«Тимлиды не становятся сильнее, они просто реже паникуют»: инсайты аналитика из Авито о переходах между грейдами
Привет! Меня зовут Маша Новикова, я тимлид команды кабинета профессиональных продавцов в Авито. В статье рефлексирую свой опыт и делюсь, как за 4 года выросла из стажёра в тимлида.
Поделюсь ошибками, сомнениями и страхами, которые возникали по пути роста, и расскажу такое, о чём не пишут в матрицах компетенций — про реальные челленджи при переходе в разные роли. Статья будет полезна всем, кто хочет расти по грейдам в крупной компании, а особенно аналитикам.
Общий принцип роста в IT
Базовый набор грейдов в любой компании, это джун — новичок, мидл — более опытный специалист и сеньор — профессионал, который справляется с более сложными задачами в рамках своей специальности. В больших компаниях обычно собственные системы грейдов и матрицы компетенций, чтобы у специалистов был понятный и чёткий план развития. Грейды показывают ступеньки для роста, а матрица — чего надо достичь, чтобы подняться на следующий уровень. Так сотрудникам проще разобраться, что делать, чтобы вырасти в профессии и получить повышение.
Чтобы оценить рост сотрудников, компании проводят ревью, на которых специалисты рассказывают и показывают, что успели сделать за прошедший период. Сотрудников могут перевести на новый грейд, если за прошедший период они показали значительные результаты. Так работники растут.
К примеру, в Авито перформанс-ревью проходит каждые полгода. Подробнее в статье: «Как понять, что мидл стал сеньором: процесс performance review аналитиков в Авито».
Теперь расскажу про мой опыт.
Стажёр → Джун
Джуны занимаются отдельными задачами, в которых понятно, что и как надо делать. Они не ищут их сами, а получают от руководителя. Ожидается, что аналитик на этой позиции сможет самостоятельно формализовать задачу, решить её и интерпретировать.
На ревью джун должен показать, что умеет пользоваться SQL/DWH, визуализировать в Redash/Plotly, знает статистику, математику и может применить знания для анализа простого A/B-теста.
Что происходит после перехода. Вы уже привыкли к миру IT и своей команде. Слова Confluence, схемы баз, A/B, Redash, фичи и их названия уже не кажутся странными. Тем не менее каждая новая задача выглядит как вызов. Что делают люди в соседних отделах — вообще непонятно.
Мои челленджи:
— Научиться работать в команде с продактом. Например, понять, что вопрос «ну как там статус задачи?» — это возможность посоветоваться и поделиться апдейтом, а не контроль дедлайна.
— Не отвечать на вопросы продакта: «всё ок, к среде будет», а дать развёрнутый ответ, что происходит в проекте.
— Научиться спать перед дедлайнами, а не мучиться размышлениями, то ли я вообще сделала.
Очень хотелось выглядеть самой умной, но максимальный рост случился, когда я начала задавать «глупые» вопросы и интересоваться, откуда задача вообще взялась 🤔
Как расти
Особое внимание на этом этапе советую уделить хардам и заложить хороший фундамент. Это можно сделать, например, с помощью курсов:
SQL
🧠 Интерактивный тренажер по SQL
Статистика
🧠 Курс по прикладной статистике
Python
🧠 Основы анализа данных и Python
Визуализация
🧠 Визуализация данных и продвинутое Tableau
🌟 Ну и конечно, Академия Аналитиков Авито, как квинтэссенция знаний. В 2025 году подать заявку на обучение уже не получится, зато у вас будет время подготовиться к новому набору в следующем году. Переходите на сайт Академии и оставляйте свои данные — информация о новом наборе придёт на почту.
Постарайтесь заточить знания под конкретную инфраструктуру компании, где вы работаете: станьте профи в конкретном диалекте SQL, инструменте визуализации, платформе A/B-тестов или системе кликстрима. В Авито, к счастью, по всем этим пунктам есть свои онбординговые курсы.
Также не стоит забывать и про софты. Джунам важно погружаться в бизнес-контекст своего продукта — через дипдайвы от команды или вопросы. А ещё найти общий язык с продакт-менеджером.
Как понять, что вы достаточно прокачались?
💪 Я бы ответила на этот вопрос так: если для каждой поступающей задачи от продакта вы понимаете, зачем она нужна и какое решение вы примете на её основе, значит, вы готовы к повышению. Но, конечно, при условии соблюдения других критериев из матрицы компетенций 😉
Пока этого понимания нет, стоит задавать продактам всеми любимые вопросы: «А какую задачу ты решаешь?» и «Зачем мы это делаем?».
