Выбираем лучшее направление дизайна в 2026 году
Скоро наступит 2026 год, и многие задумываются не то что о смене работы, а о смене целой профессии. Похвально! И если ваш выбор пал на дизайн (похвально x2), то вы наверняка удивлены от количества направлений, существующих в тесной взаимосвязи в рамках одной дисциплины.
В этой статье я постараюсь раскидать самые популярные дизайн-профессии, исходя из: сложности освоения, зарплаты и востребованности на рынке.
*Для упрощения анализа и восприятия я объединил 3D и Моушн дизайн в одно направление, так как часто эти компетенции закрываются одним специалистом.
**А еще я позволил себе наглость объединить UI/UX и веб-дизайнеров. Сделал это потому что границы навыков сейчас сильно размываются и куда целесообразнее отдельно выделить именно продуктовых дизайнеров. Спасибо за понимание.
Рыночек порешал
Итак, начнем выбор с основ. А что там на HH ru?
Удивлены? Графические дизайнеры все еще больше остальных нужны бизнесам. Объясняется это следующим:
- У них большой пул задач. В то время как веб и UI/UX дизайнеры рисуют почти только интерфейсы, графические делают практически все: от логотипов до баннеров и визиток.
- Малому бизнесу нужен (если вообще нужен) один дизайнер на все виды задач. Они нанимают одного графического дизайнера и он делает все задачи в соло.
На втором месте, кстати, расположились диджитал дизайнеры (веб и UI/UX), к ним, в теории, можно было бы отнести и продуктовых дизайнеров, но мы разберемся с этим позже.
Глава 1. «Смешались в кучу кони, люди»: графический дизайн
Итак, вы твердо решили встать на путь профессии дизайнера. Жена не понимает, чем вы будете кормить семью, мать жалеет о неоконченном высшем на токаря, а брат зовет на завод «по блату».
И вот вы уже вбиваете в поиск: Средняя зарплата графического дизайнера в России в 2025 году и...
А может все таки?...
Не спеши расстраиваться, студент. В этой дырявой профессии хватает нытиков! А если серьезно, то З/П 90 000 рублей получают дизайнеры с опытом не более 3 лет. Например, можно привести и такие доходы:
А вот 400к уже неплохо, да ? И я так считаю. Все еще ниже, чем у токаря, но зато можно работать дома на диване, попивая тыквенный латте, а убиваться на заводе, параллельно узнавая все новые красоты северной России.
Но готовы ли вы 10 лет подряд (!), не меняя направление (!), от звонка до звонка рисовать логотипчики и баннеры — вопрос.
Плюсы направления
Главное и основное — легко вкатиться в дизайн как в направление. Раньше все дизайнеры так или иначе были выходцами именно из графического дизайна. Сам я это время не застал, а говорю лишь из уст арт-директоров, которые успели поработать в индустрии 15-20 лет. Потом, с развитием интернета, графические дизайнеры меняли иллюстратор на фотошоп и фигму (храни ее боже), графические планшеты на макбуки, а агентства на корпорации с бесплатной едой по бейджикам (господи храни коммунизм).
Из минусов
Многие задачи графического дизайнера скоро смогут частично заменить нейросети. Поэтому, если вы не планируете расти в профессии 5+ лет, то я бы смотрел в сторону других направлений.
Потолок З/П зачастую ниже, чем у других направлений. Это, опять же, вытекает из огромного количества графических дизайнеров на рынке.
Перспективы
Графические дизайнеры, способные закрывать узкие скиллы (иллюстрации, нативное 3D и т.д.) с помощью нейросетей будут более востребованы. Активно развивается коммуникационный дизайн — направление, которое отвечает за эффективную передачу информации через визуальные решения, которые формируют нужное восприятие продукта или услуги.
Глава 2. «Быстрый и объемный»: моушн и 3D дизайн
Не нравится рисовать плоскую графику? Хочется оживить статичные макеты? Моушн и 3D — отличный выбор! НО. Как по мне, это одно из самых сложных направлений для освоения. Поставьте рядом два ноутбука с открытой фигмой на одном и открытым афтер эффектом на другом и сравните.
Спокойно, CGI-артисты, это называется черный юмор. Ладно, а какие деньги нам предлагают за потраченные месяцы на изучение сложного инструментария?
