Время

Давай продолжим разбирать твою эффективность со стороны. Любые компании, особенно на стадии стартапа, стремятся к максимизации прибыли. Чтобы приблизиться к этому, они часто пренебрегают стабильностью как операционной, так и стратегической. Не всегда можно понять глубинные причины такого поведения руководителей или собственников: вызвано ли это честолюбием, незнанием, суетой или чем-либо еще. Тебе это не должно быть важно, но нужно быть готовым к частым, даже очень, пересмотрам уже принятых решений и нововведениям.

Время

Как раз здесь тебе понадобиться управлять своим временем. Но в рамках нашего диалога сейчас мы возьмем этот термин немного шире: не только как распределение твоего времени как между задачам, так и внутри них. Некоторые задачи, естественным образом будут поделены на подзадачи, те в свою очередь еще и так далее. Уточню, что за «задачу» здесь мы возьмем отдельное требуемое от тебя действие или решение.

После ипотечного кризиса 2008 в России стала популярной профессия «кризис-менеджера». Как-будто с тех пор такой подход только усилился в общем менеджменте. Возможно, играет роль и русский авось — нам это не принципиально. Главное для нас — это ответ на вопрос: «что делать?».

Мы вернемся к комбинации критического мышления и многозадачности. Добавим сюда и навык с высокопарным названием problem-solving.

Problem-solving — навык анализа и решения сложных задач. Он включает в себя творческое и критическое мышление, навык анализа данных, разработки стратегий и принятия решений.

Это словарное определение, с него и начнем. У всех нас есть собственный алгоритм действий для большинства собственных задач. Этот механизм хорошо описан в «Думай медленно… Решай быстро» Д. Канеманна — Система 1, которая позволяет в автоматическом режиме выполнять наиболее рутинные для нас задачи. И хорошо бы она была развита у тебя достаточно, чтобы ты не отвлекался на рутину, которая, безусловно, будет.

Знаешь историю про банку с песком? Ту, где учитель просил своих учеников максимально заполнить стеклянную банку камнями, щебнем и песком. Суть состояла в том, что камни символизировали крупные жизненные события, щебень — события поменьше, а песок — рутину. И если начать заполнять эту банку с камней, уместив в нее как можно больше, повторить эту операцию с щебнем и только потом досыпать песка, получится все та же банка, но с более ярким содержанием. Рутина не должна отнимать у тебя жизнь и это первое, что должно быть автоматизировано в твоем SCOPE.

В нашем случае SCOPE это границы зоны ответственности и задач.

Сделай так, чтоб все мелкие повторяющие задачи и процессы проходили незаметно и не требовали от тебя большого фокусированная. Возможно, это потребует дополнительных усилий на старте, но ты скажешь мне спасибо позже: снежный ком новых задач всегда успеет тебя накрыть с головой. И уже лучше бы тебе быть хоть как-то к этому готовым. Перенеси в Систему 1 все, с чем ты не хочешь сталкиваться. Даже не важно, как ты это сделаешь: «делегировав» на коллег или подчиненных, путем автоматизации, оптимизации или вообще удаления. Важно именно то, что ты с ними не будешь сталкиваться настолько осознанно, чтоб рутина тебя отвлекала от решения более важных задач.

В начале моей карьеры в качестве лидера мне было сложно справиться с все увеличивающимся потоком новых проектов и задач. Они появлялись буквально из ниоткуда. Я понимал и принимал жестокую правду: пока наш стартап не принесет инвесторам достаточной прибыли, дополнительных ресурсов добиться будет сложно. Поэтому приходилось сильно нарушать work-life balance, как мы уже ввели этот термин, — перерабатывать. Ничего плохого в переработках нет, кроме физического и эмоционального выгорания. Поэтому первое, чему мне нужно было научиться, это распределение приоритетов. К сожалению, я начал с другой стороны, но это уже другая история.

Распределение приоритетов, а именно, определение важности и срочности каждой из задач, не такое уж и искусство, как тебя кто-то может убеждать. Скорее, вопрос дисциплины коллектива. Дисциплины именно за счет того, что компания, как и человек, может развиваться только при наличии какого-то направления, пусть даже этим направлением будет «везде». Чем ближе вы с командой, как вместе, так и по отдельности, будете идти к заданному компанией направлению, тем понятнее тебе будет и как распределить задачи по важности и срочности. И, конечно, у тебя есть и средства технического прогресса: необходимое программное обеспечение и большое количество теоретических материалов о том, как, все-таки, это делается.

Распределение приоритетов — один из базовых навыков человека. Как и много другое в нашей жизни, принципы такого распределения индивидуальны, но есть несколько, на мой взгляд, универсальных замечаний:

  1. Цени время — в нашем быстро меняющемся мире время становится мерой не столько изменений, сколько эффективности.
  2. Зри в корень — чем точнее ты определишь смысл задачи и ее соответствие целям компании, тем лучшее решение ты примешь.
  3. Будь спокоен — помни, что большинство рутинных задач уже должно было быть автоматизировано и у тебя, на самом деле, больше времени на принятие решения, чем кажется
  4. Умей учиться — новые данные должны приводить к новым знаниям, а новые знания — к новым навыкам.

Научившись отделять зерна от плевел, ты можешь продвинуться дальше: начать действительно решать проблемы. Объясню почему выполнить задачу или реализовать проект не значит решить проблему. Решить проблему — определить, найти и обезвредить некоторый риск или реализовать некую возможность. При выполнении задачи либо проекта отсутствуют два первых этапа: их за тебя прошел тот, от кого эта задача или проект прилетели к тебе. Для нас этап определения более важен — именно он включается в лидерскую роль. Это и есть видение, здесь я дополню, что видение можно использовать в рамках отдельного проекта — идея, лежащая в основе SCOPE.

С расширением SCOPE растет и значение софт-скиллов в твоих результатах. Неважно каким гением мысли ты можешь быть, если ты не способен отказаться от своего эго, выйти из собственных когнитивных искажений или попросить помощи в закрытии твоих слабых сторон, ты не станешь лучшей версией себя и не достигнешь желаемого результата.

Мой руководитель часто говорил мне на первых порах: «только преодолевая трудности, ты становишься сильнее». Пока я не научился расставлять приоритеты сначала в работе, а потом уже и в жизни (да, именно в таком порядке), я не мог реализовать свой потенциал.

Дополним определение эффективности: «… — это способность достигать максимального результата с использованием минимального количества ресурсов». В случае с компетенциями наоборот: нужно иметь довольно сильно развитые компетенции, чтобы получать больше на выходе.

Поставь лайк и подпишись! В Дзене, в ТГ

1
1 комментарий