140 шагов для запуска удаленной команды: рассказывает HR-стартап Terminal

Хватит ограничиваться домашним рынком труда — ищите кадры по всему миру! Стартап по формированию удаленных девелоперских команд Terminal составил точное руководство, как именно он создает и организует работу дистанционных подразделений.

Надпись на стенде: «Смелой идее нужен блестящий ум»
Надпись на стенде: «Смелой идее нужен блестящий ум»

Ранее термин «удаленная работа» означал как ведение профессиональной деятельности из дома, так и распределение персонала по нескольким городам или странам. С приходом пандемии COVID-19 значение остановилось на переходе офиса на дистанционные процессы. Для централизованных компаний трансфер на удаленку стал необходимостью, закрепленной законом.

Но еще год назад удаленная работа интриговала корпоративный мир вовсе не из-за мер предосторожности. Тренд на глобализацию шептал: удаленка — будущее любого бизнеса, особенно в сфере IT и разработки. Коронавирусный кризис лишь форсировал то, что и так происходило на рынке.

Однако успешных компаний с распределенной рабочей силой не так много. Известные сегодня команды либо исторически начинали с удаленного сотрудничества, либо создавали продукт, который изначально подходил для дистанционной разработки. В отличие от них, централизованным компаниям не столь легко дается смена формата, особенно если в них закрепилась традиция офисной работы.

По словам гендиректора стартапа Terminal Клэя Келлогга, полноценный трансфер из одной крайности в другую крайне сложен. В 2019 году он представил список из 140 шагов для экспансии корпораций на рынок удаленного труда.

Команда стартапа Terminal.<br /> Betakit
Команда стартапа Terminal.
Betakit

Terminal за 5 минут

Terminal — это канадский HR-стартап, который открывает в разных городах офисы для дистанционной работы и набирает внутренний пул разработчиков. Клиенты получают доступ к этому пулу и нанимают сотрудников, которых Terminal формирует в удаленные команды с сопутствующей HR-поддержкой.

Генеральный директор Клэй Келлогг утверждает: «Я абсолютно убежден, что лучшие компании строятся в условиях острейшей нужды». Именно так и появился Terminal.

Проект основан канадской стартап-студией Atomic (кстати, «матерью» нашумевшего Hims & Hers) в период, когда руководство решило запустить 5 компаний одновременно. Но найти талантливых разработчиков или переманить их из Google, Facebook и Amazon оказалось чертовски трудно. Студию спасло решение запустить в 2015 году удаленный центр для девов в Уотерлу, Онтарио. Изначально в команду входило всего 5 разработчиков, однако со временем она разрослась до 40 человек. Все 5 стартапов вышли из-под крыла стартап-студии и успешно приступили к поиску финансирования.

Все инвесторы, которые попадали в наши советы директоров, говорили: «Продолжайте этим заниматься. И научите мои портфельные компании делать так же».

Клэй Келлогг, CEO Terminal

Инвесторы отметили, что стартап-студия Atomic не только нащупала многолетнюю боль фаундеров, но и выдвинула остроумное решение. Поэтому перед ней поставили задачу развить такую услугу, чтобы ее можно было универсально применить к любой компании.

В 2017 году на базе команды в Уотерлу сформировался стартап Terminal. 1 марта в ходе посевного раунда он получил нераскрытую сумму от Cherubic Ventures. В 2018 и 2019 году последовали еще два круга финансирования на суммы $10 миллионов и $17 миллионов. Среди инвесторов — Lightspeed Venture Partners, Kleiner Perkins, Craft Ventures, Cathay Innovation, 8VC, а также Thiel Capital и Джерри Янг. Подробнее на Crunchbase.

Сегодня стартап Terminal представлен в 5 городах: Ванкувер, Китченер-Уотерлу, Торонто, Монреаль и Гвадалахара. Шестой рынок — Колумбия — полностью дистанционный. Согласно странице «О нас», благодаря его услугам сформировано более 30 удаленных команд. На конец 2019 года база разработчиков включала более 200 специалистов.

