Тайм-менеджмент в бизнесе. Как все успевать, не уставать и получать удовольствие от жизни

Любой бизнес – ненормированный рабочий день с нескончаемым потоком дел. Жизнь многих предпринимателей напоминает изнурительный марафон с редкими передышками, что в конечном итоге приводят к снижению продуктивности, стрессам, эмоциональному выгоранию.

Поэтому очень важно научиться правильно распоряжаться своим временем. В современных реалиях навыки тайм-менеджмента – не просто преимущество. Это одно из ключевых условий успеха, как в бизнесе, так и в жизни.

Что такое тайм-менеджмент

В дословном переводе тайм-менеджмент означает “управление временем”. Разумеется, временем управлять нельзя. Речь идет о технологии, помогающей повысить свою эффективность. То есть способность быстрее достигать намеченных целей благодаря более высокой продуктивности (получения больших результатов на единицу времени).

Проще говоря, чем рациональнее вы используете свое время, тем больше успеваете и, как следствие, большего добиваетесь.

Пик популярности тайм-менеджмента наблюдался лет 10 назад. Технология, разработанная исключительно для трудовой деятельности, постепенно превратилась в самостоятельное направление, охватывающее самые разные аспекты жизни человека.

На сегодняшний день существует множество систем тайм-менеджмента, разработанных гуру саморазвития и личной эффективности. Одни уже успели устареть, другие слишком сложны для использования или подходят только для определенного круга лиц. Однако есть несколько проверенных техник, которые помогут “прокачать” личные качества, забыть об усталости и добиться максимальных результатов в бизнесе.

Как подружиться со временем

Если вы серьезно решили стать на путь грамотного распределения времени, в первую очередь необходимо овладеть базовыми навыками самоорганизации и культивировать полезные привычки.

Правильно формулируйте свои цели. Так называемое целеполагание – один из “”китов”, на которых базируется тайм-менеджмент. Специалисты рекомендуют ставить перед собой реалистичные, но труднодостижимые “высокие” цели, которые требуют больших усилий и мотивации. При этом они должны быть конкретными, четкими и измеримыми, а их выполнение ограничивалось жесткими сроками.

Чем конкретнее сформулированы цели, тем проще осуществлять контроль за их реальным достижением.

Один из самых популярных инструментов, используемых для целеполагания, является технология SMART. Она позволяет оценить цель/задачу на соответствие определенным критериям:

  • Specific (конкретность). Этот параметр описывает результат, который должен быть получен, и отвечает на вопрос “ Что нужно сделать?”.
  • Measurable (Измеримость). Указывает, в чем будет измеряться конечный результат (количественный или качественный показатель).
  • Achievable (Достижимость). Важный критерий, который влияет на мотивацию исполнителя. Определяет, какие ресурсы будут задействованы и за счет чего планируется выполнение задачи.
  • Relevant (Уместность). Проясняет какие выгоды и реальный результат принесет достижение цели.
  • Time bound (Определенность по времени). Ключевой критерий, устанавливающий временные рамки выполнения задачи. Четкое ограничение по времени делает процесс предсказуемым и побуждает к работе в более быстром темпе.

Важно, чтобы как можно больше людей узнали о ваших целях. Публичные обязательства повышают личную ответственность и усилия по ее достижению.

Чтобы главная задача не затерялась среди рутинных дел и всегда была на глазах в буквальном смысле, визуализируйте ее в виде большого плаката над столом, фотоколлажа, обоев на рабочем столе компьютера и т.д.

Ведите учет времени. Настройтесь на интенсивную неделю и каждый день с периодичностью в 20 минут фиксируйте свою занятость. Записывайте абсолютно все, что делаете, включая прием пищи, душ, поход в магазин или общение с семьей. По завершении эксперимента вы получите подробную хронику своего дня. Проведя ее анализ, вы будете знать, на что уходит больше всего времени, а на что не хватает. Какие задачи требуют вашего непосредственного участия и внимания, а какие мешают достижению цели и чем можно пожертвовать для реализации более масштабных планов.

