5 причин, почему дизайнеру стоит идти работать в B2B

Привет! Меня зовут Дима Чуркин. Я продуктовый дизайнер в онлайн-сервисе Автохаб. Чуть больше года назад я перешёл из B2C-продукта в B2B и заметил, что в среде дизайнеров есть предвзятость в отношении работы в продуктах для бизнеса.

5 причин, почему дизайнеру стоит идти работать в B2B

Мне хочется изменить эти представления и поделиться мыслями, почему дизайнерам не стоит отметать вакансии из B2B. Расскажу о пяти особенностях работы в этом секторе, а в конце статьи дам лайфхаки, которые помогут сделать переход более плавным.

Материал будет полезен дизайнерам, которые никогда не работали в B2B-продуктах, но задумываются о переходе.

Контекст: где работал раньше и почему решил написать статью

До Авито я работал дизайнером B2C-продукта в банковской сфере. Неоднократно замечал, что дизайнеры стремятся создавать продукты, которыми пользуются сами, поэтому отдают предпочтение разработкам для розничных клиентов.

В результате на предложения о работе в сфере B2B люди откликаются реже, что, на мой взгляд, не совсем справедливо.

Когда работал с B2C-продуктом, мне самому казалось, что создавать таблички и дашборды — это скучное занятие. К тому же в B2B-продуктах пользователей обычно гораздо меньше, а иногда хочется похвастаться, что работаешь в продукте, которым пользуются все.

Работа в B2B стала вызовом, но ради интереса я решил сменить сферу деятельности и пришёл на позицию продуктового дизайнера в проект Авито — Автохаб.

Что такое Автохаб от Авито
Это IT-платформа и консалтинг по управлению бизнесом для профессиональных игроков автомобильного рынка. На нашей платформе дилер может искать, выкупать и продавать авто сразу на трёх досках объявлений — на Авито, Дроме и Авто.ру. А ещё, например, проверять юридическую чистоту автомобилей, управлять рекламными инструментами и получать аналитические отчёты.


В статье говорю про устройство и особенности работы в Авито. Я не могу сказать, что процессы в других компаниях выстроены также, но уверен, что общие принципы будут актуальны для многих компаний.


👉 Лендинг Автохаба

1. Пользователей не так много, но некоторые из них проводят в сервисе более двадцати часов в неделю

B2C-сервисами люди часто пользуются ситуативно, например, заходят туда раз в два дня, чтобы заказать продукты. Если они заметят какое-то маленькое неудобство интерфейса — то, скорее всего, это не сильно испортит впечатление, и они продолжат пользоваться продуктом.

В B2B всё обстоит иначе. В сервисах для профессионалов обычно меньше пользователей, но многие из них проводят в приложении заметно больше времени, например, некоторые наши клиенты заходят на страницу по 100–200 раз в день. И если при каждом посещении они будут сталкиваться с интерфейсом, в котором приходится делать лишний клик — это может стать настоящим адом.

Мы часто общаемся с компаниями, для которых создаём продукт, и не понаслышке знаем, как больно, когда есть проблемы в ежедневных сценариях.

Пример из практики: как мы упростили процесс в приложении. Мы с командой прорабатывали новую фичу — согласование оценки автомобиля. Она нужна младшим сотрудникам компаний, чтобы обсуждать с руководителем стоимость авто перед покупкой. Мы знали об этом сценарии и решили внедрить возможность согласования цены прямо внутри Автохаба. Проверили фичу с холдингом, для которого этот процесс был актуальным, убедились, что всё работает, и пошли смотреть, как всё устроено у других автодилеров.


В одном из интервью столкнулись с клиентом, который не использует процесс согласования, вместо этого старший сотрудник этой компании должен одновременно выполнять функции оценщика и согласующего — отправляет авто в Автохабе самому себе и согласовывает. И эту манипуляцию он может делать до ста раз в день.


В результате у нас появилась идея упростить процесс согласования для случаев, когда работает только один сотрудник. Хотя это не является основным сценарием у таких дилеров, но наша доработка позволит значительно сократить время обработки для конкретной роли сотрудника.

Когда дизайнер переходит в B2B, он начинает влиять на меньшее количество людей, но воздействие на конкретного пользователя увеличивается. В итоге дизайнер может значительно облегчать жизнь каждого из них.

