{"id":14268,"url":"\/distributions\/14268\/click?bit=1&hash=1e3309842e8b07895e75261917827295839cd5d4d57d48f0ca524f3f535a7946","title":"\u0420\u0430\u0437\u0440\u0435\u0448\u0430\u0442\u044c \u0441\u043e\u0442\u0440\u0443\u0434\u043d\u0438\u043a\u0430\u043c \u0438\u0433\u0440\u0430\u0442\u044c \u043d\u0430 \u0440\u0430\u0431\u043e\u0447\u0435\u043c \u043c\u0435\u0441\u0442\u0435 \u044d\u0444\u0444\u0435\u043a\u0442\u0438\u0432\u043d\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f71e1caf-7964-5525-98be-104bb436cb54"}

Дефицит ИТ-специалистов: кто виноват и что делать

По прогнозам экспертов, в России к 2027 году дефицит ИТ-специалистов может достигнуть 2 млн человек. Директор по персоналу компании «Цифра» Валерия Миненкова рассказывает о том, откуда этот дефицит берется, что можно сделать для решения проблемы и что уже делается.

Согласно недавнему опросу MAXIMUM Education и портала «Навигатор поступления», треть выпускников школ в 2021 году собирается поступать в ВУЗы на ИТ-специальности. Учитывая, что у нас в этом году около 697 тыс. выпускников, это около 230 тыс. человек, и этого количества российской экономике, которая с каждым годом становится все более цифровой, недостаточно. Согласно Минцифры, сегодня дефицит ИТ-кадров составляет от 500 тыс. до 1 млн человек, и, как прогнозируют эксперты, может увеличиться до 2 млн к 2027 году. Отсюда два извечных русских вопроса: кто виноват и что делать.

Откуда берется спрос на ИТ-специалистов

Я занимаюсь подбором специалистов для технологической сферы уже почти 20 лет — с тех пор, как стала бизнес-партнером по HR ИТ-департамента в «Филип Моррис». До 2010 года в этом направлении все было спокойно, потом спрос начал постепенно нарастать — за цифровизацию взялись банки, открывая центры разработки в России. К ним присоединилась розница, «Яндекс» и Mail.ru начали строить свои экосистемы, чтобы диверсифицировать бизнес. В результате мы сегодня имеем банки, ритейлеров, телеком-операторов и пару многопрофильных ИТ-гигантов с масштабными ИТ-экосистемами, требующими специалистов для развития новых сервисов и техподдержки.

Медленно, но верно в новом десятилетии цифровизация захватывает промышленные предприятия, и им тоже нужны, или в скором времени будут нужны, ИТ-команды для реализации проектов цифровой трансформации и создания прикладных сервисов. Как это водится у нас в России, каждый стремится проводить цифровизацию собственными силами, инвестируя в создание собственных ИТ-команд. Это не баг, это фича, часть нашей культуры — каждый строит свою лавку. Этому есть две причины: безопасность и тот факт, что в развитии ИТ наши предприятия видят залог укрепления конкурентоспособности и роста бизнеса, а все, что связано с этими двумя понятиями, принято держать под собственным контролем.

В ближайшее время спрос на ИТ-специалистов будут формировать промышленники и ИТ-компании, с ними работающие, причем не редко за пределами Москвы и Петербурга. Таким образом, стоит задача не только завлечь людей в ИТ, обучить и удержать в профессии, но и заманить их на работу в промышленные регионы. «Цифра» — как раз из числа ИТ-компаний, чьи продукты ориентированы на промышленность, и у нас открыты вакансии бэкенд, фронтенд, тестировщиков DevOps. К этому списку добавим нехватку кадров не ИТ-специальностей, но с хорошим знанием технологий и производства. Например, нужны менеджеры по продуктам со знанием ИТ и производственных процессов (Product Manager) и инженеры, готовые взяться за масштабные проекты роботизации промышленности (например, беспилотный карьер).

Осложняет ситуацию тот факт, что на ИТ-рынке нет границ, поэтому международная конкуренция за кадры всегда была и будет. Многие, что вполне логично, хотят работать на раскрученных ИТ-гигантов — Google, Apple, Microsoft. Если оттуда поступит предложение, вероятность того, что российский ИТэшник согласится, весьма велика: там интересные проекты и интересные зарплаты. Хотя, согласно тому же опросу MAXIMUM Education, в списке привлекательных работодателей для будущих ИТ-специалистов есть и российские компании — «Яндекс», Сбер, Mail.ru. У них конкурентная зарплата, интересные задачи, проекты и современная корпоративная культура.