<p>Офис Terminal в Ванкувере</p>

Офис Terminal в Ванкувере

Стратегия найма — это стратегия роста

Каждая централизованная компания располагает ограниченным пулом кадров: ей доступны лишь те специалисты, которые находятся в ее «родном» городе и могут работать в офисе. Что, если выйти не только на местный, но и на глобальный рынок труда, подключив к сети специалистов из других городов и стран?

Лучше всего этот тезис раскрывается в IT. По словам Келлогга, Google, Apple, Facebook и Amazon утратили свою монополию на девелоперов. Теперь разработчики требуются всем — от банков и страховых компаний до фитнес-клубов и служб доставки питания. Вот только последним зачастую не хватает специалистов: техногиганты высасывают из местных рынков всех.

Мы видим такую картину: софт попросту поглотил мир. Сегодня каждая компания нанимает разработчиков, потому что в самом сердце ее ценности лежат программные решения.

Клэй Келлогг, CEO Terminal

Из-за близости к Кремниевой долине можно предположить, что большинство разработчиков ПО находится в США. Однако Клэй Келлогг утверждает: здесь живет менее 17 % специалистов, да и те, похоже, не отличаются качеством. Согласно исследованию HackerRank, в топ-3 стран с высшим уровнем разработчиков входят Китай, Россия и Польша.

Заголовок таблицы: «В какой стране лучшие разработчики?». Подпись: «Пронумеровано по среднему баллу всех тестов HackerRank»
Заголовок таблицы: «В какой стране лучшие разработчики?». Подпись: «Пронумеровано по среднему баллу всех тестов HackerRank»

В Америке заметен сильнейший дисбаланс спроса и предложения. В 2019 году обучающий сайт для новичков-программистов Code.org предсказал, что количество незаполненных вакансий по разработке софта в США за следующие 12 месяцев достигнет миллиона. При этом университеты выпускают лишь около 60 000 разработчиков в год. Не возрастает и количество одобренных заявок на получение визы H-1B; напротив, политика администрации Трампа только усложнила процедуру иммиграции. Притом цифры не учитывают экономического кризиса из-за пандемии COVID-19.

Очевидно, с каждым годом разрыв будет увеличиваться. Но самостоятельный выход на рынки других городов и стран — нелегкая задача. То, что работало раньше, теперь неэффективно, и стратегии найма десятилетней давности невозможно применить к сегодняшнему дню.

Как ни парадоксально, глобализация делает мир все теснее и меньше, но ему по-прежнему нужны мосты. Как выразился Келлогг: «Вам нужно как следует поразмыслить над тем, как перебросить мосты к этим рынкам».

140 шагов для запуска удаленной команды: рассказывает HR-стартап Terminal

140 шагов для экспансии на удаленный рынок

Как вашей компании начать расширение на глобальный рынок труда? Стартап Terminal предлагает свой рецепт:

  • нужно подключить облачные программы для дистанционной работы (Slack, Trello, Zoom и др.);
  • распределить рабочую силу по нескольким офисам (лабораториям, центрам);
  • заполнить новые вакансии нанятыми сотрудниками.

Это переведет централизованную компанию в статус «гибрида». Келлогг отмечает: такое решение не может быть поспешным. Под ним должен подписаться весь состав руководства, четко осознавая, каких вложений и сколько времени это потребует. Если вы нанимаете удаленные команды сотрудников или планируете перевести офис на дистанционку, вы должны демонстрировать определенный уровень готовности и решимости.

Мы верим, что удаленные команды становятся стратегической необходимостью для всех компаний.

Клэй Келлогг,

CEO Terminal

Разберем два примера из мира крупных корпораций. Компания IBM издавна была пионером удаленной работы. Однако в 2017 году руководство захотело вернуть сотрудников в офисы. Еще раньше, в 2013 году, поисковый сервис Yahoo разослал дистанционным командам уведомление, предлагая или выйти в офисы, или уволиться. Обе ситуации принесли корпорациям немало критики в СМИ и существенно снизили лояльность сотрудников. Сообщается, что полный переход на офисную работу так и не удалось осуществить.