Стройте долгосрочные и краткосрочные планы. Регулярное составление списка дел на день, неделю, месяц, год – отличная привычка, которая увеличивает продуктивность минимум на 25%. Заведите ежедневник и начните со списка на день, который лучше готовить с вечера.

Помните, если вашей задачи нет на бумаге или в электронном виде, значит ее не существует.

В одной колонке напишите важные задачи с жесткой привязкой ко времени. Для каждого события предусмотрите небольшой временной резерв на случай непредвиденных ситуаций. В другую колонку внесите дела, которые могут быть выполнены в любое время.

Объемные задачи обязательно делите на несколько мелких подзадач. Фрагментарный подход особенно актуален в бизнесе, когда большая цель разбивается до уровня мелких каждодневных действий.

В течение дня продолжайте работать со списком, добавляя новые дела с учетом приоритетности. И обязательно вычеркивайте задачи, с которыми успешно справились. Это даст вам ощущение удовлетворенности, зарядит энергией и энтузиазмом. Вечером не забудьте “пробежаться” по своему списку, чтобы подвести итоги и приступить к планированию следующего дня с учетом полученных результатов.

Не переживайте, планирование не превратит вас в робота. Наоборот. Точно зная, что нужно сделать, вы будете меньше потворствовать своим плохим привычкам, быстрее справляться с рутинными делами, освобождая время для генерации новых идей.

Расставляйте приоритеты. Суть тайм-менеджмента – в концентрации на главном. Хаотично переходя от одной задачи к другой, вы снижаете свою продуктивность в 5 раз. Поэтому начинайте день с первостепенных дел, пока вы максимально сосредоточены и полны энергии.

Один из эффективных способов правильного ранжирования задач – матрица Эйзенхауэра, разработанная президентом США. Суть метода заключается в распределении дел по 4 категориям:

  • Важные и срочные – первостепенные задачи, невыполнение которых здесь и сейчас ставит под угрозу достижение цели и влечет за собой негативные последствия.
  • Важные, но менее срочные – относятся к основной деятельности. Это задачи, которым нужно уделить максимум внимания, но вы можете спокойно планировать, обдумывать и принимать решения.
  • Срочные, но неважные – рутинная работа (например, операционная деятельность), которую необходимо выполнить, но она мешает сосредоточиться на главном, выматывает и снижает продуктивность. Если есть возможность, такие задачи лучше автоматизировать или делегировать.
  • Неважные и несрочные – не несут никакой пользы. Их можно смело вычеркивать из списка.

Не пытайтесь делать все и сразу. Выберите самую важную и трудоемкую задачу, выполните ее до конца, а затем переходите к менее значимым делам.

Минимизируйте отвлекающие факторы. Если хотите преуспеть в бизнесе, научитесь не отвлекаться по мелочам и фокусироваться на рабочем процессе. Бесконечная проверка почты, бесцельный серфинг в соцсетях, просмотр видео в YouTube, переписка в мессенджерах и разговоры по телефону ни о чем, “перекуры” и перерывы на кофе – основные поглотители времени.

Запланируйте несколько перерывов на день, в течение которых вы сможете расслабиться. В остальное время используйте для продуктивной работы. Приучите окружающих не отвлекать вас чтобы ни случилось. Выделите полчаса утром или вечером на проверку всех сообщений и общение. При выполнении неотложных задач отключите уведомления мессенджеров и звук телефона.

Еще одной серьезной проблемой для многих является прокрастинация – привычка не доводить начатое до конца, откладывание важных и неприятных дел в “дальний ящик”, нежелание идти на риск. Обычно причина кроется в неуверенности в себе, природной рассеянности, отсутствии конкретных целей и мотивации, неумении организовать свою работу. Победить инерцию поможет правило двух минут:

Если какое-то дело можно выполнить в течение 2 минут, сделайте это, не внося задачу в список и не откладывая.

Если для выполнения задачи требуется больше времени, заставьте себя уделить ей внимание две минуты. Велика вероятность, что вы уже не сможете бросить начатое.

