Быть продактом. Выпуск #10. Из тестировщика в продакт-менеджеры — Лилия Горбачик, Intermedia

Всем привет! Продуктовый блог aim digital снова на связи с новым выпуском интервью о профессиях Product Manager и Product Owner. Наша сегодняшняя гостья — Лилия Горбачик, Product Manager в информационном агентстве Intermedia.

Быть продактом. Выпуск #10. Из тестировщика в продакт-менеджеры — Лилия Горбачик, Intermedia

Лилия, привет! Что способствовало твоему развитию в должности продакт-менеджера? Чем занималась до этого?

Я начала свою карьеру как тестировщик, потом была тест лидом, pre-sales engineer, проджект-менеджером.

На каждом этапе мне хотелось узнать чуть больше, увидеть общую картину. Иногда получалось так, что наши представления о пользователях разбивались о реальность. Мне стало очень интересно, что же на самом деле нужно нашим клиентам и как на самом деле они используют наш продукт.

В нашем департаменте не хватало продакт менеджеров и в какой-то момент я просто начала делать проекты сама, взяв на себя роль продакта. А потом меня было уже не остановить.

Расскажи о своем пути развития. С чего начинала? Как обучалась?

Я начинала с первого издания книги Марти Каган "Вдохновленные" и курса Pragmatic Product Marketing. Это дало мне хорошую базу и возможность посмотреть на продакт менеджмент как в софтовых компаниях, так и в строительных, и в производственных.

Я старалась посещать все вебинары и конференции, чтобы понять набор инструментов, который используется в других компаниях и что из этого можно применить в нашей компании.

Мне очень повезло, потому что мой босс был открыт к экспериментам в нашей команде и всячески поощрял обучение и эксперименты. И что очень важно, он давал мне возможность делать свои ошибки и приобретать опыт.

Как еще прокачать знания в бизнес составляющей работы продакта? Что порекомендуешь коллегам-технарям, которые хотят сменить направление?

Благодаря нашей команде продактов у меня была возможность получать опыт из первых рук. У нас был достаточно сложный продукт — телефония для бизнеса + доставка телефонов, поэтому я начала исследовать все аспекты взаимодействия с клиентами, поставщиками, наши внутренние процессы.

Я приходила к каждой команде, спрашивала про их работу, задавала вопросы, отмечала непонятные моменты. По итогам я формировала список курсов, которые помогали закрыть мои пробелы. Например, это были финансы, чтобы понять структуру налогов и сборов для телефонии и других сервисов в Америке, привязку к отдельным штатам и даже физическим адресам компаний клиентов. В этом мне очень помогли другие продакты и команды финансов.

Я брала курс Business Foundations Specialization на Coursera. Не все из этого курса нужно в повседневной жизни, но такие общие знания помогают шире смотреть на мир.

Очень многое я почерпнула от команды продаж как с точки зрения продаж, так и с точки зрения ведения переговоров. Я ходила на их звонки с клиентами и слушала как они определяют болевые точки и как предлагают с помощью нашего продукта закрыть эти боли.

Я многое узнала про внешних аналитиков. Например, как аналитики Gartner или Forrester формируют свои репорты, на что обращают внимание, какие критерии для оценки продуктов или компаний. Как можно использовать эти репорты в стратегическом планировании роадмапа.

Если у вас технический бэкграунд, и вы хотите сменить направление, я бы посоветовала общие курсы, которые дадут вам представление о ведении бизнеса, финансах, продажах, маркетинге, найме людей. Но это общий подход.

Еще один вариант — подобрать вакансии продактов, которые вас привлекают, изучить требования и на основе требований составить себе план обучения. Это будет более практический подход.

Если переход происходит внутри компании,то стоит внимательно изучить именно ваш бизнес, ваш продукт и сформировать список обучения вместе с вашим будущим начальником. Наш руководитель может указать на ваши слепые зоны и подсказать, как лучше с этим работать.

Как удалось сменить род деятельности? Как договорилась с руководством взять роль продакта на себя?

