«Год назад я была стажёром, а сейчас — руковожу разработкой ИИ-помощника и запускаю технологичные пилоты»

Делимся историей Ольги Гусевой из Альфа-Банка.

«Год назад я была стажёром, а сейчас — руковожу разработкой ИИ-помощника и запускаю технологичные пилоты»

Стремительная карьера в крупной международной компании — от стажёра до руководителя — популярный сюжет для голливудского фильма. Кажется, что в жизни такое случается куда реже: в основном мы слышим о стартаперах из гаража, собирающих многомиллиардный бизнес на коленке, а не о скромных рядовых сотрудниках, которые оказываются в кресле управленца.

Но, по меткому выражению Оскара Уайльда, жизнь имитирует искусство куда больше, чем искусство — жизнь. И в Альфа-Банке этому тезису нашли уверенное подтверждение. Как минимум в лице Ольги Гусевой, которая пришла в банк на «бумажную работу», а осталась — стратегом-инноватором в передовой команде с собственной экспертизой.

«На моё место было 382 человека»

Как и во многих других крупных компаниях, в Альфа-Банке действует программа стажировок для студентов или тех, кто совсем недавно выпустился из вуза. Ситуация win-win для обеих сторон: молодые специалисты получают опыт, которого от них так ждут на любой вакансии; банк получает новых сотрудников с горящими глазами и свежими идеями.

Программа стажировок называется Стажировки Альфа-Будущее и проходит круглый год. Кандидат сам выбирает направление (или несколько), которое ему интересно, и подаёт заявку на участие. При этом всем прошедшим отбор банк гарантирует трудоустройство в программе, оплату труда и даже ДМС. А лучших по окончании стажировки приглашает на полноценную работу в компанию.

Но чтобы попасть на стажировку, нужно пройти серьёзный отбор, который состоит из нескольких этапов. Сначала собеседование: если анкета понравилась, студента зовут на встречу — пообщаться, чтобы проверить навыки, расспросить о планах и целях.

Если общение прошло успешно, будущего стажёра ждёт набор тестовых заданий (каждое направление имеет свои индивидуальные этапы отбора — где-то тестовых заданий может не быть вовсе, или их меньше). В нашем случае, во-первых, нужно собрать презентацию из трёх самых трендовых технологий и их применения в финтехе, российских и зарубежных. Во-вторых, показать навыки работы в Excel, потому что креатив креативом, а повседневную работу никто не отменял. В-третьих, продемонстрировать навыки продуктового мышления и упаковать поверхностную идею в полноценный эксперимент с гипотезой, метриками успешности и ходом тестирования. И всё это, конечно, в конкуренции с другими кандидатами.

«Уже после всех испытаний мне сказали, что на моё место было 382 человека», — вспоминает Ольга Гусева, та самая стажёрка, которая справилась со всеми заданиями.

Одна на миллион

На стажировку Ольга пришла в сентябре 2024 года в возрасте 22 лет. Она закончила бакалавриат по проектному управлению в РАНХиГС, поступила туда же в магистратуру и искала компанию для старта карьеры.

«К тому времени я не работала постоянно. Я брала на фрилансе какие-то проекты со своими подругами-коллегами: разработка маркетинговой стратегии, построение финансовых моделей. Но корпоративного опыта у меня не было, и я совершенно не знала, чего от него ожидать», — говорит она.

«Год назад я была стажёром, а сейчас — руковожу разработкой ИИ-помощника и запускаю технологичные пилоты»

По словам Ольги, она изначально искала именно стажировку, подавалась в несколько крупных компаний, но больше всего хотела в Альфу. А ещё банк ответил первым из всех.

В это же время в Альфа-Банке искал себе стажёра Офис инноваций — команда, которая занимается поиском, отбором и внедрением передовых технологий, инструментов и практик в работу компании.

Екатерина Соловьева, руководитель Офиса, рассказывает, что стажёра искали для «саппортной» работы, но не просто «перекладывать бумажки», а помогать обрабатывать заявки для команды, вести учёт всех поступающих идей, держать связь с их авторами, ну и немного участвовать в отборе финальных «стартапов».

Долго ждали, смотрели, выбирали, а потом нашли Олю среди тех самых почти четырёх сотен кандидатов. Кстати, большим плюсом стажёрки стало отличное владение инфографикой и презентациями.

Помощник для Помощника

«Первое время было довольно тяжело. Работа была сразу очень динамичная, причем внутри одной небольшой команды надо было следить за несколькими направлениями — сходу было сложновато сориентироваться, что к чему», — вспоминает Ольга.