Работайте в соответствии с личными биоритмами. С детства из нас делают “жаворонков”, и многие успешные люди начинают свой день очень рано.

“Хочешь, чтобы грезы превратились в жизнь, просто проснись”, - говорит Анна Винтур (главред Vogue), которая встает в 5 утра.

Хотя это хорошая привычка, позволяющая “увеличить” количество часов в сутках, у каждого человека свои пики активности, плато и периоды упадка сил. Вы, как владелец собственного бизнеса, можете себе позволить жить в гармонии со своим телом. Планируйте свой день таким образом, чтобы самая сложная и ответственная работа приходилась на время, когда вы чувствуете максимальный прилив энергии. Оставшиеся часы можно использовать для выполнения более простых и незначительных задач.

Автоматизируйте свою работу. Современные технологии значительно расширили возможности ведения и продвижения бизнеса. Если говорить об МЛМ, то в арсенале современных сетевиков множество онлайн-инструментов, которые позволяют:

  • создавать шаблоны писем и использовать сервисы рассылки для взаимодействия с потенциальным партнерам и клиентам;
  • легко управлять аккаунтами в социальных сетях с помощью функции кросс-постинга;
  • настраивать автоматическую оплату через сервис мобильного банкинга;
  • использовать чат-боты, мессенджеры для общения и получения обратной связи и многое другое.

Отличным подспорьем в работе могут стать автоматизированные системы. Это полноценные платформы с необходимым функционалом для построения и управления партнерскими структурами любого масштаба.

Не забывайте об отдыхе. Тайм-менеджмент – это в первую очередь баланс между личной жизнью и работой. Он направлен на то, чтобы успевать делать самое важное и при этом получать удовольствие от каждого дня.

Поэтому важно следить за своим здоровьем, поддерживать хорошую физическую форму и выделять время на полноценный отдых для восстановления сил.

Хотя бы один день в неделю позволяйте себе расслабиться. Подумайте, что вам поможет быстро “подзарядиться”. Возможно это спорт, прогулка на свежем воздухе, путешествие, хобби. А может вам достаточно уединиться с любимой книгой на диване или провести время в кругу друзей и семьи. Зачастую простое общение может стать лучшим лекарством от усталости, депрессии и неудач. Главное в такие дни полностью отключиться от работы, забыть о телефоне и компьютере.

Тайм-менеджмент, конечно, не панацея, и универсальных методик, которые подходят всем, не существует. Экспериментируйте с различными техниками и приемами, адаптируйте их под свой ритм жизни, приоритеты, личные качества, сильные и слабые стороны. Со временем вы сможете создать собственную уникальную систему организации времени, которая поможет стать более продуктивным и ускорить продвижение к успеху.

0
6 комментариев
Написать комментарий...
greg chudnoff

Неделя "эмоциональных выгораний" на VC

Ответить
Развернуть ветку
Anton Reut

Как всё успевать? 
Никак. Просто нужно реально оценивать свои возможность и ценность этого "успевания", в реальности это не нужно, психическое здоровье важнее чем эти "я сделал на 2 дела больше чем Вася!"  и постоянный невроз с дергающимся глазом.

Ответить
Развернуть ветку
Pavel Shilov

"с периодичностью в 20 минут фиксируйте свою занятость" - вот это уж точно контрпродуктивно.

А вот это:
"Записывайте абсолютно все, что делаете, включая прием пищи, душ, поход в магазин или общение с семьей"

По-моему скромному мнению вообще ведет к созданию видимости деятельности.

Я уж молчу про то, что ценность времени убивается напрочь такими методами.

Ответить
Развернуть ветку
Таня Пантелеева

Очень подробно.
Спасибо.

Ответить
Развернуть ветку
Светлана Гвоздецкая
Автор

Пожалуйста. Надеюсь информация будет вам полезна.

Ответить
Развернуть ветку
Max Key

Хорошая статья, но имеет смысл расширить, так как не описаны основные методики  тайм-менеджмента https://bitcop.ru/blog/tajm-menedzhment-10-metodik-upravleniya-vremenem

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Раскрывать всегда