Команда Terminal выявила от 140 до 175 шагов для перехода компании на удаленку, о чем Клэй Келлогг рассказал в презентации для Responsive Conference 2019. Все шаги можно объединить в 6 крупных этапов.

140 шагов для запуска удаленной команды: рассказывает HR-стартап Terminal

Определение рынка, где будет создана удаленная команда

Под «рынком» понимается страна, город или район, чьи кадры войдут в состав удаленной команды вашей компании. По словам CEO Terminal, ваши действия по трансферу рабочих процессов на дистанционку должны быть основаны на реальной статистике. Следует учесть немало факторов:

  • численность пула рабочих кадров на удаленном рынке внутри индустрии;
  • источники роста этого пула (университеты, курсы, программы переподготовки);
  • способность рынка следующие 10 лет поддерживать рост компании;
  • средняя зарплата, аренда и прочие издержки;
  • наличие государственной поддержки как в «родной» стране, так и в других (гранты, субсидии, иммиграционная политика);
  • уровень комфорта (на каких языках говорят кадры, сколько займет путь до удаленного офиса, совпадают ли временные зоны).

Универсального решения не существует: у компаний слишком разные потребности. В доказательство Terminal приводит кейсы своих клиентов. Так, стартап-единорог Hims & Hers не был озабочен стоимостью решений и предпочитал срочно нанять разработчиков уровней Middle и Senior по любой цене. В то же время компания Bluescape действовала более сдержанно в плане затрат и предпочла сбалансированный рост с уровнями Middle и Junior.

В первом случае команда Terminal предложила клиенту разработчиков из Канады, Австралии и США. Во втором — из Мексики и Колумбии.

Слишком много решений по части дистанционной работы принимаются интуитивно. Условно: мы знаем, что в городе «икс» живет такой-то разработчик, так что давайте выстроим команду вокруг него.

Клэй Келлогг,

CEO Terminal

Келлогг предупреждает: вам потребуется немало времени на изучение дистанционного рынка, его динамики и внутренних процессов. «Каждый может прочитать отчеты, провести пару опросов в интернете. Но вы по-настоящему осознаете уровень активности специалистов, лишь когда изучите их сообщество лично и вживую», — утверждает Келлогг.

Главная рекомендация на этом этапе — иметь реалистичные представления о скорости перехода на дистант. Невозможно однажды утром проснуться полностью удаленной корпорацией. Сперва придется провести тщательную аналитику, а также углубленную работу с руководством компании, советом директоров и офисом.

<p>Заголовок: «Средняя длительность рабочей недели в мире», внизу приведено общее количество рабочих часов в год</p>

Заголовок: «Средняя длительность рабочей недели в мире», внизу приведено общее количество рабочих часов в год

Юридическое и профессиональное сопровождение

Как только будет найден рынок экспансии, необходимо создать юридическое лицо. «Здесь вам понадобится серьезная поддержка юристов, бухгалтеров. Нанимая представителей бренда, важно найти специалистов с опытом работы внутри этого рынка», — сообщает Келлогг.

Запросите помощь с поиском офиса для аренды. В незнакомом городе трудно сориентироваться в недвижимости за короткие сроки, так что лучше сразу приготовиться к подключению нескольких агентств. Например, Торонто — цветущий центр предпринимательской деятельности, но его темпы роста сказываются и на аренде. По словам Келлогга, до коронавируса в городе было всего 3 % свободных офисов. Если тебе поступил суперсвежий инсайт, будто где-то вот-вот освободится помещение, твое предложение о сотрудничестве в лучшем случае окажется десятым.

Прежде чем приступать к поиску сотрудников, обдумайте порядок выплаты зарплат. Необходима его максимальная автоматизация и, как следствие, настройка биллинговой системы или договор с местным банком.

Важнейший шаг — необходимо тщательно изучить законы, чтобы знать актуальный режим рабочих и выходных дней и не нарушить трудовой кодекс страны. Юристы с опытом работы на местном рынке помогут подписать с сотрудниками договор согласно законодательству, встать на учет в административных и регулирующих органах.