Где взять 2 млн ИТ-специалистов

Чтобы обеспечить приток людей в отрасль, о востребованности и крутости ИТ-профессий уже вещают по всем каналам и представители правительства, и зарубежные и отечественные ИТ-селебрити. Но на одном хайпе далеко не уедешь. Во-первых, ИТ — это сложная дисциплина, требующая определенного склада ума и сильных математических знаний. Те, кто приходит на ИТ-факультеты на хайпе, думая, что это легко и просто, отваливаются уже в процессе обучения. То есть нам определенно нужно начинать привлекать в профессию тогда, когда дети впервые начинают задумываться о выборе жизненного пути — в 9-10, а то и в 5-7 классах, или даже раньше — рассказывать о профессии, объяснять, почему это круто и что нужно изучать, чтобы стать вторым Илоном Маском. На это хорошо работают музеи робототехники и интерактивные профориентационные центры для детей, и, возможно, мобильные компьютерные игры (подрастающее поколение не выпускает мобильники из рук). Во-вторых, ИТ-профессии все еще не слишком популярны среди девушек из-за устойчивого гендерного стереотипа. Женщин и мужчин в ИТ примерно равное количество, но программист, инженер, разработчик и другие технические профессии обычно достаются мужчинам, тогда как женщины в ИТ в основном работают в маркетинге или в дизайне, часто не в разработке, а в тестировании. Родители в три раза чаще ИТ-профессию рекомендовали бы сыновьям, чем дочерям. То есть, требуются активности по разрушению стереотипа, что ИТ — не для девчонок.

О качестве образования можно спорить сколько угодно. Но, думаю, спорить о том, что студентам нужно больше практики во время обучения и что специалистов нужно готовить на опережение — то есть учить будущим технологиям, а не нынешним, — никто не будет. У нас есть мощные образовательные центры как в столицах, так и в регионах, их и нужно развивать: усиливать финансирование, насыщать программы практикой, приглашать преподавателей с богатым практическим бэкграундом и мировыми именами, давать студентам больше свободы в выборе дисциплин и форматов обучения. Я лично с большой симпатией отношусь к идее позволить студентам посещать курсы за пределами ВУЗа в рамках программы обучения, в том числе корпоративные курсы. Например, «Цифра» уже третий год ведет онлайн-практикум «Цифровое производство» для промышленников и студентов технических специальностей, на котором практики делятся своим опытом по цифровой трансформации различных отраслей промышленности. Так мы стремимся не только просветить нашу аудиторию в области цифровых технологий, но и показать, что работа ИТ-специалиста в промышленности может быть не менее увлекательной, чем в «Яндексе» и Google.

Также на качество образования положительно повлияет сотрудничество технологических компаний с ВУЗами: открытие новых кафедр, создание корпоративных центров при учебных заведениях, привлечение сотрудников для практической подготовки студентов. Так, например, налажено сотрудничество «Яндекса» с Высшей школой экономики, у той же ВШЭ есть магистерская программа, разработанная совместно со Сбером. Если вернуться к промышленности, то «БелАЗ» создает инновационный центр компетенций на базе Санкт-Петербургского горного университета, где большое внимание будет уделено информационным технологиям. В рамках стратегического партнерства «Цифра» предоставит для этого центра свои ИТ-разработки для горной промышленности.

Кроме того, чтобы учить студентов будущим технологиям, нужна сильная научная база, которая и будет эти будущие технологии развивать. Wifi, Bluetooth, VPN, распознавание лиц, искусственный интеллект — всего лишь несколько технологий, которые вышли из научных центров и лабораторий и широко используются сейчас. Впереди квантовые компьютеры, другие прорывы, которые изменят жизнь многих людей. Их авторами станут нынешние студенты и школьники, те, кого мы сегодня заинтересуем профессией и наукой, в том числе благодаря тесной коллаборации научных центров, ВУЗов и бизнеса.

0
234 комментария
Написать комментарий...
Денис Мамаев
хорошо работают музеи робототехники

Дальше можно было не писать.

Ответить
Развернуть ветку
Цифра
Автор

В данном контексте, "хорошо работают" - способствуют пробуждению интереса. А вот насколько хорошо они работают - отдельный вопрос.

Ответить
Развернуть ветку
Денис Мамаев

Что такое "краеведческий музей" - общеизвестно: https://yandex.ru/search/?text=%D0%BA%D1%80%D0%B0%D0%B5%D0%B2%D0%B5%D0%B4%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5%20%D0%BC%D1%83%D0%B7%D0%B5%D0%B8&lr=74
Загуглите "музеи робототехники".
Музеи, по общепризнанному мнению, занимаются памятниками (истории, культуры и т.д.):  https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D1%83%D0%B7%D0%B5%D0%B9
О памятниках робототехники пока известно не настолько много, чтобы посвящать им музеи (во множественном числе). И тем более, не приходится говорить о значительном вкладе музеев робототехники в образование и профориентацию.

То, что вам приходится объяснять совершенно очевидные вещи - подтверждает известный мем об эйчарках.

Ответить
Развернуть ветку
Цифра
Автор

Денис, музеи бывают разные. И они уже давно не только памятниками занимаются, но и демонстрацией достижений техники, а также популяризацией науки и педагогической деятельностью. Например,
https://computerhistory.org/exhibits/ или https://mitmuseum.mit.edu/. Хотелось бы, чтобы такие музеи появились у нас в России. Возможно, слово "музей" сейчас слишком широко используется, что может быть связано с тем, что расширяются границы деятельности музеев. У вас может быть свое мнение, что такое музеи и чем они должны заниматься, а также свой взгляд касательно вклада "музеев" робототехники в образование и профориентацию, который не обязан совпадать с мнением автора статьи. Спасибо, что вы его высказали, это помогает видеть проблему с разных сторон.

Ответить
Развернуть ветку
231 комментарий
Раскрывать всегда