Загадка будущего HR: какой потенциал для сферы кроет в себе ИИ
Применение искусственного интеллекта (ИИ) в HR остается загадкой для многих. Если внедрение умных технологий в других сферах происходит проще и понятнее (например, производство, транспортные услуги), то в HR все сложнее, так как речь идет о работе с уникальными человеческими способностями.
Расскажем, как ИИ спасает эйчаров, забирая у них рутину и выполняя то, на что человек не способен чисто физически.
ИИ в HR — история не про науку
По данным исследования, 46% предприятий не рассматривают применение автоматизированных технологий или не начали применять его, а 37% респондентов опасаются, что роботизированные помощники или ИИ могли бы выполнять их работу. HR — одна из сложнейших областей в ИИ по ряду причин:
- Субъективность. Люди по-разному оценивают себя и навыки, членов команды. В основу ложатся опыт и настроение. Полученные данные, как правило, отличаются от человека к человеку, менеджера к менеджеру, даже если задаются одинаковые вопросы. Кроме того, нужные для HR сведения строятся на «естественном языке», который сложно интерпретировать.
- Размытость концепций управления персоналом. Использование навыков для понимания роли человека в компании — точный способ получения данных, но даже эти показатели нужно анализировать с осторожностью. Например, два человека с навыками «межкультурного управления» могут по-разному смотреть на то, что это значит и какие в результате действия нужно предпринять.
- Применение науки к поведению человека трудно. Человеческий разум бесконечно сложнее, чем любая оптимизация транспортных маршрутов или стратегия ценообразования отелей. У нас никогда не будет достаточно данных, чтобы на 100% понять людей.
Иными словами, искусственный интеллект в HR не может быть слишком научным. Тем более, что в этой сфере полная автоматизация отдельных процессов невозможна, человеческий фактор все еще важен в вопросах коммуникации.
Умные технологии помогают HR в принятии решений
ИИ в HR не заменит функцию принятия решений, так как это слишком сложная задача. Но вместо этого умные технологии сделают понятнее определенные моменты в управлении персоналом (например, обучение и развитие, вакансии и резюме) и их взаимосвязь (между обучением и карьерными путями, резюме и уровнем мастерства). Понимание обеспечивает специальное ПО, которое включает в себя:
- Поиск нужной информации по ключевым словам;
- Рекомендации для различных сценариев HR-стратегии;
- Систематизацию аналитики, несмотря на сложность и масштабность.
Потенциал для каждого на практических примерах
Умные технологии для каждого пользователя дают разные возможности. Давайте проанализируем, как ИИ влияет на будущих сотрудников, членов команд и HR-отдел.
Сотрудникам ИИ поможет найти наставников, выбрать нужное обучение, даст советы по дальнейшему развитию карьеры. Кроме того, технологии можно настроить таким образом, чтобы люди чувствовали себя в них комфортно, как в социальной сети. Благодаря этому сотрудники будут регулярно обновлять свои данные, делиться достижениями с командой.
HR-команды с помощью ИИ оптимизируют процессы и ускорят доступ к нужным данным. Также это поможет снизить потребность в администрировании, улучшит аналитику и откроет дверь в «реальное» стратегическое планирование работы с людьми. У HR-экспертов появится время для оценки текущей ситуации в компании: в каких людях бизнес нуждается, какие навыки можно развить внутри команды, а какие — привлечь с фриланса и так далее.
ИИ позволяет и ускорить процесс поиска и найма кандидата: так, например, решение на базе искусственного интеллекта Sever.ai помогло больнице «Сокольская ЦРБ» Вологодской области найти и вывести на работу главврача из другого региона – робот оценил 296 подходящих резюме и, не найдя подходящего в этой области, изучил рынок в соседних регионах, где и был найден идеальных кандидат. Процесс занял гораздо меньше времени, чем это получилось бы у эйчар-специалиста.
Это некоторые из примеров положительного эффекта умных технологий. Большинство будущих возможностей еще предстоит определить.
HR-вызов в области искусственного интеллекта кроет в себе удивительный потенциал. Вопреки традиционным секторам, где уже присутствуют много научных подходов (например, никто не ожидал, что наука о данных будет применять статистику к ценам на отели), HR только начинает раскрывать потенциал своих данных и сценарии использования. Это настоящий скачок вперед как для HR, так и для ИИ, и мы можем ожидать, что автоматизация сферы будет глобальна в ближайшем будущем.