Мягкие навыки для жестких экспертов: как помочь сотрудникам в развитии soft skills

Обучение сотрудников — это системная и непрерывная работа, которая помогает им повышать личную эффективность. По статистике, с конфликтами на работе сталкиваются 32% работников российских компаний. В статье рассказываем об опыте корпоративного университета «БАРС Груп» по развитию soft skills. Собрали результаты коллег о том, как тренинги помогли внедрить полезные навыки в работу.

Мягкие навыки для жестких экспертов: как помочь сотрудникам в развитии soft skills

Привет! Меня зовут Алия Артеменко, я ведущий тренинг-менеджер «БАРС Груп». С 2016 года обучаю и развиваю сотрудников, а мой путь в роли наставника начался еще раньше — с руководства командой продаж. С 2023 года вхожу в команду корпоративного университета «БАРС Груп», где продолжаю развивать сотрудников и себя.

Алия Артеменко
Ведущий тренинг-менеджер в «БАРС Груп»

Мировой тренд на развитие гибких навыков

Soft skills — это группа навыков, связанных с общением, критическим мышлением, управлением временем, эмоциональным интеллектом, командной работой и адаптацией к изменениям. Компании, которые развивают soft skills, получают более мотивированных сотрудников, рост производительности и возврат инвестиций в обучение.

Обучение помогает сотрудникам:

  • Управлять временем, снижать стресс и переработки.

  • Развивать лидерские качества и навык делегировать.

  • Улучшать взаимодействие в команде, предотвращать конфликты.

  • Быстро адаптироваться к изменениям и решать задачи в сложных ситуациях.

Для бизнеса это значит:

  • Повышение эффективности работы и качества продуктов

  • Снижение текучести кадров за счет улучшения атмосферы и мотивации

  • Улучшение клиентского сервиса и рост лояльности

  • Успешное внедрение изменений и новых решений

Согласно отчету Future of Jobs 2025, к 2030 году набор необходимых для работы навыков перестроится. Топ гибких навыков с прогнозируемым ростом значимости:

  • Креативное мышление
  • Работа в команде
  • Адаптивность и устойчивость
  • Лидерство и управление коллективом
  • Эмоциональный интеллект
  • Навыки коммуникации и ведения переговоров

Выбор сотрудников

Запросы на развитие soft skills среди сотрудников «БАРС Груп» растут с каждым годом. В 2024 году потребность в развитии гибких навыков была выше в 2,6 раз, чем на технические навыки. Среди популярных тем обучения:

  • Управление временем и стрессом
  • Публичные выступления
  • Наставничество (лидерство)
  • Коммуникации

Мы в корпоративном университете придерживаемся подхода, в котором теория подкрепляется практикой. На обучающем портале сначала сотрудники изучают теоретический материал по выбранному курсу, погружаются в тему в своем темпе. Затем мы проводим серию вебинаров, где участники применяют знания на практике и получают обратную связь от тренера. Например, в рамках курса по управлению временем сотрудники учатся планировать свой день по матрице Эйзенхауэра, а затем обсуждают свои результаты с тренером и коллегами.

Мягкие навыки для жестких экспертов: как помочь сотрудникам в развитии soft skills

Результаты сотрудников после обучения

Организация времени и делегирование задач

Константин Антоньев, специалист по внедрению медицинской информационной системы: «В работе я использую систему заметок. Если регулярно прописывать свои планы, это упрощает организацию рабочего времени. За 15 минут до окончания рабочего дня я провожу анализ задач: когда и в каком объеме я готов предоставить их решенными, какие из них могу передать коллегам, какие встречи необходимо запланировать и какие вопросы обсудить на встречах. Затем записываю планы в календарь портала и следую им.

Благодаря тренингу я развил навык делегирования на практике. Это позволило мне лучше понять свои слабые стороны и работать над их развитием. В результате повысилось качество работы и улучшились результаты. Например, я стал проводить более глубокий анализ и, как итог, давать более точные ответы на поставленные вопросы и находить варианты их решения.