2. Сложнее ставить себя на место пользователей, но это драйвит глубже погружаться в продукт

Можно легко поставить себя на место покупателя маркетплейса, но не так просто вообразить себя на месте сотрудника организации в определённой роли, причём ролей этих может быть десяток.

Например, в одной компании продуктом могут пользоваться: менеджер, директор, маркетолог, автодилер. И сотрудникам B2B-компаний нужно стараться удовлетворять потребности каждой из ролей в рамках одного приложения. Мы делаем это разными способами.

5 причин, почему дизайнеру стоит идти работать в B2B

Чтобы погружаться в работу пользователей Автохаба, мы с продактом и исследователем выезжаем «в поля». То есть организуем интервью и посещаемы офисы, чтобы проводить время с персоналом компании и получать полезные инсайты.

Одна из самых интересных частей работы — выезды в поля
Одна из самых интересных частей работы — выезды в поля

Такие выезды помогают: проверять текущие задачи, анализировать процессы, которые происходят у дилеров, и выявлять сложности в их работе.

Пример из практики: как мы обнаружили разные процессы внутри одной компании. Во время одной из поездок мы посетили несколько автосалонов клиента, который пользуется нашим продуктом. Оказалось, что в каждом из салонов одной и той же компании процессы устроены немного по-разному, и все эти особенности нам следует учитывать при работе над продуктом.


Например, мы взяли на заметку, что сотрудники по-разному заводят в Автохаб б/у машины, которые хотят купить. В одном салоне машину добавляли через внутреннюю систему, после чего авто попадало по интеграции в Автохаб. А в другом офисе пользователи заводили машины сразу на нашу платформу.


Оказалось, что у нас делать это удобнее, чем через внутреннюю систему, но пользователи одного из салонов не знали о такой возможности Автохаба. Так подтвердилась наша гипотеза, что в продукте не хватает обучения, и мы стали работать над улучшениями обучения и вовлечения сотрудников.

После этого опыта мы с коллегами поняли: не всё можно понять из вопросов — иногда требуется просто наблюдать за работой пользователя.

3. Проще находить релевантных респондентов на продуктовые исследования

Чтобы провести исследование в B2C-секторе, нужно подобрать подходящих респондентов, которые поделятся с нами полезной информацией. Делать это не всегда просто, да и не факт, что люди правда скажут что-то полезное.

В B2B дела обстоят иначе. У нас в компании за каждым клиентом закреплены персональные менеджеры — бывшие работники автосалонов, которые помогают клиентам Автохаба глубже понимать продукт и использовать его с максимальной выгодой для бизнеса. Эти сотрудники Автохаба плотно работают с дилерами, видят, как клиенты взаимодействуют с продуктом, понимают, какие у них есть боли и проблемы.

Мы с коллегами всегда можем обратиться к менеджерам за помощью или провести с ними интервью. Особенно это полезно, когда на переговоры с клиентом нет времени или хочется получить стороннее мнение о нашем решении.

Организуем встречи и проводим демонстрацию продукта, где менеджеры делятся своими предложениями. Даже без исследований эти люди подсвечивают нам много нюансов, которые мы гораздо дольше выясняли бы коллеги из команды продукта.

Также встречаемся с директорами фирм, которые пользуются Автохабом, и обсуждаем, что именно необходимо их бизнесу.

Количество клиентов B2B-продукта ограничено. Каждый из них представляет особую ценность, и более тесно связан с компанией, что открывает много возможностей для взаимодействия.

4. Есть возможность приносить пользователям реальную прибыль

Часто задача — не только повысить продуктовые метрики, но и улучшить финансовые показатели клиента, например, увеличить маржинальность перепродажи авто. Дизайнер наравне с другими участниками команды тоже может выяснять потребности и инициировать продукты, которые помогут дилерам зарабатывать больше.

В итоге — успешные кейсы в B2B позволяют не просто демонстрировать эффективность в виде метрик и конверсий, а видеть реальную прибыль, которую продукт приносит клиенту.

5. Можно влиять на удержание клиентов с помощью качественного интерфейса

В B2C-продуктах хороший UX — это база, которая есть у всех. В B2B-сервисах команды часто не уделяют должного внимания проектированию интерфейса, а закрывают другие задачи, из-за чего на рынке появляется много продуктов, которыми тяжело пользоваться. В итоге качественный пользовательский интерфейс становится конкурентным преимуществом и может приятно удивить клиентов.