Джун → Мидл
Мидл умеет находить задачи, которые решают джуны. В них сразу непонятно, что надо делать, но в результате должен получиться конкретный результат. Это может быть рассчитанная метрика, дашборд или другой общепринятый аналитический результат: например, надо найти точки роста в воронке подключения продукта или посчитать трекшен — оценить долгосрочный потенциал продукта в метриках.
На ревью ожидается, что сотрудник будет самостоятельно формализовать, решать и интерпретировать задачи своего уровня. Базовые инструменты такие же, как у джуна, но к ним прибавляется минимальный уровень по Python.
Мидлы начинают делиться знаниями с коллегами и берут подопечных. Эти специалисты умеют расставлять приоритеты по задачам и коммуницируют со стейкхолдерами. Результаты исследований мидлов влияют на бизнес: корректируют дискавери и деливери процессы.
Что происходит после перехода. Вас больше не просят просто «выгрузить табличку». Мидл-специалисты отвечают на бизнес-вопросы, а значит, кроме конечного результата, нужен контекст. Иногда мидлу нужно поспорить и предложить другую методологию.
Мои челленджи. Перестать бояться пушбэков и научиться говорить: «эта метрика — плохая, давайте возьмём другую, вот эту», проактивно предлагать свои идеи по решению задач.
Со временем я смогла договориться, что продакты приходят с бизнес-запросами, а я сама определяю методологию решения. Научилась челленджить, предлагать идеи и защищать своё мнение, даже если продакт или менеджер выше по грейду и более компетентный. Все могут ошибаться, а с данными по этой задаче и их нюансами знакома только я.
Как расти
Я советую продолжать качать харды, но уже более углублённо. К этому моменту вы наверняка знаете свои слабые стороны и точки интереса, куда стоит приложить усилия. В зависимости от этого советую присмотреться к более продвинутым курсам. Дам свою небольшую подборку, но что качать на этом грейде все выбирают индивидуально.
🧠 Общий курс по аналитике: «Hard Аналитика данных» от Karpov Courses.
🧠 A/B: «Симулятор A/B-тестов» от Karpov Courses.
🧠 Для общей настроенности и понимания продукта курс: «Научим управлять продуктом на основе аналитики и данных» от GoPractice
🧠 Стоит начать смотреть в сторону ML, например, обратите внимание на курс: «ML Design: Основы проектирования систем машинного обучения» от Karpov Courses.
🧠 Также отдельное внимание я советую уделять кругозору. Например, будучи мидлом, я активно ходила на конференции и синки по обмену знаниями. Мои любимые конференции: Матемаркетинг, Aha!, DataFest, Avito Analytics meetup.
А из шоу рекомендую «Диванную аналитику».
Растить софты и продуктовую насмотренность. Я советую интересоваться не только проектами вашего продакта, но и тем, что делают соседние команды отдела. Так сложится полная картина происходящего. Замечу, что в большой корпорации бывает, что сделать это сложнее, чем кажется на первый взгляд.
Погружайтесь в продуктовые процессы компании. Чтобы стать проактивным аналитиком, надо самому понимать, что посчитать и кому потом «продать» результаты расчётов. Из этого понимания должен появиться ворох взаимозависимых вопросов: какие шаги нужны, чтобы запустить новый продукт? С кем их согласовать? Какие аргументы и аналитика понадобится для каждого шага? Если таких вопросов нет, значит вы не до конца разобрались с процессами.
И моё любимое — обращайте внимание на то, как принимаются решения в команде и расспрашивайте своего руководителя про процессы и новости компании. Подмечайте и забирайте себе лучшие практики. Например, однажды у меня случился инсайт: я поняла, что на верхнеуровневую встречу с руководителями стоит приходить с предложением, которое уже со всеми согласовано. Хотя изначально мне казалось, что на такой общей встрече всё наоборот: идею презентуют впервые.
Мидл → Сеньор
Senior владеет всеми инструментами на глубоком уровне, например: старшие аналитики умеют строить модели процессов в бизнесе. Для этого ищут задачи и обычно находят абстракции в формулировке: «что-то тут не так». Потом сами изучают проблему и формализуют задачу, которую надо решить.
Сеньоры работают с высоким уровнем неопределённости на каждом этапе решения задачи и сами предлагают оптимальный дизайн процессов и систем по сбору необходимых данных.
Сеньор отвечает за точность формулировок, интерпретирующих результаты исследований, и рассчитывает количественные оценки от внедрения своих рекомендаций. Причём не просто приносит цифры, а переводит их на язык продукта. Результаты презентует самостоятельно или делегирует задачу коллегам, вовлечённым в процесс.
Старший аналитик следит за внедрением решения, оценивает эффект и занимается дальнейшей поддержкой. Он полностью руководит проектом и доводит его до желаемого результата.
