно смотрю на выходных на новую неделю и прикидываю, когда могу заняться какими-то задачами.

— Напоминает мне мои циклы в P3.express)) Ты вот говоришь, что обычно на выходных планируешь нагрузку на неделю вперед, расскажи подробнее, какие техники организации дел для тебя самые эффективные? Ведешь ли ты списки дел, например, или полагаешься на интуицию?

— Без списков дел и Гугл-календаря я свою жизнь вообще уже не представляю! В календарь забиваю, помимо своих сессий, визиты к врачам, тренировки, социальные активности.

В некоторые периоды появляется желание вести список дел именно на бумаге. Несколько месяцев я пользовалась планером, где помимо всего ты каждую неделю заполняешь колесо баланса (оценка удовлетворенностью разными сферами жизни), это было интересно. Но чаще, конечно, использую электронные списки, сейчас это просто базовое приложение в айфоне.

— Минутка молчания в память о всех красивых ежедневниках, которые пали жертвой моего желания вести списки дел на бумаге)) А как-то еще автоматизируешь свою работу, помимо календаря и приложения, может быть, как-то ведешь клиентскую базу — CRM, таблицы, может, есть автоматические напоминания или анкеты перед сессиями?

— Скажу честно, CRM я сейчас погуглила))

— (смеется на менеджерском)

— Я веду заметки по всем клиентам, они хранятся в двух word-документах на домашнем компьютере (один активный документ, с актуальными записями, которые я регулярно обновляю; второй — архивный, там записи по людям, закончившим терапию). Я обычно не подсчитываю, сколько человек сейчас находятся в работе, просто каждый месяц считаю количество проведенных консультаций.

Запись у меня организована вручную, на первичную консультацию человек записывается через личные сообщения. Дальше мы обычно договариваемся в конце встречи, все переносы и изменения тоже обсуждаются в личке. Напоминания о сессии я по умолчанию не присылаю, но с некоторыми людьми у нас есть такая договоренность; в таком случае, я просто пишу отложенное сообщение.

Перед первой встречей я высылаю человеку информированное согласие — это файл, в котором расписана вся главная информация о работе со мной (подход, ценности, оплата и т.д.); я постаралась сделать этот документ максимально полным и понятным, но если у человека остаются вопросы, то я всегда готова ответить, конечно. Опросников, анкет и тестов я перед первой встречей не высылаю. Вообще довольно редко пользуюсь такими инструментами, иногда как домашнее задание могу дать какой-то опросник.

Много раз знакомые предлагали мне перейти на автоматизированную систему записи клиентов, чтобы люди сами занимали время. Возможно, это было бы удобнее в техническом плане (хотя тут у меня есть сомнения), но для меня это как-то некомфортно психологически. Все же психотерапия — это не просто «услуга», это отношения между двумя людьми, поэтому мне хочется договариваться о встречах лично.

— Знаешь, как часто говорят в моей сфере «работает — не трогай», так и тут, я вижу, что у тебя выстроена хорошая работающая система от первичного контакта с клиентом до его сопровождения и завершения, тебе в этой системе комфортно и физически, потому что ты можешь влиять на свой график и больше его контролировать, и психологически, потому что это твое желание, оставлять больше человечности в этом, и профессионально, потому что есть разделение инструментов и менеджмента. Одобряю на организаторском!

— Спасибо!

— Раз уж мы упомянули профессиональное, расскажи, пожалуйста, как ты ставишь себе профессиональные цели? Есть ли у тебя четкий план развития? Бывает ли у тебя профессиональный застой, и что ты делаешь, чтобы его преодолеть?

— Это очень хорошие вопросы! Так как в моей профессии нет какого-то понятного карьерного роста, то это зона для творчества.

Я обычно не ставлю себе как цель повышение стоимости сессий; просто после накопления какого-то количества обучений и опыта приходит ощущение, что можно поднять.

Есть опция расти в сторону преподавательской деятельности, вести всякие курсы для психологов, но это мне совсем не интересно (по крайней мере, сейчас). Проведение курсов и групп для клиентов уже ближе к сердцу, но в планах этого нет.

Еще из гипотетических вариантов — это открытие своего центра, но это что-то совсем далекое, я еще маленькая для таких дел))

Сейчас я вижу свое развитие в расширении компетенции. Например, с осени я прохожу курс по работе с химическими и нехимическими зависимостями, и скоро смогу брать в терапию людей с такими запросами. Короче, рост не ввысь, а вглубь.

