{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

«Подношу эксели и клепаю дашборды»: за что действительно должна отвечать команда аналитики

Рассказываю, как не похоронить свой дата-отдел под таблицами с кучей цифр.

Что случается, если каждый день трясти с аналитика какую-нибудь табличку @innubis

Привет, меня зовут Дима Зборовский, я вице-президент по аналитике и эффективности платформы в СберМаркете (экс-Instamart). Три года назад я пришел сюда из Яндекс.Go — чтобы собрать дата-отдел.

Мне всегда хотелось, чтобы аналитика перестала быть сервисной функцией, которая просто обслуживает бизнес. Ни одна из компаний, где я работал или к которым присматривался, не делала свой дата-отдел фронт-офисом или полноправным бизнес-юнитом. Ребята отвечали за какие-то метрики, снабжали бизнес инсайтами, помогали проверять гипотезы, но конечные решения все равно принимали другие люди. Все лавры тоже доставались им.

Один топ-менеджер крупной почтовой IT-компании в личном разговоре вздохнул, грустно покачивая головой: «У нас, к сожалению, не отдел аналитики, а отдел статистики. Ребята умные, но не получается качественно вовлечь в развитие бизнеса».

Здесь важно сразу договориться о парадигме. Аналитик — не тот, кто просто владеет инструментами Python и SQL. А тот, кто может взять лидерство над какой-то проблемой или процессом, структурировать дерево решений, накидать гипотезы, собрать данные для подтверждения или опровержения, а потом еще и презентовать результат. Ну не круто ли? К сожалению, чаще всего аналитиков привлекают лишь на этапе подготовки данных. Это неправильно.

За что может отвечать команда аналитики

Когда команда аналитики в Instamart только создавалась, мы сразу обсудили с СЕО, что будем отвечать за бизнесовые показатели. Вплоть до ответственности перед советом директоров. В один момент мы даже стали называть вакансии как «Аналитик/PM».

Если нажать fast forward >> на 3 года, то сейчас наша команда Data&Growth, помимо стандартных вещей вроде DWH, BI и так далее, отвечает за:

  • Прибыльность компании. Да, прямо за целый блок в бюджете. С нами Instamart впервые в истории фудтеха вышел на операционную прибыльность, после чего привлек самый крупный в своей жизни раунд инвестиций — впоследствии став частью экосистемы Сбера. Про это есть небольшое видео c ProductSense.
  • Retention. Одна из важнейших метрик любой компании. Наш директор по аналитике Ришат возглавил кроссфункциональную команду из продактов, финансистов, маркетологов и других спецов, за год увеличил метрику в 2,5 раза.
  • OKR. Да-да, это вообще не про аналитику (поэтому мы взяли более широкое название команды). Зато про использование самого главного преимущества аналитиков перед другими департаментами: на команде сходятся все информационные потоки. Аналитики всегда вертикально пронизывают всю оргструктуру, поэтому наш отдел — лучшее место для консолидации и лидирования таких кроссфункциональных проектов. Кто лучше аналитиков, которые видят самые мелкие детали каждой команды, может проверить и настроить цели всей компании на квартал?
  • Персонализация. На уровне компании мы решили, что эту функцию надо строить снизу-вверх: от данных. Пока только начинаем этим заниматься.
  • Проведение экспериментов. Чтобы передавать команде продукта уже проверенные и протестированные через MVP гипотезы, надо, чтобы кто-то проводил эксперименты и при этом не отбирал слишком много ресурсов от основного бэклога. Аналитики могут через Python и сторонние API за пару дней сделать маленький сервис, запустить эксперимент и собрать ценные данные, которые сэкономят огромное количество часов при проектировании и разработке готового продукта.

Как раскрыть потенциал Analytics/DS-команды

Лидировать важные куски бизнеса — круто. Но сервисность тоже никуда не уходит: важно поддерживать компанию аналитической инфраструктурой и распространять data-driven культуру. Дашборды действительно упрощают ежедневную жизнь, а чистота данных для бизнеса — та гигиена, без которой ничего не построить.

