Барьеры в развитии команды
Привет, VC. Меня зовут Алексей Бруевич, и я руковожу продуктовой разработкой Почты Mail. Я управляю командами уже больше 7 лет, и за это время часто встречался с барьерами, когда заходил вопрос о развитии команды. Хочу поделиться своим опытом и наблюдениями.
Разговор о развитии
Когда я спрашиваю руководителей команд, как они развивают сотрудников, то мне обычно отвечают: «Никак, потому что»:
- я не знаю, куда их растить;
- если они вырастут, то уйдут;
- зачем их растить, пусть сами растут;
- я про это не думал, и т. п.
Почему же у руководителя могут возникнуть такие мысли? Даже если он хочет развивать сотрудников, ему обычно не хватает времени, у него много забот, к каждому нужно искать свой подход, да и просто человек может слишком уставать.
Как всё это преодолеть и всё же начать развивать своих сотрудников? Я считаю, что противовесом страхам и барьерам может выступить понимание причин их возникновения и ценности результатов развития.
Исследуем мотивацию
Когда вам ставят задачу, весомость которой вы не понимаете, вы всячески стараетесь избегать её. И взявшись за неё наконец, решать будете через силу. Если же вы считаете задачу важной — ценной, — то будете относиться к ней иначе. Вместо обузы она превратится в мотиватор, дающий энергию.
Чтобы помочь руководителям команд понять важность развития сотрудников, я обычно спрашиваю:
- Что от этого получит команда?
- Что от этого получит бизнес?
- Что будет, если не растить сотрудников?
- Что от этого получишь ты? (Пусть это и эгоистичный, но, пожалуй, самый важный вопрос, ведь именно руководитель будет тратить своё время и энергию на развитие сотрудника).
(К слову, так можно взвесить на «весах ценности» любую задачу).
По ответам иногда сразу становится понятно, что человек не верит в свои слова. Тогда я задаю проверочный вопрос: «По шкале от 1 до 10 насколько ты понимаешь ценность развития людей и хочешь их развивать?» Если мне называют 7 или ниже, то я продолжаю спрашивать до тех пор, пока мой собеседник не найдёт обоснование, которое его вдохновляет, и не захочет — действительно захочет! — развивать сотрудников. Возможно, придётся провести несколько бесед, поскольку понимание истинной ценности — ключ к успеху.
Бывает, что человек так и не находит в себе мотивацию, в этом нет ничего страшного. Возможно, у него сейчас слишком много забот, с которыми нужно разобраться, прежде чем развивать команду.
Исследуем барьеры и страхи
Когда хорошо понимаешь, что тебя пугает и что мешает достичь целей, то лучше понимаешь себя и несовершенство рабочих процессов и систем. Тревожность снижается и вы можете сосредоточиться не на своих переживаниях, а на способах решения задачи.
Приведу пример. На совещании руководитель на повышенных тонах задаёт много вопросов про задачу, и видно, что он недоволен. Что при этом может думать сотрудник:
- «Мною недовольны, я сделал что-то не так». Защитная позиция, рефлексия.
- «Меня уволят». Тревожность, переживания.
- «Начальник не видит мой вклад, зачем тогда напрягаться?» Демотивация.
- «Начальник никуда не годится». Лучшая защита — нападение.
Однако поведение руководителя может быть вовсе не связано с состоянием проекта. Возможно, человек просто плохо себя чувствует, или кто-то ему испортил настроение, или у него была неудачная встреча с заказчиком, и он просто выпускает пар, хотя может быть вполне доволен работой сотрудников. А если гадать о причинах его недовольства, то люди будут тратить энергию и время не на решение задач, а на переживания.
Откуда берутся барьеры?
Когда я говорю о барьерах, то выделяю два действующих лица — вас самих и систему, в которой вы находитесь. К системам можно отнести команду, подразделение, отдел, всю компанию.
Ключевой вопрос, который я призываю задавать себе, когда вы говорите, что что-то невозможно: «Где находится это "невозможно", у вас в голове или навязано системой?» И почему вы так считаете (как бы вы ни ответили)?
Рассмотрим пример из жизни. Сотрудник говорит: «У меня есть знакомый тестировщик в нашей компании, который хочет стать программистом, жаль, что это невозможно». А кто сказал, что это невозможно? Просто вы таких людей не знаете, или в уставе компании написано, что нельзя поменять профессию?
Очень часто барьеры не навязаны со стороны, а возникают у нас в голове. Мы сами их создаём!
Давайте теперь посмотрим, как мы взаимодействуем с системой. Находясь внутри неё, мы узнаём её правила и закономерности, что такое хорошо, что такое плохо и т. п. Например, у программиста есть регулярные собрания, к нему приходят с задачами из других подразделений. Возглавив команду, у вас расширяются полномочия и вы начинаете видеть систему иначе: вы понимаете, что надо за зарплатой и мотивацией людей, познаёте процесс найма и увольнения, и т. п. Поднимаясь всё выше по карьерной лестнице, ваш горизонт обзора системы будет отодвигаться всё дальше. И так пока вы не возглавите компанию.
