Куда движется российская гиг-экономика и почему она рискует погрязнуть в судах

Протесты профсоюза независимых рабочих Великобритании во время судов по делу Uber, 30 октября 2018 г., Лондон Фото: Паула Митчелл
Протесты профсоюза независимых рабочих Великобритании во время судов по делу Uber, 30 октября 2018 г., Лондон Фото: Паула Митчелл

Гиг-экономика – одна из самых крупных, самых перспективных и при этом самых неоцифрованных и нерегулируемых сфер экономики России. В марте 2021 года ФНС объявила, что рынок самозанятых составляет 2 млн человек и прирастает на 5 000 ежедневно. Согласно исследованию PwC, к 2025 году объем выручки фрилансеров увеличится до 13,84 трлн долларов. При таких темпах роста отсутствие законодательного регулирования может обернуться крупными неприятностями для всех участников рынка. Недавно мы запустили в РАЭК кластер Gig-economy, чтобы оцифровать отрасль и начать решать накопившиеся проблемы, и в этой колонке я расскажу подробнее о том, что всем грозит (спойлер - британский сценарий Uber) и о том, как выйти из сложившегося положения.

Каждый из нас регулярно пользуется агрегаторами такси, принимает посылки и еду от курьеров, заказывает услуги на YouDo или Profi.ru. Компании без проблем поручают разные задачи фрилансерам, более того – большинство из офисных сотрудников так или иначе сами хоть раз побывали фрилансерами. Многие ритейлеры уже используют сервисы вывода самозанятых part-time исполнителей, где всё та же модель убера разворачивается в направлении “синих воротничков”. Все это – гиг-экономика (Gig-economy, от Gig - подработка).

Термин “гиг-экономика” c одной стороны, новый, а с другой - ровесник iPhone 3G. То есть с одной стороны, 13 лет – очень короткий срок, с другой – с точки зрения технологий мы шагнули далеко вперед. Суть гиг-экономики гениальна и проста: с помощью цифровых платформ бизнес находит исполнителя и заключает с ним краткосрочный контракт, и платит не за человеко-часы, а по факту выполненных задач. Так компании могут привлекать неограниченное количество сотрудников под проекты, не раздувая штат. При этом привлекать можно как неквалифицированный труд, так и высококлассных специалистов, обладающих уникальной экспертизой, которых просто нереально нанять в штат.

Огромный плюс гиг-экономики состоит в том, что она не вытесняет классическую модель полной занятости, а дополняет ее. Как ни крути, людям нужен стабильный доход, а цифровые платформы, при всей своей крутости, не могут этого обеспечить. В то же время платформы дают миллионам людей возможность заработать больше, с умом распоряжаясь своим временем. А увеличение благосостояния, соответственно, стимулирует рост экономики в целом.

Несмотря на то, что у гиг-работников нет социальных гарантий, как у штатного персонала, многие люди выбирают именно этот способ заработка, так как в центре гиг-экономики находится человек, а не бизнес. Люди ценят то, что они сами выбирают, когда работать и откуда работать. При этом весомый вклад в развитие гиг-экономики добавляют и подрабатывающие время от времени в дополнение к основной работе. И число людей, занятых в гиг-экономике, постоянно растет.

Гиг-экономика захватывает мир

Исследование PwC на основании данных Forbes, 57 Million U.S. Workers Are Part Of The Gig Economy (данные на конец 2019 г.)
Исследование PwC на основании данных Forbes, 57 Million U.S. Workers Are Part Of The Gig Economy (данные на конец 2019 г.)

Гиг-экономика появилась в США еще в середине прошлого века вместе с первым агентством по найму временного персонала. С запуском технологических платформ Uber и Lyft гиг-экономика пережила настоящий бум: за короткое время она выросла в сотни раз. Сейчас модель Uber тиражируют многие успешные сервисы в США и Европе. Количество гиг-работников в США согласно исследованиям Small Business Labs, Gallup, Statista и Upwork составляет около 59 млн, в Европе по подсчетам Fortune – 24 млн. По прогнозам MBO partners к 2023 уже более половины населения США будут вовлечены в гиг-экономику.