Кажется, что это даже ниже, чем у графических. Но не спешите вешать нос и возвращать деньги за купленные курсы. По своему опыту изучения рынка и вакансий скажу: 3D и моушн дизайнеры, в среднем, все таки зарабатывают чуть больше графических. Но и освоить профессию, как я уже говорил, гораздо сложнее.
Скажу уточню: мне сложно говорить о плюсах и минусах направления как таковых, так как за его развитием я наблюдаю лишь через дырку в заборе, но постараюсь опереться на более-менее объективные факты.
Плюсы направления
Можно делать реально классные и красивые штуки, которые могут разойтись по соцсетям и медиа. В эпоху тиктоков и рилсов люди привыкли к коротким видео, и тут открывается непаханое поле для создания контента. Взять, например, Vertex CGI. Да, они используют нейросети для генерации роликов, но чем вы хуже? Миллионы просмотров не заставят себя долго ждать.
Минусы направления
Тема нейросетей подкралась незаметно, но нельзя обходить ее стороной. Уже сейчас нейросети могут генерировать сложные 3D сцены (пример кейса Альфа Банка), а также классный и масштабный моушн (вспоминаем Vertex).
Я, как дизайнер интерфейсов, сам зачастую использую нейросети для генерации моушена и 3D для сайтов и приложений. И они очень даже неплохо справляются! Правда процесс может занимать до нескольких дней, но это ведь всяко лучше, чем держать еще одного дизайнера и исправно платить ему каждый месяц. Лучше же?...
В общем, понятное дело, что о полной замене таких дизайнеров нейросетями не идет. Они (нейросети) все еще слишком глупые, чтобы дать тебе то, что ты хочешь с 1-2 раза. Но ходить и оглядываться точно стоит.
Перспективы
Будут точно востребованы в продакшн студиях полного цикла. Можно предположить, что легким 3D и моушеном будут заниматься нейросети (на это неточно).
Глава 3. «А сайты сейчас вообще кому-то нужны?»: веб и UI/UX дизайн
Вот мы и добрались до направления, в котором сейчас работает автор (я). Постараюсь писать объективно и по делу, даже если во время написания на глазах будут наступать слезы, а колени чуть пошатываться.
Начнем с рыночка:
Яндекс выдал мне какой-то бред по запросу, но я нашел более-менее объективные данные. Помните? Тут все объективно.
Средняя зарплата чуть больше, чем у прошлых направлений. Уже радует. Но помните: деньги не главное! Если вы будете выбирать направление только исходя из будущей З/П, то лучше идите работать токарем. Денег много, а вахту можно и потерпеть.
Плюсы направления
Зарплаты в среднем выше, чем у других направлений профессии. Но тут стоит понимать, что графический дизайнер в большом (зеленом) банке будет получать выше, чем UI/UX дизайнер в агентстве с таким же опытом.
Возможность относительно легкого роста в продуктового дизайнера.
Возможность запускать собственные диджитал продукты. А появление вайб-кодинга открыло многим дизайнерам путь в развитие собственных стартапов.
Минусы профессии
Снижение востребованности сайтов на рынке. Тренд, который будет преследовать наш ближайшие несколько лет, а дальше посмотрим. На это есть куча факторов. Временных: например нестабильная экономическая ситуация. И долгосрочных: появление конструкторов сайтов, позволяющих создать простенький сайт за пару тысяч и 1 день. Предпочтение заказчиков закрывать задачи полным циклом (например: заказали в агентстве рекламу, а к нему докрутили диджитал-продакшн в том же агентстве). Это приведет к тому, что большие агентства будут забирать все большую долю рынка. А меленькие агентства будут собирать крошки.
Перспективы
Перспективы у веб и UI/UX дизайнеров в целом остаются относительно хорошими. Есть как минимум несколько путей развития:
1. Работа в агентстве или студии. Если вам нравится делать креативные сайты и работать над разными задачами — это точно ваш выбор.
2. Переквалификация в продуктового дизайнера. Иногда для этого приходится пройти дополнительные курсы (в основном по исследованиям), а иногда этого вовсе не требуется. Все зависит от вашего портфолио.
3. Создать и развивать собственный продукт.
В общем, каждый найдет найдет свое. Но помните: у самурая нет цели, есть только путь.
Глава 4. «Сын маминой подруги»: продуктовый дизайн
На конец оставил самое сладкое и сочное. Одно из самых популярных и востребованных направлений не только в дизайне, но и во всем айти. Синтез прекрасного и исследовательского — продуктовый дизайн!