Что нужно дата-сайентистам, чтобы превратиться в ценный отдел:

  1. Обязательное подчинение напрямую СЕО. Цифры из каждого домена для лидера компании — один из самых ценных фидбек-каналов. Если функция подчиняется кому-то другому, то становится обычной сервисной единицей без намеков на великие дела.
  2. Брать лидерство в кроссфункциональных проектах, где нужно участие сразу нескольких отдельных департаментов. У себя внутри команды мы даже сделали новое направление BizOps, но об этом расскажем позже. Никто лучше вас не поможет компании в таких задачках.
  3. Команда должна быть построена по типу гильдии. Со своим процессом планирования, кросс-ревью, опылением мудростью, обучением друг друга, общими правилами использования инфраструктуры, принципами и ценностями. Тут важен баланс. Команда не должна быть полностью централизована и иметь только одно окно для входящих запросов. Это убивает скорость: ребятам не удаётся наработать бизнес-экспертизу. Полностью децентрализовать тоже нельзя: без общего руководителя не будет консистентности в метриках и данных.

  4. Нужно спорить. Соглашаться всегда проще всего. Пусть аналитики будут тем критическим центром, в который СЕО и остальная команда приходят за альтернативным мнением.
  5. Вместо того, чтобы ловить «рыбу» за других, стоит раздать всем «‎удочки»‎. Чтобы дать себе время на развитие бизнеса и поиск точек роста, убедитесь, что хотя бы 80% аналитических вопросов люди из других отделов могут решить самостоятельно — через интерфейсы.

  6. Правильное позиционирование. Аналитики — это проджект- и бизнес-лидеры, у которых, ко всему прочему, есть крутой технический инструментарий. Которые позволяют ребятам быть практически полностью автономными.

Мы не знаем, что будет через десять лет, но точно знаем, чего не будет — не будет меньше данных. Роль аналитиков растет каждый год. И очень быстро. Пришла пора менять порядки: дата-отдел может и должен стать основой любого бизнеса.

0
7 комментариев
Написать комментарий...
Sergey T

Данные люблю и уважаю, но подача и мироощущение функцией своей важности слегка завышены. Так каждое функц подразделение, пожалуй, о своей роли сможет обосновать,  каждый непременно должен подчиняться СЕО. Я в своё время когда возглавлял внутренний аудит  в далеко не последней бизнес-группе (супер независимый, подчищающийся прямо КА Совета директоров) тоже был уверен, что без нас и наших супер-инсайтов бизнес точно прибыль не получит, реализуются все риски, но они как-то умудрялись и сами справляться ; до сих пор «удивляюсь» как же они смогли? :))))

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Зборовский
Автор

Сергей, спасибо за личный пример! Соглашусь в целом

Мой (не очень богатый) карьерный опыт показывает, что когда ребята, умеющие профессионально работать с данными, берут проекты, то эти проекты в среднем получаются всегда лучше, чем когда их ведут обычные "проджекты"
Колонкой хотел донести мысль, что как минимум не стоит списывать аналитиков со счетов при выборе лидера на бизнес-процесс какой-то. А как максимум - рассматривать в числе первых кандидатов на роль :)

А вообще, думаю, что в этом вопросе никогда не обходится без личных амбиций самого руководителя ;)

Ответить
Развернуть ветку
Maxim Patshin

Так или иначе, каждый человек "из бизнеса" делает ту же самую аналитику, но обычно на базовом уровне или только в рамках своей зоны досягаемости — бейзлайн обычно справляется с основной массой задач, поэтому без аналитиков зачастую можно обойтись.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Ситало

и скорее всего более эффективно, чем команда аналитиков

Ответить
Развернуть ветку
Кирилл

Я вице-президент своего компьютерного стола. Пришел сюда с кухни.

Ответить
Развернуть ветку
Maxim Patshin

Дмитрий, спасибо за опыт, рад слышать что в индустрии есть команды, которые имеют больше веса внутри корпорации. Не думаете, что в итоге у вас сильное размытие команды произошло в направление продактов/дата инженеров? Так и не понял, DS те же самые инкубируются в бизнес-команды или работают в MFT с аналитиком-"бизнес-лидером" под крылом? В рабочей неделе ~40 часов, с трудом представляю себе универсалов, которые могли бы и в ведение проекта, и в стейкхолдер менеджмент, и данные подготовить, а еще тесты написать за одну неделю, при этом не проседая в качестве в одной из сфер.

Ришату привет ;)

Ответить
Развернуть ветку
Лола Александрова

Дима, спасибо за статью! Мне понравился пункт про "удочку", возможно тут как раз кроется секрет, как уйти от сервисной функции к бизнес-юниту. А подчинение непосредственно CEO, думаю, добавляет беспристрастности расчетам.  

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Раскрывать всегда