И еще мне хочется написать книгу, как психолог. Не книгу в духе «как перестать беспокоиться, полюбить себя, побороть депрессию», таких уже и так тысячи. А что-то про людей, про их боль; про то, что люди могут быть одновременно самыми ужасными и самыми прекрасными существами во Вселенной.

Длительного застоя, думаю, у меня не случалось. Бывают периоды, когда меньше клиентов, тогда я могу делать что-то для их поиска (писать посты, откликаться в рабочих чатах). Несколько раз я ощущала, что выгораю — тогда помогали изменения в графике и количестве нагрузки, хобби, психотерапия.

— А не бывает такого, что нужны какие-то ритуалы для поддержания мотивации?

— Тут мне повезло — на работу с клиентами не нужно себя мотивировать, работает социальная ответственность. Если мы договорились с человеком — значит я приеду. С ведением блога и самообучением сложнее, тут все зависит только от меня. Конечно, иногда я прокрастинирую.

У меня есть два столпа мотивации — это ценности и тревога. Я стараюсь делать по жизни те вещи, которые мне реально важны и наличие этого внутреннего смысла помогает преодолеть сопротивление. Ну а еще я тревожный пирожочек, и в данном случае это работает на меня: я получаю удовольствие, когда дело завершено, и можно отдыхать «со спокойной душой».

— Знаешь, наверное, непривычно слышать от психолога о его собственной тревоге, будто бы обычно в голове такой образ складывается геройский…

— Есть миф, что психолог — это человек, который решил все свои проблемы и загоны, у него счастливая жизнь, обязательно гармоничные отношения, и все такое. Думаю, этот миф идет из стремления людей к идеальному; вот придешь к такому психологу, который уже выиграл эту жизни и все познал — он и тебя научит. Но мы всего лишь люди, у нас есть свои проблемы, страхи, травмы и тараканы в голове. Мы не знаем, как правильно жить, но у нас есть инструменты, чтобы помочь человеку нащупать его собственный путь.

— А есть еще мифы о работе психолога, которые тебя раздражают?

— Не знаю, насколько это можно назвать мифом, но когда я знакомлюсь с парнями в дейтинговых приложениях, они часто спрашивают — раз ты психолог, то ты меня как-то анализируешь во время общения? Малыш, анализирую я по запросу и за деньги, а в жизни я просто общаюсь, как все))

— Мне нравится! Надо мне как-то и на себя перетянуть такой подход, что анализировать надо по запросу и за деньги, а не потому что не могу пройти мимо кривых процессов))

Я знаю, что психологи не дают прям советы, но что бы ты посоветовала начинающим специалистам, которые хотят эффективно управлять своим временем и ресурсами?

— Главный совет для начинающих — начните))

Что я часто видела у начинающих психологов — из-за страха ошибиться они очень много времени (и денег) посвящают обучениям, а работу с клиентами откладывают до того момента, пока не научатся работать. Но научиться работать можно только с реальными людьми. Конечно, на курсах мы отыгрываем клиентов друг с другом, но когда к тебе приходит реальный человек — это вообще другое. Бояться ошибиться — нормально (и скорее всего говорит о желании быть качественным специалистом); и вы будете ошибаться, и это тоже нормально. Я до сих пор иногда косячу! Мы работаем с живыми людьми, тут нельзя выучить алгоритм, который будет работать в 100% случаев. Главное — быть чутким и внимательным, и признавать свои ошибки. Вывод из этой тирады — планируйте время на консультирование, а не только на обучение.

Еще одна важная штука — обращать внимание на свое состояние. Мы работаем собой, своей психикой, и в истощенном состоянии будет не сильно полезны для клиента. Поэтому ориентируемся на свою работоспособность. Сравнивать себя с другими мало смысла, потому что кто-то устает за 3 сессии, а кому-то 6 провести нормально.

— Спасибо тебе большое за ответы и участие, мне было приятно узнать о том, как организована твоя работа, и, надеюсь, моим читателям тоже.

— И тебе спасибо, рада была поболтать!

Итак, мои дорогие, это было интервью с клиническим психологом, Викторией Скибиной.

Делитесь впечатлениями и задавайте вопросы, которые вы бы хотели, чтобы я задала другому специалисту в другой раз, предлагайте людей и сферы, в которых эти люди могут быть, можете предложить себя, к кому мне пристать с вопросами?

Жду всех в чатике, обняла, приподняла, вот это вот все:

Начать дискуссию