В нашей команде продактов и проджектов была потрясающая атмосфера и доверие. Я с самого начала предлагала свои идеи, и команда была открыта к новым идеям. Мне кажется без такой поддерживающей среды мой переход в продакты был бы невозможен.

В нашем департаменте не хватало продакт менеджеров и в какой-то момент я просто начала делать новый проект как продакт. Никто не был против, потому что нам не хватало рук. Потом был еще один проект и еще один. В какой-то момент я инициировала разговор с руководством об официальном закреплении должности продакта за мной. У меня были сделанные проекты, результаты, план действий на будущее.

Быть продактом. Выпуск #10. Из тестировщика в продакт-менеджеры — Лилия Горбачик, Intermedia

А где взять продуктовый опыт, когда ты на старте карьеры?

Предлагать свою помощь маленьким стартапам, open source проектам, некоммерческим организациям. Такие компании имеют очень ограниченный бюджет и рады помощи.

Развивайте сеть контактов, я периодически вижу посты о том, что продакт менеджер ищет джуниора на 3-6 месяцев под определенный проект.

Какие трудности возникли на пути развитию?

Интермедиа очень быстро растет, и меня не покидает ощущение, что мы дорабатываем поезд, который идет полным ходом. Это добавляет остроты в процесс обучения и в процесс разработки продуктов.

Также у нас в компании целая линейка продуктов. Развивая свой продукт, тебе нужно постоянно думать о том, как это повлияет на другие продукты, как сохранять единство и взаимодействие с точки зрения всей линейки. Это означает больше рисков, зависимостей, коммуникаций. Это здорово, дает потрясающий опыт, но и сложно. И это много, много митингов. Собраться и обсудить что-то, когда твои коллеги разбросаны по миру — это то еще приключение.

Так как у меня технический бэкграунд, я много времени уделяла бизнес составляющей работы продакта, чтобы закрыть эту слабую сторону. Я много общалась с нетехническими командами о специфике их работы с продуктом, а также о том, чем я могу им помочь.

Что самое сложное в работе менеджера по продукту?

Мне кажется, это зависит от сильных/слабых сторон конкретного человека и от позиции, на которой продакт менеджер работает.

В общем, самое сложное — найти баланс и расставлять приоритеты как для продукта, так и для себя лично. Умение говорить нет, сохраняя при этом отношения с людьми. Баланс риска и потенциальной выгоды. Работа продакт-менеджера состоит из огромного числа аспектов, поэтому сложно выделить что-то одно, победить это и быть молодцом.

Какие навыки считаешь самыми важными для менеджера продукта? Если бы сама выбирала сотрудника на эту должность, то на что обратила бы внимание?

Набор важных характеристик меняется в зависимости от вакансии и продукта. Кандидат может быть совершенно неподходящим для одной вакансии и просто золотом для другой.

При найме нужно понимать, что важно для этого продукта, команды, компании и составлять вакансию в соответствии с этими требованиями.

При устройстве на работу важно понимать не только свои сильные стороны, но и свои желания. В какой компании ты хочешь работать и на каком продукте.

Универсальными важными качествами для продакт-менеджера я считаю способность слышать, как клиентов, так и коллег, принимать решения в условиях неопределенности, доводить дело до конца.

Какие советы и рекомендации можешь дать новичкам? Как стать успешным, что нужно делать?

Мой главный совет — верить в себя. Я менторю в том числе тех, кто хочет перейти в продакты. Страх и отсутствие веры в себя съедает очень много энергии. Получается, что новичок что-то начинает делать, но на 30%, не вкладывается полностью, потому что не верит, что цель достижима. Верьте в себя и смело мчите вперед.

Ментор. Это очень важно и помогает двигаться вперед быстрее и избежать лишних маневров.

Обучение. Не переставайте учиться. Сразу внедряйте знания, полученные в процессе обучения. Не бойтесь задавать глупые или неудобные вопросы. Не принимайте на веру "мы всегда так делали".

