Корпоративные ценности лидеров рынка: на практике, а не на бумаге

17 октября вышло свежее исследование Happy Values Report — 2025.

Корпоративные ценности в 2025 году — это не просто «раздел на сайте» и «плакаты в офисе». Принципы компании должны реально применяться в работе, а еще «откликаться» потенциальным и текущим сотрудникам. Чтобы первые хотели трудоустроиться, а вторые — оставаться на своем месте. Руководители понимают тенденцию и стремятся сформировать ценности компаний понятно, точно и применимо к работе.

Корпоративные ценности лидеров рынка: на практике, а не на бумаге

Это подтверждают результаты исследования «Корпоративные ценности крупнейших компаний России», проведенного Андреем Вебером, основателем «Культуры счастья», совместно с командой «ЕВМ». Данное экспресс-исследование было подготовлено и проведено специально для ежегодного мероприятия HappyBoss Forum-2025, которое также приурочено к международному дню руководителя — 16 октября.

«Наше исследование показало, что немногие компании транслируют свои ценности во внешний мир: клиентам, партнёрам, сообществу. А если и делают это, то чаще всего скучно, обезличенно, без души. За словами «ответственность», «команда» и «качество» - тишина. Нет истории, нет эмоции, нет смысла, который вдохновляет людей внутри и притягивает людей снаружи».

Андрей Вебер, основатель «Культуры счастья»

У 25% успешных российских компаний не прописаны корпоративные ценности

В ходе исследования изучались компании, входящие в рейтинга Forbes – «100 крупнейших компаний России по чистой прибыли — 2024». В их числе — «Роснефть», «Сбер», «X5 Group».

Среди них у четверти компаний не сформулированы ценности. Все они — из середины или конца рейтинга. В основном это предприятия строительной отрасли.

При этом выявлено, что у 75% успешных российских компаний прописаны корпоративные ценности. Причем их называют не только так. Другие обозначения — принципы, стандарты, ориентиры.

Топ-10 ценностей успешных компаний: безопасность, команда, люди

Самые часто упоминаемые компаниями ценности:

  1. «Безопасность»;
  2. «Ответственность»;
  3. «Команда»;
  4. «Эффективность»;
  5. «Клиент»;
  6. «Честность»;
  7. «Уважение и забота»;
  8. «Люди (кадры, сотрудники)»;
  9. «Профессионализм»;
  10. «Результат / результативность».

«Компании разных отраслей и масштабов даже во времена постоянной трансформации не боятся включать в периметр своей корпоративной культуры общечеловеческие, универсальные ценности, которые нередко и звучат-то не по-бизнесовому. В центре внимания такой корпоративной культуры человек (а не работник и даже не сотрудник), отношения, любовь, счастье, забота. Эти глубокие, не сиюминутные ценности лучшие компании выбирают и культивируют потому, что их руководители и собственники понимают: именно в этом устойчивость, глубинная стабильность».

Евгений Мачнев, генеральный директор «ЕВМ»

Корпоративные ценности успешных компаний зафиксированы: почти у 40% — в нормативных актах

Принципы 36% компаний из рейтинга задокументированы во внутренних нормативных актах. К таким компаниям относится большинство из первых четырех десятков рейтинга.

У 24% компаний корпоративные ценности рассматриваются как часть стратегии. У них информация о ценностях находится во вкладках с названиями: «Стратегия компании», «Миссия», «Ценности» и т.п. У 12% компаний — в разделах «О компании», «О группе» и т.п. У 10% — в блоках сайтов «Устойчивое развитие».

Корпоративные ценности остальных компаний размещены в годовых отчетах, разделах, посвященным карьере в компании, в блоке «О корпоративном управлении».

Это говорит о том, что большинство успешных компаний открыто заявляют о своих ценностях. А многие — отображают их во внутренних нормативных актах.