Gig-экономика в мире: процент людей, которые регулярно пользуются цифровыми платформами (верхняя диаграмма) и пользовались цифровыми платформами в принципе (нижняя диаграмма) по странам По данными исследования Хартфордширского университета
Gig-экономика в мире: процент людей, которые регулярно пользуются цифровыми платформами (верхняя диаграмма) и пользовались цифровыми платформами в принципе (нижняя диаграмма) по странам По данными исследования Хартфордширского университета

Бурный рост гиг-экономики в отсутствие законодательных норм ожидаемо привел к катастрофе. В 2016 году водители Uber подали на компанию в Верховный суд Великобритании с требованием официально признать их работниками. В качестве доказательства водители привели трудовой договор с Uber, который допускал вольность трактовки. В феврале 2021 года суд вынес решение в пользу истцов и обязал компанию выплатить пострадавшим компенсацию. В очереди на рассмотрение в Верховном суде сейчас около тысячи подобных исков, которые, скорее всего, Uber также проиграет.

Фото: BBC news
Фото: BBC news

Компания несет колоссальные убытки, и все из-за того, что юристы допустили неточность в договоре - но в 2016 году никто не понимал, как работать с самозанятыми. На тот момент законодательных норм, которые могли бы подсказать верное оформление просто не существовало.

Проигрыш Uber в лондонском суде стал переломным моментом в развитии отрасли. В Европе сейчас всерьез обсуждают уравнивание прав гиг-воркеров с работниками, при этом зачастую используют популистскую риторику в духе “гиг-экономика отбрасывает трудовое право на 100 лет назад» (то есть такой формат занятости преподносится априори как навязываемый гиг-работнику, а его использование бизнесом – как заведомая эксплуатация). По “британскому” пути развития уже пошли Канада, Австралия, Чили и большая часть Европы.

Альтернативный вариант развития событий продемонстрировал Uber в США. В 2019 году в Калифорнии был принят закон, который приравнивал водителей к наемному персоналу. Uber не стал сидеть сложа руки и совместно с сервисом Lyft разработал регуляторную инициативу, которая предусматривает минимальную почасовую оплату и страховку для водителей, но при этом сохраняет за ними статус подрядчиков. Поправка в законопроект была вынесена на голосование и получила поддержку среди жителей штата. Таким образом, водители Uber остались в статусе самозанятых на законодательном уровне.

С одной стороны, Uber победил, и это круто. Однако на продвижение законопроекта компания потратила около 200 миллионов долларов. Чтобы возместить убытки, Uber повысил тарифы в Калифорнии на 20%.

Регулирование гиг-экономики в России: на грани кризиса

Поразительно, но в России, несмотря на активное продвижение темы самозанятых, до сих пор нет устоявшегося понятия, кого же считать гиг-работниками. В Википедии даже нет соответствующей страницы! А если нет четкого определения, то непонятно, как оцифровать рынок. Так, даже в исследовании PwC о гиг-экономике в расчет берут только фрилансеров, а ведь курьер Delivery, водитель Uber и даже выгульщик из Собаки-гуляки также являются ее непосредственными участниками.

Прогноз PwC на основании данных SIA. The Human Cloud, the Gig Economy &amp; the Transformation of Work, (данные на конец 2020 г.).<br />
Прогноз PwC на основании данных SIA. The Human Cloud, the Gig Economy & the Transformation of Work, (данные на конец 2020 г.).

Давайте попробуем прикинуть, сколько всего человек задействовано в гиг-экономике в России.

Согласно исследованию PwC на фрилансе работают 14 млн россиян. Объем выручки оценивается в 41 млрд долларов, страна входит в десятку экономик с крупнейшим в мире рынком фриланса. Кроме того, по итогам свежего исследования Avito и Data Insight на рынке частных услуг задействованы 9,4 млн человек, а объем рынка составил 6,2 трлн рублей. По данным ФНС от марта 2021 года количество самозанятых составило 2 млн человек, а ежедневный прирост - 5 000. Так что на сегодняшний момент их должно быть уже почти 2 млн. То есть мы уже насчитали около 25,4 млн человек, это более 17,6% всего населения страны. Впечатляющая цифра, не правда ли? Однако это еще не все!