Также сеньоры менторят коллег и помогают им, делятся знаниями на внутренних митапах и выступают на внешних мероприятиях.
Что происходит после перехода. Вы больше не просто исполнитель. Теперь самостоятельно находите узкие места, предлагаете гипотезы и поднимаете приоритеты в роадмап компании, а иногда можете полноценно подменить продакта.
Мой челлендж №1: оставить в покое задачи и подумать: «А в чём вообще смысл того, что я делаю?», «Что я могу сделать, чтобы помочь команде достичь годовой цели?».
Когда вы привыкли закрывать тикеты в джире или другом таск-трекере, страшно остановиться и спросить вслух: «А зачем всё это? Как это помогает нам достичь поставленной цели?». Но это и есть сеньорство.
❓Чтобы задать себе такой вопрос, надо сначала разобраться со стратегией и целями команды. Для этого поговорить с руководителем либо посетить общие встречи. А затем выделить время на размышления. Это удобно делать перед долгосрочным планированием, например, полугодовым или квартальным.
Очень важно проговорить эти «страшные» вопросы с продактом — такие обсуждения не только дают новое развитие и идеи, но и помогают отрезать лишнее, что бывает даже полезнее. Например, однажды по итогам такой встречи мы добавили в A/B-тест новый сегмент, который увеличил аудиторию в два раза и перекрасил метрику в зелёный цвет. А в другой раз сократили скоуп по проекту с двух кварталов до одного.
Мой челлендж №2: начать выступать. Когда я перестала заниматься мидловыми задачами и нашла крутой проект, захотелось рассказать про него на конференции. Было страшно: казалось, что тема недостаточно хороша, а ещё, что на таких мероприятиях выступают только боги.
📊 Решиться на подачу заявки на конференцию мне помогла поддержка руководителя и план по подготовке к выступлению. Это был win - win, так как у руководителей есть цель рассказывать про функцию аналитики на внешнем рынке, а я хотела публично рассказать о проекте.
Моя руководительница пришла ко мне с предложением выступить на конференции. Я согласилась и мы вместе составили заявку с цепляющим названием и контекстом. В процессе подготовки у меня неоднократно просыпался синдром самозванца и хотелось отступить. Но руководительница несколько раз смотрела мою презентацию и по-человечески поддерживала, что сохранило мою мотивацию до конца.
Перед выступлением лучше пройти несколько этапов подготовки. Это особенно важно, если вы боитесь говорить на публику. О том, как готовиться, я писала в телеграм-канале Avito Data Tech.
Как расти
Мидлам я советую попытаться достичь своего локального максимума по хардам и софтам, так как в скором времени вам придётся выбирать дальнейший трек для развития — менеджерский или экспертный.
Запросы по хардам могут быть сильно индивидуальными. Например, мне в моменте было интересно углубиться в ML на курсе «Хардкорный machine learning» от Karpov Courses. А ещё проходила внутренний курс от Авито по этой теме.
Сеньоры должны делиться знаниями и уметь «продавать» свои идеи, поэтому часть времени стоит уделить публичным выступлениям, тем более если вы их боитесь так же, как и я 🙂
Советую пару таких курсов на эту тему:
🧠 Программы по разным запросам от Gogolschool.
🧠 Занятия по ораторскому мастерству. Например, я хожу к Алёне Минчук.
А может быть, я хочу быть менеджером?🧑🏫
Для меня сигналом было желание делиться опытом и помогать людям расти. Существуют несколько путей, чтобы начать тут реализовываться:
— Пойти преподавать область, в которой вы чувствуете себя уверенно. Если вы работаете в достаточно большой компании, такую возможность найти легко. Если нет — можно попробовать внешние платформы или даже вузы. Главное — не бояться пробовать и искать креативные варианты. У меня было и преподавание внутри Авито, и создание курса с нуля для вуза.
— Стать ментором. Опять же, можно внутри компании или на внешних ресурсах, например, на сайте Getmentor.
— Взять себе стажёра. Максимально приближенный к реальности опыт, который покажет — готовы ли вы вступить в менеджерский трек и точно ли этого хотите.
— Обратить внимание на человека, который вас вдохновляет. Кто он: менеджер или крутой эксперт? Лично меня круто замотивировала менторская сессия с коллегой: меня вдохновлял его менеджерский опыт в компании и личный бренд. Я была в роли менти, попросила поставить созвон и пообщаться. Сначала было страшно, что он сочтёт это глупым, но нет, мы душевно поговорили. Я зарядилась на покорение карьерного трека и подняла свой уровень визабилити. Так вышла из зоны комфорта и получила одни плюсы.