Зачем это бизнесу: 76 % сотрудников готовы снизить доход ради работы в компании с комфортной культурой

Для компаний корпоративные ценности — это инструмент управления культурой, повышения лояльности и удержания кадров. Для клиентов — сигнал доверия. Для партнёров и инвесторов — показатель предсказуемости и снижения рисков. Для сотрудников — ориентир и чувство принадлежности

Согласно данным исследований ЦСП «Платформа» и Calltouch, 76 % сотрудников готовы снизить доход ради работы в компании с комфортной культурой. Если в этой точке развития не происходит, то компании будут вынуждены доплачивать специалистам ради их удержания. Самыми важными соискатели назвали следующие ценности: высокая самостоятельность, дружный коллектив и неглубокая иерархия управления.

Что бизнес говорит про корпоративные ценности: сотрудники не применяют, а руководители не соответствуют

В ходе исследования проведены интервью с 30 руководителями, отвечающими за HR. В их числе — представители нескольких компаний, входящих в топ-100 Forbes.

«Переживаем редизайн»

4 компании либо недавно завершили «переоценку ценностей», либо пока в процессе. В основном они сокращают формулировки ценностей — чтобы сотрудники легче их воспринимали, запоминали и использовали.

«В московском офисе знать их хорошо и приятно, а работая на морозе не всегда…»

На вопрос о том, применяют ли сотрудники ценности компании, большинство руководителей ответили с сомнением. Многие специалисты знают ценности компании, но мало кто действительно работает по ним.

«Ценности становятся токсичными, если руководители не живут по ним»

Большая проблема — высшие руководящие составы компаний сами не следуют ее ценностям. Соответственно, это не хотят делать и сотрудники. Почти все участники исследования отметили, что сталкивались с такой проблемой.

Как успешные компании формируют ценности: долго и разными способами

Сбер (2-я строчка Forbes 2024, 1-я в 2025)

Ценности Сбера сформированы, начиная с 2014 года, через диалог с сотрудниками. Компания выделила ключевые принципы — «Я — лидер», «Мы — команда», «Всё для клиента» — которые отражают реальный опыт и интегрированы в HR-процессы. Особое внимание уделяется оценке не только результатов, но и способов их достижения. Создана группа лидеров корпоративной культуры для поддержки и подачи примера другим.

Газпромбанк (14-я строчка Forbes 2024 и 2025)

Газпромбанк систематизировал ценности в 2020 году. Компания продвигала принципы как масштабный маркетинговый проект внутри компании с кастомизацией форматов под разные аудитории. Использовались онлайн- и офлайн-активности, геймификация и сегментация сотрудников. В результате повысился уровень понимания и разделения ценностей: проактивности, открытости, ответственности, участия и внимания к людям.

Авито (57-я строчка Forbes 2024)

Компания создала «Манифест» — документ с пятью ключевыми ценностями, которые регулярно адаптируются под развитие бизнеса. Манифест служит ориентиром для сотрудников всех уровней и интегрирован в HR-процессы, включая найм и оценку Culture-fit. Эффективность инструмента проверили через фокус-группы, интервью и обучение рекрутеров.

Вывод

Корпоративные ценности стали частью управленческой системы. Это понимают многие успешные компании. Те бизнесы, которые научатся не просто формулировать ценности, а реально работать по ним, выиграют в лояльности, устойчивости и способности адаптироваться к кризисам.

«В жизни каждой компании наступает момент, когда привычные подходы больше не работают как прежде, а метрики перестают в полной мере объяснять, почему все так происходит. И тогда мы становимся свидетелями — а чаще агентами — настоящих системных изменений. Это исследование подтверждает — сегодняшняя корпоративная среда находится в таком переходе. Бизнес становится ориентирован на человека: его состояние становится «датчиком» культуры. Лидер должен создавать не только результат, но и среду, в которой этот результат достигается. Следующий этап развития корпоративных культур — интеграция человекоцентричности и технологий. Компании, которые смогут соединить технологическую эффективность с культурой уважения, доверия и развития людей, смогут расти осмысленно и устойчиво».

Ксения Винцюнене, СЕО «Просебя» (входит в Группу Ренессанс страхование)

Ознакомиться с полной версией отчета можно по ссылке.

1
1 комментарий