Дизайн одного из офисов Terminal
Дизайн одного из офисов Terminal

Дизайн помещения и атмосфера внутри него

В создании корпоративной культуры и укреплении удаленного комьюнити крайне важен дизайн рабочего пространства. Не стоит экономить на поиске дизайнерских / архитектурных решений — высококлассные специалисты отразят в интерьере особенности компании, что усилит ощущение причастности даже у сотрудников на дистанции.

Также дизайн должен отвечать местным особенностям, чтобы не выбиваться из контекста страны или города. Органичность офиса создает комфортную атмосферу, в которой работники будут ощущать себя как дома. По этой же причине не рекомендуется импортировать нью-йоркскую культуру труда в Казань или, например, московскую — в Гвадалахару. Вместо этого лучше установить собственную корпоративную культуру, которая не привязана к этническим особенностям новой команды.

Думайте о своих целях с первого же дня. Это полноценная часть вашей команды или всего лишь добавка к ней?

Клэй Келлогг, CEO Terminal

Как дистанционным командам, так и сотрудникам в офисе нужна строгая, последовательная методика коммуникации, чтобы оперативно обмениваться информацией. Рекомендуется совершать ежемесячные командировки в новый офис и, наоборот, приглашать представителей команды в головной. Это показывает «дистанционщикам» уважение со стороны руководства, готовность инвестировать в их ценность.

Церемония выдачи дипломов в Колумбийском университете, Нью-Йорк
Церемония выдачи дипломов в Колумбийском университете, Нью-Йорк

Поиск амбассадоров на местном рынке

Еще один длительный процесс — создание доверительных отношений с потенциальными сотрудниками. При выходе на удаленный рынок труда стартап Terminal рекомендует разыскивать уверенных амбассадоров вашего бренда, будь это лидеры индустрии или люди со связями в образовательной среде.

Они нужны, чтобы:

  • подготавливать «на местах» почву для трансфера;
  • создавать пул соискателей и выстраивать комьюнити;
  • повышать осведомленность о вашем бренде как работодателя;
  • быстрее получать доступ к молодым талантам.

Амбассадоры бренда могут участвовать в местных мероприятиях и ивентах, наладить сотрудничество с профессиональными сообществами и университетами. К слову, не стоит недооценивать студентов — это важнейший источник пополнения вашего пула специалистов. Можно проводить для них регулярные конференции и дни открытых дверей, объявлять конкурсы и стажировки.

140 шагов для запуска удаленной команды: рассказывает HR-стартап Terminal

Подготовка HR-отдела к работе на удаленке

Директоры и фаундеры нередко полагают, что «переезд» отдела кадров — простейшая ступень экспансии. Мол, у нас уже есть топовые рекрутеры, давайте просто направим их в другой город. Но отделы кадров не могут работать без сети знакомств на местном рынке труда и общего понимания того, как он устроен.

Следует заранее решить, будут ли сторонние рекрутинговые агентства подключены к расширению или вы займетесь наймом самостоятельно. В любом случае, HR-процессы должны быть надежно интегрированы в корпоративную жизнь — которая, в свою очередь, должна поддерживать удаленный рекрутинг.

Если ваш рекрутинг состоит из целого ряда шагов, сделайте их максимально сжатыми и асинхронными, чтобы не пришлось постоянно отрываться от обязанностей и тратить несколько часов в день на различные видеоинтервью.

Клэй Келлогг, CEO Terminal

Постоянно инвестируйте в ваш бренд работодателя. Разработайте четкое послание для местного рынка труда: почему вы выбрали этот город, какие преимущества видите в кадрах, как они способны помочь вам в достижении целей.