Сеньор → Тимлид
Тимлид, как и сеньор, ищет абстрактные проблемы и вычленяет из них конкретные задачи, которые уже делает не он сам, а команда. Он занимается планированием, собирает команды, распределяет ответственность между людьми, и при необходимости может быстро погрузиться и затащить сложный проект. В голове у тимлида должны быть контексты всех продуктов команды, а его решения влияют на метрики для целей отдела, вертикали или департамента внутри компании.
Тимлид заряжает свою команду участвовать во внешних митапах, писать статьи и создавать обучающие курсы.
Что происходит после перехода. SQL/Python или R уже не ваши главные инструменты. Их место заняли 1:1, фидбэк, наём и метрики команды — теперь вы отвечаете за систему, а не только за себя.
Мой челлендж: научиться делегировать, даже если «я сама сделаю быстрее». А ещё перестать тревожиться, что я теперь не знаю продукты на уровне логирования всех кнопок и сервисов — теперь в этом нет смысла и не хватает ресурса.
Отпускать задачи и стримы было тяжело, да и сейчас иногда тяжеловато, особенно в ситуации, когда много лет был перформером. Но, по сути, теперь у меня есть новый большой и важный стрим: рост и развитие команды. Теперь уже я поддерживаю своих ребят, когда они хотят выступить на конференции. Особенно классно замечать, когда помогаешь команде решать новые задачи и закрывать новые компетенции — это очень драйвит, а после приходит осознание, что всё было не зря.
Как расти
На этом этапе советую изучать процессы. Курсы по менеджменту вытесняют обучение по ML. Я советую пройти хотя бы базовый курс по управлению командой. Тут, к сожалению, ссылочкой не поделюсь, так как я проходила только внутренние обучения, например, училась ставить личные полугодовые цели и принимать участие в перформанс ревью в новой роли. Узнайте, возможно, что-то подобное есть и в вашей компании.
🧐 Курсы можно заменить на книги. Я знаю фанатов бизнес-литературы, но сама таковым не являюсь. Мне важно решать конкретный вопрос и иметь возможность быстро применить полученные знания, поэтому бизнес-книги — не мой формат. Единственная книга, которую я посоветую — «45 татуировок менеджера». Я читала её, когда была ещё джуном и именно она вдохновила меня однажды стать менеджером. Планирую перечитать в скором времени.
Ещё советую больше общаться с «матёрыми» коллегами-тимлидами, когда сомневаетесь в какой-либо ситуации. В Авито, например, есть кейс-клуб для тимлидов, где можно обсудить свой вопрос, даже анонимно. Это сильно помогает в моменте, потому что такая смена роли подразумевает, что в сложных ситуациях нужно справляться со своими эмоциями самостоятельно и ещё поддерживать команду. А это бывает непросто.
Другой вариант — работа с коучем. В тупиковой ситуации можно оценить себя со стороны, причём ещё более отстранённо, чем в обсуждении с другим тимлидом. Я пробовала такой формат работы один раз ради опыта — без конкретной проблемы и действительного тупика. В итоге расширила свой кругозор по теории мотивации, хотя такой формат работы меня не зацепил. Но не отрицаю, что однажды вернусь с более оформленным запросом.
Если кратко — то вот вам вся статья одной картинкой ↓
Вместо выводов
Чтобы в Авито перейти с одного грейда на другой, нужно расти и менять подход к работе.
👉 Чтобы стать джуном, нужно базово владеть аналитическими инструментами и решать простые задачи, которые даёт руководитель. А ещё стараться мыслить чуть шире, чем просто исполнитель конкретной задачи.
👉 Мидлы уже сами ищут проблемы и решают их. Их хард-скилы сильнее, чем у джунов, и они сами могут чему-то обучать. Из роли мидла уже можно предлагать свои решения, а не соглашаться на всё подряд — на это у них хватает навыков и знаний.
👉 Сеньоры берут на себя сложные задачи и смотрят на проекты сверху, а не изнутри. В этот момент важно учиться отвлекаться от низкоуровневых задач.
👉 Тимлиды решают ещё более сложные задачи и руководят командой. Здесь нужно сосредоточиться именно на людях: помогать им и передавать опыт.
Каждый следующий шаг — это не усложнение задач, а изменение способа мышления. Если вам сейчас сложно, скорее всего, вы растёте. Это нормально, главное — не останавливаться, и всё получится 🎉
Кстати, я стала тимлидом через промежуточную роль Acting Team Lead, об этом мы тоже писали статью, почитайте: Тест-драйв роли тимлида: как это устроено в Авито.
💡 А ещё я делюсь мыслями и иногда снимаю видео с другими авторами в телеграм-канале: «Коммуналка аналитиков». Заглядывайте к нам в канал — там интересно и почти не душно.