Эмпатия. Люди нелогичны и часто удивляют даже самих себя. Эмпатия поможет залезть в чужую "шкуру" и понять другого человека. Это касается как коллег, так и клиентов.

Экспериментируйте, пробуйте новые подходы. Ошибайтесь быстро, делайте выводы и идите дальше. Ошибки - это неотъемлемая часть работы продакта.

Берегите себя. Выгорание — вещь неприятная и, к сожалению, настигает большинство продакт менеджеров. Не забывайте отдыхать и отвлекаться от работы.

Где искать менторов?

Везде. Но прежде всего нужно определить для себя цель. Зачем мне ментор? Чего я хочу достигнуть с ментором? Чего мне не хватает, чтобы достигнуть этого самостоятельно?

Ответы на эти вопросы помогут понять профиль человека, которого вы ищите в менторы. В зависимости от профиля могут меняться источники поиска информации.

Менторов может быть несколько. Не нужно искать человека из разряда швейцарский нож.

Вы смотрите обучающие вебинары, выступления на конференциях, митапах. Обратите внимание на спикеров, на тот опыт, которым они делятся, на те ценности, которые они пропагандируют. Среди спикеров могут быть ваши будущие менторы.

LinkedIn - там можно искать людей, смотреть, в каких компаниях они работают, какой опыт у них есть.

Запускаются новые платформы, где можно искать менторов. Например, недавно Women in Tech Russia запустили программу менторинга для девушек в ИТ.

Если вы планируете международную карьеру, лучше работать с ментором из другой страны. Например, для европейской карьеры можно выбрать The Mentoring Club или Women Tech Network Mentoring Program. Для американской карьеры могу посоветовать сообщества Product School, Product Manager HQ, Mind the Product, там есть отдельные ветки mentoring в Slack сообществах.

Быть продактом. Выпуск #10. Из тестировщика в продакт-менеджеры — Лилия Горбачик, Intermedia

Как начинающему менеджеру продукта получить первую работу? Где ее искать? На каких ресурсах? Как подойти к прохождению собеседования и выполнению тестовых заданий?

Самый простой способ — расти внутри продуктовой компании. Если такой возможности нет, то в ход должно идти все: сайты по поиску работы (hh.ru, geekjob.ru), телеграм-каналы с вакансиями, группы в Фейсбуке, конференции, митапы и обучающие платформы. На конференциях и митапах обычно есть какой-то канал с вакансиями, куда публикуют вакансии не только партнеры конференции, но и ее участники.

Очень важно развивать сеть профессиональных контактов. Добавляйте интересных людей в Facebook. Никогда не знаешь, откуда может прилететь отличная вакансия. Продакт-менеджеры часто публикуют вакансии в своем Facebook еще до того, как эта вакансия оформится официально и пойдет на сайт с вакансиями. Продакты рассказывают о своем опыте нанимающих менеджеров, это поможет вам заглянуть по ту сторону процесса.

Не молчите и расскажите о том, что вы в процессе поиска работы продактом. Есть шанс, что ваш знакомый вспомнит о вас в разговоре с тем, кто ищет начинающего продакта.

Многие начинающие продакт-менеджеры вначале начинают искать работу, не получают никаких откликов, и только потом задумываются о том, что, возможно, они что-то делают не так и нужно было готовиться. Не делайте так. На рынке начинающих продакт-менеджеров очень большая конкуренция. Вначале готовьтесь, потом начинайте искать работу.

Если вы без подготовки рассылали свое резюме (на которое не просили обратной связи) несколько месяцев, значит, вы отсекли для себя огромное количество компаний на ближайшие полгода-год.

Подготовьте резюме, найдите опытных продактов (нескольких), попросите обратную связь. Если вы взяли старое резюме, обновили заголовок на продакт-менеджера, то это за обновление резюме не считается.