Вот с чем зачастую работают пользователи до встречи с вашим продуктом 
Вот с чем зачастую работают пользователи до встречи с вашим продуктом 

Помимо работы над UX, лучшие B2B-компании, прежде всего, стремятся помогать своим клиентам зарабатывать. И если это происходит успешно — тогда и сам сервис будет процветать.

Интерфейсы B2B-продуктов часто неидеальны, поэтому у дизайнеров есть возможность значительно улучшить то, что есть сейчас, и ощутить свой вклад в продукт.

Сложности при переходе на новое место

Как и везде, в B2B-сфере есть свои особенности и сложные моменты:

🥲 С самого начала всё кажется неясным. Потребуются месяцы, а возможно, и годы, чтобы разобраться в предметной области на уровне клиента. Это нужно не всегда, но помогает не упускать важные детали.

Кусочек карты процессов дилера, сделан на основе реальной схемы. Каждый блок может скрывать внутри большой флоу 
Кусочек карты процессов дилера, сделан на основе реальной схемы. Каждый блок может скрывать внутри большой флоу 

🥲 Сотрудники B2B-компаний сталкиваются с задачей оцифровки нетривиальных пользовательских процессов. Их сложность в том, что сами пользователи продуктов иногда не знают, как именно это всё в итоге должно работать. И тогда задача создателей продукта — исследовать, погружаться в процессы и самостоятельно продумывать удобный флоу.

🥲 Клиенты могут быть очень требовательными. Например, крупный клиент может захотеть от нас конкретную функцию, и желательно в срочном порядке. Такие запросы нужно тщательно изучать, проверять реальность проблемы, искать возможные пути её решения и узнавать, есть ли подобные проблемы у других дилеров. Всегда нужно задавать себе вопрос: «Действительно ли это то, что хочет клиент?».

✍ Подробнее о процессе согласования фичей с клиентами рассказывала исследователь из моей команды в статье: «Как понять, нужно ли делать фичу, которую просит крупный B2B-клиент»

🥲 UI часто отодвигается на второй план. Если вы хотите создавать впечатляющие эффекты, анимации, с упором на эмоциональный дизайн — возможно, B2B-сфера не для вас. Тут гораздо важнее создать чёткий и хорошо работающий интерфейс на основе компонентов дизайн-системы.

Но несмотря на всё это, адаптироваться в новом продукте — это выполнимая задача. Собрал рекомендации, основанные на своём опыте, которые помогут более плавно погрузиться в работу и снизить уровень неопределённости в самом начале.

Вместо выводов: лайфхаки, которые помогут быстрее адаптироваться в B2B

Кстати, эти советы помогут не только при переходе в B2B из B2C-сектора, но и при смене команды или компании.

Становитесь активным пользователем продукта. Даже если у вас нет конкретных задач, изучить все разделы приложения и понять принципы их использования — очень полезно. Не стесняйтесь спрашивать, как люди работают с сервисом, а ещё всегда можно запросить тестовый аккаунт.

Старайтесь понять, как функционирует бизнес. Важно наладить контакт с менеджерами, которые общаются с клиентами и знают их проблемы. Просите сотрудников объяснять вам специфику бизнеса и особенности работы компаний в этой сфере.

Участвуйте во всех встречах с пользователями, даже если вы не выполняете свою задачу. Находясь в роли слушателя, вы будете лучше понимать клиентов.

Думайте стратегически. Старайтесь не просто делать «хотелки» конкретных клиентов, а изучать, как это будут применять другие ваши пользователи в работе.

Уделяйте внимание обучению пользователей. После того как спроектируете фичу, постарайтесь посмотреть на неё свежим взглядом и спросить себя: Все ли пользователи сразу поймут, как это работает или нужно будет обучение?

Если обучение всё-таки будет нужно — спросите себя: Как будет обучаться новый пользователь? Позаботились ли вы о том, чтобы его адаптация прошла плавно?

Единственное, чего не потерпит B2B, — это поверхностное мышление. Важно учитывать много нюансов, потому что от них зависит не только удовлетворённость клиента, но и его способность выполнять свою работу!

Это актуально для продуктового дизайнера в любой сфере.

Больше историй об интересных проектах и работе в крупной компании есть в телеграм-канале дизайнеров Авито — «Любовь, дизайн и метрики». Заглядывайте!

6
2 комментария