Год назад в мою команду пришли новички, которым предстояло погрузиться в работу. В процессе адаптации новых сотрудников я передавал ряд своих задач, что позволило им применить теоретический опыт на практике, а мне сконцентрировать внимание на более важных задачах. При передаче опыта сложно понять, насколько новый сотрудник вошел в работу. Это преодолевается путем периодического взаимодействия с ним: устраивая встречи один на один или обсуждая его пул задач. В результате сейчас 3–4 задачи из 10 я могу передать коллегам, тогда как раньше практически не делегировал задачи».

Баланс работы и личной жизни

Фаиль Саттаров, аналитик: «Раньше не успевал делать все в рабочее время и работал вечером. Теперь планирую день с помощью календаря, мне нравится именно записывать от руки. Освоил матрицу Эйзенхауэра — стал завершать дела вовремя, научился расставлять приоритеты, снизилась тревожность. Появилось больше времени для хобби, поэтому больше не опаздываю на бокс. Когда в голове есть структура, уже нет паники и тревожности, наоборот, становишься увереннее и собраннее».

Коммуникация и управление проектами

Рустем Габитов, архитектор программного продукта: «После тренинга я стал лучше понимать руководителя проектов: перестал перебивать и подкалывать его. Теперь понимаю, как важно управлять встречами и подводить итоги. Я стал уважать его невидимую работу: как он приходит каждый раз подготовленным со стратегическими и тактическими задачами, с рассчитанным временем в проекте, с искренним желанием убедиться, что каждый правильно понял свою задачу».

Анна Динмухаметова, руководитель отдела бизнес-анализа рассказала: Резюме встреч всегда под рукой в задаче: удобно обращаться к теме и погружаться в тему всем коллегам.

По итогам корпоративного обучения я придерживаюсь следующих правил:

1. При подготовке к собранию четко помню структуру повестки, стараюсь все пункты внести и описать.

2. Стараюсь соблюдать ведение совещания, особенно в части проговаривания правил поведения.

3. Обязательно фиксирую результаты и "сверяю часы" с участниками встречи.

4. Обязательно предварительно оповещаю участников о готовящейся встрече.

Лидерство и выход из режима «автопилота»

Кирилл Алексеев, руководитель отдела методологии внедрения, отметил:

«За время работы руководителем отдела, я убедился: настоящая экспертность требует не только глубоких знаний, но и умения их передавать. Без этого рост специалиста останавливается, а рынок, на котором он работает, начинает терять потенциал.

Именно поэтому я ценю тренинги, которые проводятся в нашем корпоративном университете — они дают свежий взгляд на управление, работу с командой и необходимые мягкие навыки, и практические инструменты.

Формат с чекпоинтами и работа с тренером помогли мне выйти из режима «автопилота», пересмотреть рутинные процессы и сразу начать внедрять улучшения в работу своей команды.

Иногда мне, как руководителю, необходимо донести до команды задачу, чей смысл выходит за рамки непосредственного результата — отчета, регламента или документа. Такие задачи имеют стратегическую и репутационную значимость: они нужны для формирования имиджа подразделения, тестирования гипотез, демонстрации готовности команды к изменениям.

Благодаря тренингу, на котором я получил глубокое понимание принципов регулярного менеджмента, я стал лучше справляться с «продажей» таких задач команде. Вместо формального поручения — открытый разговор, в котором я объясняю многослойность задачи: зачем она нужна, какой эффект мы хотим получить, кому и что она покажет. Это снижает сопротивление внутри команды, помогает выстроить доверие, повышает качество выполнения и вовлеченность.

Управление нагрузкой и приоритетами

Виктория Черкасова, администратор проектов: «С ростом нагрузки навыки помогают справляться с множеством задач. Я научилась расставлять приоритеты, планировать и выстраивать границы по времени и вниманию. Иногда руководитель ставит задачу, а она уже выполнена. Мы использовали метод «Альпы» и матрицу Эйзенхауэра, чтобы справиться с объёмом работы».