Работодателю нужно постоянное присутствие на местных платформах поиска сотрудников. «В каждой профессиональной сфере есть свои особые платформы вакансий. Не все соискатели стопроцентно полагаются на LinkedIn», — поясняет генеральный директор Terminal. Он также приводит набор ключевых характеристик соискателя при проведении интервью:

  • высокие навыки коммуникации, умение внятно и по делу общаться через видеоконференции и email;
  • предприимчивость и целеустремленность, способность закрывать задачи, даже если люди вокруг заняты другими проектами;
  • готовность к содействию, высокие навыки командной работы;
  • реальные примеры ситуаций, когда соискатель лез из кожи вон, чтобы добиться результата (и неважно, студент он или сотрудник головного офиса);
  • прошлый опыт удаленной работы;
  • тайм-менеджмент.
<p>Заголовок: «Почему агентства digital-маркетинга нанимают удаленных сотрудников». Причины: «1. Нехватка местных кадров», «2. Экономия на аренде и сопутствующих издержках», «3. Более высокий уровень продуктивности удаленных сотрудников»</p>

Заголовок: «Почему агентства digital-маркетинга нанимают удаленных сотрудников». Причины: «1. Нехватка местных кадров», «2. Экономия на аренде и сопутствующих издержках», «3. Более высокий уровень продуктивности удаленных сотрудников»

Поддержка удаленной команды

Создавая удаленный офис, вы гарантированно столкнетесь с трудностями, которых не ожидали. Придется регулярно пересматривать устоявшиеся порядки, адаптировать их под новые условия.

Чтобы не отчуждать новую команду, важно сразу подключить ее к общим процессам. Ваши офисные сотрудники должны понимать: появился новый ресурс, и ему нельзя простаивать без дела. Здесь не подходит принцип «У нас есть вот эти ребята во Львове, и однажды они (может быть) к нам присоединятся». Нанятые специалисты должны с первого дня участвовать в тех же операциях, что и «старички» из офиса.

Включите адаптацию новых сотрудников и тренинги в вашу повестку. Притом для удаленных сотрудников это будет совсем другая повестка. Но вы должны вкладывать в это не меньше времени и сил, чем в любого сотрудника из главного офиса.

Клэй Келлогг,

CEO Terminal

Рано или поздно удаленная команда начнет работать автономно. «Думайте о лидерах рынка, о людях, которым вы доверите принимать решения за эту команду, а затем и за всю компанию», — рекомендует Келлогг. Именно вокруг таких людей и следует сплотить новое подразделение: они будут пользоваться непререкаемым авторитетом.

Важнейшая задача руководства при общении с удаленными сотрудниками — обеспечить их понимание текущих целей и задач. Если между офисом и дистанционной группой нет постоянного обмена, она не будет ощущать свою нужность и начнет считать свою деятельность бесполезной. Это может привести к эмоциональному выгоранию и существенно снизит эффективность работы.

140 шагов для запуска удаленной команды: рассказывает HR-стартап Terminal

Вместо итогов

В условиях глобализации невыгодно сокращать выборку талантливых кадров до границ страны или даже города. И пока все компании переводят офисы на дистанционную работу, вы можете вывезти офис за пределы государственных границ.

Похоже, стартап-студия Atomic нашла свой рецепт для поиска удаленных специалистов — и он оказался настолько хорош, что его начали продавать через услуги стартапа Terminal — «дочки» Atomic. Важнейшие этапы формирования дистанционной команды по версии гендиректора Клэя Келлогга можно резюмировать так:

  • Поиск подходящего города или страны, анализ доступного пула специалистов.
  • Ознакомление с правовыми аспектами города или страны, решение юридических вопросов.
  • Разработка дизайна офиса и внедрение корпоративной культуры, которые комплементарны для новой команды.
  • Поиск партнеров на новом рынке, установление связей в образовательных и профессиональных сообществах.
  • Тщательная работа с HR-отделом, автоматизация и асинхронизация рекрутинга.
  • Оттачивание принципов коммуникации с новой командой, незамедлительное внедрение в рабочие процессы.

Пандемия заставила корпорации хорошенько отточить дистанционное сотрудничество. Поэтому следующий шаг — к уже созданной сети подключить профессионалов из разных уголков мира — видится естественным продолжением тренда.

Если у вас есть вопросы или идеи, то их можно обсудить тут или в чате стартап-студии Admitad Projects в Telegram.

66
2 комментария

Что-то мало шагов...

это как в бюро переводов в алматы https://isupport.kz/byro-perevodov также нам говорили