Помогали опытные коллеги из Офиса инноваций. «К своим наставникам я могла обратиться с любым вопросом», — говорит она. По её словам, стажёрам в целом давали много самостоятельности, но и проверяли результаты на каждом этапе.

Как и обещали, работа была в основном бумажная: оформлять договоры, заполнять таблички, актуализировать информацию в базах. Всё это в рамках нового продукта, который на этот раз придумал и делал сам Офис инноваций.

Речь шла о глобальном ИИ-ассистенте, который помогает сотрудникам превращать идеи в рабочие прототипы — от концепции до реализации.

«К нам поступает очень много инициатив, и авторам идей на каждом этапе нужна поддержка — от первых шагов до запуска пилота. Люди постоянно задают вопросы: “Что делать дальше?”, “Как согласовать запуск идеи?”, “Где взять бюджет на пилот?”, “К кому идти за архитектурой?”, “Где найти партнёра?” Ответы на всё это отнимают много времени. Поэтому мы и решили создать ИИ-ассистента, который на основе нашей базы знаний и накопленного опыта будет давать чёткие инструкции и направлять авторов идей на каждом этапе», — объясняет Ольга.

Изначально помощник задумывался как интеллектуальная база знаний. Автор идеи задаёт вопрос — например, как согласовать пилот или где найти бюджет — и получает краткий ответ с ссылкой на актуальный регламент или инструкцию. Такой подход основан на технологии RAG (Retrieval-Augmented Generation) — это когда ИИ формирует ответ, опираясь на информацию, найденную в корпоративной базе знаний.

Однако быстро стало понятно, что этого мало. И нейронку стали обучать более сложным вещам. Например, Ольга написала несколько промптов, которые помогают авторам идей в составлении продуктовых гипотез: жизнеспособна ли сама идея? Какие задачи она решает? По каким метрикам можно посмотреть её эффективность?

«Год назад я была стажёром, а сейчас — руковожу разработкой ИИ-помощника и запускаю технологичные пилоты»

«Бизнес не всегда знает, с чего начать и как провести пилот так, чтобы он дал полезный результат. Помощник помогает сформулировать гипотезу, задать правильные метрики и выстроить ход эксперимента — чтобы тестирование действительно имело смысл и ресурсы не были потрачены зря», — поясняет вчерашняя стажёрка.

Помимо этого, Ольга работает с внедрением ещё одного ассистента, который буквально помогает составить грамотный договор: «Очень многие вообще никогда не имели дела с такими бумагами. Они айтишники, а не специалисты по договорам. Не знают, какую вообще форму договора выбрать, куда всё это «заводить», с кем согласовывать, как отвечать на комментарии юристов. У нас есть, конечно, специалисты, которые занимаются договорами, но у них тоже очень много работы. На каждый проект не выдернешь».

В общем, «текстовый поисковик», который существовал как концепция, с приходом Ольги превратился в реально работающую интеллектуальную базу знаний с живой обратной связью. Но даже это стало только началом ещё большей задачи.

Полгода до кресла

Сейчас Ольга Гусева, меньше года назад пришедшая в Альфа-Банк на стажировку, по сути, руководит разработкой этого нового ИИ-помощника и множеством других инновационных проектов от разных бизнес-направлений банка в команде Офиса инноваций. По словам её коллег, то, что Олю надо брать в штат, стало ясно уже через несколько месяцев работы. Этот случай они называют «очень редким, по крайней мере для корпораций». Но не потому, что в природе мало талантливых новичков.

«Справедливости ради, Оля — уникум, так что нам повезло с ней найти другу друга и вот так “сшиться”. Обычно стажёров нагружают исполнительскими функциями и не ждут от них больших прорывов “здесь и сейчас”. Талантливые ребята иногда начинают от этого скучать и часто пропускают возможность проявить себя», — говорит Екатерина Соловьева.

Она добавляет, что новичкам нужно не бояться проявлять себя, пробивать себе дорогу, а командам — постоянно «замерять температуру» стажёров: «Конечно, нужно вести диалог, выяснять у человека, чем он вдохновляется, что его драйвит, и смотреть на его результаты».

Сама Ольга с этим соглашается, и советует таким же как она «мыслить не процессом, а результатом».

«Не надо бояться менять что-то вокруг — ломать рамки или существующие процессы. Если думать только над процессом и над тем, как ты работаешь, а не что создаешь, это никогда не приведёт ни к прорыву, ни к инновации. Пожалуй, это мой главный инсайт», — резюмирует она.

60
57
1
72 комментария