Подкасты как инструмент развития для экспертов

Эксперты сами приходят с идеей, создают контент, практикуются в мастерстве публичных выступлений. Даже опытные специалисты могут извлекать полезные идеи из выступлений коллег.В процессе записи подкастов эксперты не только делятся своими знаниям, а еще и прокачивают свои навыки публичного выступления. Как показывает практика, этот опыт дает возможность экспертам подготовиться к выступлениям на крупных событиях в нашей компании.

Где можно послушать выпуски:

Мягкие навыки для жестких экспертов: как помочь сотрудникам в развитии soft skills

Тимур Садриев, тимлид команды внутренней разработки: «Чем больше подкастов — тем лучше для разговорной речи. Тренируешься в нужном порядке излагать мысли, ставить акценты и работать над дикцией. Четко выговаривать слова и избавляться от слов-паразитов.

Среди приобретенных навыков благодаря такому опыту — составляешь выступление по структуре, которая помогает лучше донести материал до зрителя: вводная часть, кульминация и завершение выступления.

Объективно лучший вариант — сначала потренироваться на подкасте, так как там ты можешь в более комфортной обстановке поработать над речью и выделить для себя, над чем стоит работать. Когда выступление публичное, нужно держать в голове еще больше условий успешного выступления. Но если такой возможности нет, всегда можно записать себя на диктофон и рассказать интересующую для себя тему. Послушать, как это со стороны. Так уже можно сделать выводы и поработать над собой. Этот лайфхак одного из спикеров годового собрания. Пользуйтесь!».

Выступления на митапах

Мягкие навыки для жестких экспертов: как помочь сотрудникам в развитии soft skills

Мы предлагаем нашим экспертам выступать на митапах, где они могут поделиться своими знаниями и прокачаться в публичных выступлениях. На курсах «Подготовка к публичным выступлениям» и «Мастерство публичных выступлений» учим не только говорить уверенно, но и вовлекать аудиторию, структурировать свои мысли и делать выступления запоминающимися.

Эксперт, который умеет делиться своими знаниями, становится не только ценным сотрудником, но и лидером мнений внутри компании. Это открывает новые возможности для карьерного роста и укрепляет его авторитет.

Анастасия Белозерцева: «Опыт выступлений повлиял на мою способность ясно и убедительно доносить мысли, помогло мне обрести бОльшую уверенность при выступлении перед живой аудиторией. Я знала о некоторых своих словах-паразитах в разговоре, но не особо отслеживала их и не понимала, как заполнить ту паузу, которая появляется, пока я думаю (у всех бывает, что мы забываем обычные слова). На деле оказалось значительно проще: можно просто помолчать — и никто за это не осудит.

Я считаю, что сложность публичных выступлений стоит наращивать постепенно и начинать с чего-то небольшого. Это помогает понять, нужно ли мне вообще идти по этой дороге, какой отклик на то, что я делаю, нравится ли делиться опытом и другие моменты. Запись подкастов, например, дает возможность послушать себя со стороны. В процессе разговора мы не анализируем то, как мы говорим, а прослушивание записи своего голоса позволяет найти моменты, которые можно скорректировать чтобы улучшить свою речь.

Участие в подкастах и митапах повлияло на мою способность ясно и убедительно доносить мысли. Я знала о некоторых своих словах-паразитах в разговоре, но не особо отслеживала их и не понимала, как заполнить ту паузу, которая появляется, пока я думаю (у всех бывает, что мы забываем обычные слова). На деле оказалось значительно проще: можно просто помолчать — и никто за это не осудит».

Резюме

Обучение soft skills — это вложение в сотрудников и будущее компании. Развивая эти навыки, вы создаете команду, которая готова к изменениям и может эффективно работать. В этом деле важно опираться на мнение сотрудников, потому что это двусторонний процесс. Чем больше будет известно об интересах экспертов, тем легче будет разрабатывать новые тренинги.

Прокачанные soft skills позволят специалисту среднего звена научиться адаптироваться к изменениям на рынке и внутри компании, находить общий язык с коллегами, разрешать конфликты, а по итогу идти вверх по карьерной лестнице или работать над более сложными проектами. Senior или тимлид с высокоразвитыми soft skills избежит текучести кадров, получит мотивированную команду и качественное выполнение задач в сроки.

4
Начать дискуссию