Рынок услуг с апреля 2020 по март 2021 Исследования Avito и Data Insight
Рынок услуг с апреля 2020 по март 2021 Исследования Avito и Data Insight

Владельцы крупных сервисных платформ не раскрывают данные о количестве задействованных исполнителей, ссылаясь на коммерческую тайну. Даже по самым приблизительным подсчетам, сейчас цифровые платформы используют миллионы людей. При этом количество технологических платформ постоянно растет, а с ним увеличивается и число гиг-работников.

Гиг-экономика составляет огромный сегмент рынка, однако правительство, активно продвигая идею самозанятости, никак не оцифровывает эту сферу и не дает никаких определенных законодательных норм для регулирований, и это огромный риск для бизнеса.

Юридически отношения между самозанятыми и цифровыми платформами регулируются очень поверхностно. То есть в теории работник несет все риски, а агрегатор ни за что не отвечает, но на практике все ровно наоборот. Вспомните скандал с Яндекс.Едой, когда у курьера не выдержало сердце во время долгой смены. Теоретически, с точки зрения закона Яндекс.Еда вроде как не несет ответственности за самозанятых курьеров. В то же время я как клиент совершенно справедливо жду, что компания возьмет на себя заботу о здоровье и благополучии работников. И компания оправдала ожидания: ввела минимальную оплату труда, контроль за количеством смен у курьеров и обязательные медицинские осмотры.

Или взять, к примеру, такси. Предположим, водитель крупного агрегатора решил перед праздниками заработать побольше, и уснул за рулем в конце 12-часовой смены. Произошла авария. Кто виноват – водитель или агрегатор? Юридически ответственность за произошедшее ложится на водителя или таксопарк, подключённый к платформе, но клиент наверняка пойдет с претензиями именно к агрегатору. И, вероятно, суд встанет на его сторону.

Прогноз PwC на основании данных SIA. The Human Cloud, the Gig Economy &amp; the Transformation of Work, (данные на конец 2020 г.).
Прогноз PwC на основании данных SIA. The Human Cloud, the Gig Economy & the Transformation of Work, (данные на конец 2020 г.).

Сейчас рынок гиг-экономики в России растет, как на дрожжах, и при этом никто, ни сами гиг-платформы, ни работники не понимают в полной мере зону своей ответственности, слабо осведомлены о своих правах и обязанностях. Если в ближайшее время отрасль не будет сформирована, через пару лет количество ошибок достигнет критического предела и тогда нас всех ждет история Uber. Поэтому для компаний, задействованных в гиг-экономике, так важно консолидироваться и предложить адекватные меры регулирования.

Может ли рынок регулироваться сам

Фото: ТАСС
Фото: ТАСС

Платформы такси сейчас самостоятельно, без указки законодателей, вводят страхование жизни водителя и пассажиров для того, чтобы повысить уровень доверия к сервису, и это хорошая практика.

В Яндекс.Такси пошли еще дальше и в марте 2021 года предложили водителям программу страхования здоровья, в рамках которой компенсирует оплату больничных и оплачивают 50% страхового полиса. Теперь водители могут спокойно болеть дома, не опасаясь потерять заработок, а клиент не рискует заразиться гриппом от водителя, который вышел на смену, не желая терять деньги.

Яндекс.Такси – показательный пример самостоятельного регулирования отрасли, который наверняка будут перенимать и другие участники рынка. И это хорошо демонстрирует, что от этого выигрывают все — водители получат оплату «больничных», клиенты – гарантию качественного сервиса, а компания – позитивный имидж и рост выручки. Более того, с учетом количества занятых в гиг-экономике людей, рынок страхования тоже взлетит. Это один из множества примеров того, как от развития гиг-экономики выигрывают и другие сферы.

Однако для того, чтобы подобные инициативы стали золотым стандартом отрасли, важно оцифровать и консолидировать рынок. Игроки гиг-экономики – агрегаторы такси, сервисы доставки, джобборды, маркетплейсы услуг – должны собраться вместе и разработать методы внутреннего регулирования самостоятельно, либо в диалоге с государством для того, чтобы предотвратить надвигающийся кризис.

Гиг-экономика – это не просто тренд, это глобальное изменение в экономике.

У отрасли большое будущее, и мы готовы участвовать в его создании.

88
2 комментария

Комментарий недоступен

2
Ответить

 Яндекс.Такси (да и не только такси) – показательный пример как можно ставить раком всех кроме самого яндекса.

Ответить