Профессия с самой высокой средней зарплатой на рынке:
212 тысяч, неплохо. В два раза больше средней по стране. Но мы то все понимаем, что работать продуктовым дизайнером вам, скорее всего, придется в Москве или Питере. Или, если вы веселый и находчивый, то можете получать еще больше на валютной удаленке.
Как вообще попадают в профессию? Есть 2 основных пути:
1. Придти на стажировку сразу на продуктового дизайнера. Что довольно сложно, учитывая высокую конкуренцию на такие вакансии. Но если вы вундеркинд или выпускник ВШЭ с красным дипломом — дерзайте!
2. Как я уже писал выше: переход из UI/UX дизайнера в продуктового. Это один из самых популярных путей, чтобы попасть на эту позицию. Выглядит это примерно так: вы работаете в студии 2-3 года, набираете себе классное и сильное портфолио, а потом приходите в большой (зеленый, красный, желтый, синий) банк и просите З/П X2, бесплатное питание, спортзал, психолога, водителя и т. д.
Плюсы профессии
Актуальность и востребованность. Многие крупные компании сейчас активно набирают продуктовых дизайнеров в штат. Оно и понятно: визуально привлекательный и хорошо спроектированный интерфейс может принести бизнесу миллионы. В ближайшие годы смены тенденции не предвидится.
Высокая зарплата. Не относительно других направлений, а прямо реально высокая. Средняя З/П в 213 000₽ – хороший уровень даже в сравнении с разработчиками.
Возможность перейти в управление продуктом. Уровень понимания продукта и скиллов продуктового дизайнера хватает, чтобы перейти на управленческую позицию и дальше расти уже по грейдам менеджера.
Минусы
Высокий порог входа. Чтобы стать продуктовым дизайнером недостаточно просто круто рисовать интерфейсы, вы еще должны владеть навыком продуктовых исследований. Но во многих крупных компаниях наблюдается увеличение вакансий продуктовых ресерчеров, что определенно снимает часть нагрузки с продуктовых дизайнеров
Итоги. Что бы я делал, если начинал сначала?
Вообще этот пункт заслуживает отдельной статьи, так как объем полезной информации сравним с этой статьей. Поэтому если вам интересно как устроиться на первую работу – напишите в комментариях.
Сейчас на рынке труда в IT наблюдается очень нехорошая тенденция. Людей без опыта не готовы брать даже на джуниор позиции, а пробиться на более-менее адекватную, иногда даже неоплачиваемую стажировку бывает нереально. Крупные компании компании часто открывают стажировки, но они обычно проходят в крупных городах, а иногда вообще только в Москве или Питере. Что же делать?
Шаг 1. Набиваем руку и портфолио
Без портфолио вы – никто и звать вас никак. Даже если вы будете виртуозно владеть всеми терминами и знать инструменты, все равно будут смотреть на портфолио. Благо мы живем в век нейросетей, которые могут на несколько дней стать вашим условным «заказчиком».
Заходим в дипсик (потому что бесплатно) и пишем: составь ТЗ на разработку интерфейса мобильного приложения, логотипа, брендбука, визуальной коммуникации бла бла бла... Готово! У нас есть реальное (почти) ТЗ от заказчика. Приступаем к работе.
Шаг 2. Ищем стажировки или вакансии
Самый сложный, но самый важный этап. Тут вас ждет много боли и страданий. Куча написанных сопроводительных, созвонов и отказов. И все это ради того, чтобы попасть на джуниор позицию с З/П 50-70К рублей. Но вы ведь помните притчу про самурая?
Шаг 3. Работаем работу
После того, как вы уже успеете разочароваться в профессии, вам уже должен придти тот самый заветный оффер в студию или продукт вашей мечты. Человек, который наймет вас, скорее всего будет на 100% уверен, что вы безрукий овощ, который ничего не умеет и будет тупо руинить процессы. Но вы должны хотеть учиться, засиживаться на работе, когда другие отдыхают, всегда узнавать новое у коллег и расспрашивать даже самые мелкие детали.
Разбор подошел к концу. При выборе профессии главное помнить, что деньги и престиж не главное. Главное, чтобы вам было в кайф работать, а остальное уляжется. И в конце концов нас всех все равно заменять нейросети!
Если вам понравилась статья, то больше подобного вы сможете найти в моем телеграм канале