Адаптируйте резюме под вакансию. Ваше резюме должно отвечать на вопросы: “Почему я самый лучший кандидат? и Какую пользу я принесу компании?” Идеальный вариант подаваться на вакансию через внутренних сотрудников, а не через сайт. Резюме, присланное сотрудником компании, обычно рассматривается более внимательно. Развивайте свою сеть контактов, чтобы иметь возможность подаваться через сотрудников компании.

Сейчас очень много бесплатных вебинаров и ресурсов, которые рассказывают о самых часто-задаваемых вопросах на собеседованиях. Составьте свой список вопросов. Напишите ответ на каждый вопрос. Именно напишите. Ответ в письменном виде позволит вам оценить качество ответа и дорабатывать его. Ответ должен быть компактным, структурированным. Для этого отлично подходит STAR метод - Situation, Task, Action, Result.

Тестовые задания — ваш шанс проявить себя, показать, как вы мыслите и к каким выводам приходите. Поэтому очень важно иметь структуру, не брать выводы из воздуха, не отправлять сочинение в 10 томах. Лучше всего заранее поискать примеры тестовых заданий, набить на них руку, получить обратную связь от опытных продактов.

Самое смешное, что огромное количество кандидатов, получив тестовое задание, толком не читают его и начинают делать какое-то свое задание или пытаются копировать части из своих прошлых выполненных тестовых заданий.

Задавайте вопросы, уточняйте задание. Если вы задаете вопросы, это не ухудшает мнение о вас, как о кандидате.

Какие советы можно дать менеджерам продуктов для дальнейшего роста?

Составляйте карьерный план. Это очень полезное упражнение позволит определить свою цель и развиваться в заданном направлении, а не хаотично. Обсудите карьерный план со своим начальником, потому что ваши ожидания могут не совпадать. Например, вы начали изучать питон для визуализации данных, чтобы получить повышение. А ваш начальник может сказать, что для того, чтобы двигаться вперед вам нужно уделить внимание своим коммуникационным навыкам и умению находить общий язык.

Обсуждение плана с начальником может показать, что вам не подходит текущая компания для ваших целей. И это тоже нормально. Понимание этого факта — это первый шаг к вашим целям.

Быть продактом. Выпуск #10. Из тестировщика в продакт-менеджеры — Лилия Горбачик, Intermedia

Какие советы можешь дать по предупреждению выгорания?

Относитесь к себе, своему здоровью, своей личной жизни как вы относитесь к своим продуктам: мониторьте, улучшайте, заботьтесь.

Вы же не отменяете запуск продукта, потому что нет настроения или времени? Нет, конечно. Раз вы не отменяете запуски продуктов, то не урезайте сон, отдых, не отменяйте посещение врача.

Планируйте отдых, личные дела наравне с рабочими, выделяйте под это время. Если не забронировать время, то это время обязательно куда-то утечет. Потом и не вспомнишь куда. Старайтесь следить за планом на неделю, месяц, квартал, делайте ревизии своего расписания.

Еще раз в квартал делайте контрольные замеры. В течении недели записывайте все, что делаете. Очень полезно узнать, чем ты на самом деле занимаешься и как твои представления о себе отличаются от реальности.

Регулярно задайте себе вопросы, которые могут дать представление о том, где вы находитесь относительно выгорания:

  • Успеваю ли я отдохнуть за выходные? Если нет, то это тревожный знак, значит усталость будет накапливаться.
  • Приносит ли моя работа удовольствие?
  • Что меня заряжает энергией и что ее высасывает? Можно ли от этих дел избавиться, делегировать?
  • Что я хочу сделать, но у меня не хватает на это времени?
  • Когда я в последний раз встречалась с друзьями?
  • Когда был последний отпуск? Один раз мой начальник спросил меня, когда я последний раз была в отпуске и я поняла, что не помню, потому что давно это было.
  • Сложно ли мне переключиться после рабочего дня?
  • Просыпаюсь ли я с мыслями о работе?

Ответы на эти вопросы помогут вам понять, всё ли в порядке.

55
1 комментарий

Кто-нибудь встречался с обратным кейсом: из продакта в тестировщики? Ищу таких)

Ответить