То есть постепенно мы всё лучше понимаем систему. Из этого вытекает довольно важное следствие: наш руководитель знает её лучше нас, и это можно и нужно использовать!
Когда руководитель говорит, что не знает, как растить своего сотрудника, возможно, он сейчас просто не видит возможностей, о которых может знать его начальник. Поэтому я обращаюсь к своему руководителю, если вдруг не вижу вариантов развития своего сотрудника, но считаю, что он мог бы быть полезен для компании.
Ремарка. Также отмечу, что системы динамичны. И если раньше вам система по каким-то причинам мешала, это не означает, что всё осталось по-прежнему. Возможно, этого барьера уже нет. Следите за изменениями и ищите пути решения задач, которые не удалось решить раньше.
И ещё одно замечание. Менять систему (снизу) очень сложно, обычно система сильнее вас. Её меняют сверху. Если вы видите в системе недостатки и хотите что-то поменять, то лучше сделайте свою маленькую систему, но об этом чуть позже.
Примеры барьеров
Давайте рассмотрим примеры возражений, когда нужно развивать сотрудников.
Ситуация №1
— Почему ты не развиваешь своего сотрудника? Он себя хорошо проявляет.
— Ну а куда мне его растить? У нас нет позиций для него.
Расти можно не только вертикально, но и горизонтально, увеличивая зону ответственности. Например, у сотрудника может вообще не быть подчинённых, но зато можно разрешить ему серьёзно менять работу подразделения. И напомню, что система не статична: приходят и уходят люди, покупают новые бизнесы. Возможно, через полгода вам потребуется руководитель, и если сейчас его не подготовить, то потом с этим будут сложности.
Как обычно делаю я:
- Подробно спрашиваю, куда хочет развиваться сотрудник. Через проверочный вопрос «от одного до десяти» уточняю, насколько человек действительно заинтересован в этом. Возможно, для этого понадобится несколько встреч.
- Решаю, где мне нужны улучшения, но не хватает ресурсов. Идеально, если мои потребности и желания сотрудника совпадают.
- Предлагаю сотруднику наиболее близкий к его желаниям и моим потребностям способ.
В результате все довольны: я решил проблему, помогу человеку расти и повысил общий профессионализм команды. Теперь можно брать более амбициозные, сложные задачи, которые помогут расти и мне.
Ситуация №2
— Почему ты не развиваешь своего сотрудника? Он себя хорошо проявляет.
— Сейчас я его выращу и он уйдёт в другую компанию.
А что будет, если сотрудника вообще не растить? Вероятно, ему станет скучно и он точно задумается об уходе.
Второй вопрос: почему он сразу должен захотеть уйти, если помочь ему вырасти? Насколько хорошо вы знаете мотивы конкретного сотрудника? Что держит его в компании? Если компания вкладывается в человека и ему приятно здесь работать, то зачем уходить?
Как обычно делаю я:
- Изучаю мотивы и цели человека. Ищу точки пересечения с моими потребностями.
- Создаю условия для трансформации:
1. рост внутри команды: можно давать более сложные задачи;
2. переход в другую команду под моим руководством (на новую роль);
3. смена профессии (например, тестировщик хочет стать программистом).
Про последний вариант меня часто спрашивают: «А разве так можно?» Почему бы и нет? Это же не запрещено, поэтому и не должно быть ментальным барьером.
Про свою систему
Выше я говорил, что вместо попыток менять большую систему создайте свою, маленькую, но позволяющую решать ваши проблемы. Например, чтобы ваши сотрудники могли расти внутри команды и менять профессию. Но помните, что ваша система должна не конфликтовать, а дополнять и улучшать большую систему, иначе её «раздавят».
Ремарка. Со временем я пришёл к мнению, что уход человека в другую компанию — не трагедия. Хотя раньше очень переживал. Теперь я считаю, что когда выращиваю специалиста, который всё равно когда-нибудь уйдёт, то помогаю развивать всё ИТ-сообщество. И нужно строить команду так, чтобы она была устойчива к уходу сотрудников.
Ситуация №3
— Почему ты не развиваешь своего сотрудника? Он себя хорошо проявляет.
— [Какая-то отговорка] (на самом деле мысли: «Сейчас я его выращу и стану не нужен»)
Есть компании, в которых если кто-то лучше тебя, то тебя заменят. Я надеюсь, что вы работаете не в такой организации. А в нормальных компаниях, я считаю, руководитель должен выращивать специалистов ещё лучше себя.
Когда возникает такое возражение, спросите:
- «Какие будут последствия для себя и команды, если ты не будешь растить?»
- «Что будет с командой, если ты останешься в ней самым умным?»
- «На кого ты сможешь положиться, когда нужно будет пойти в отпуск? Насколько устойчива к твоему отсутствию такая система?»
- «Как ты можешь расширять команду: брать более сложные задачи, выходить на новые направления?»
Столкнувшись с таким барьером, я сначала ищу способы успокоить собеседника:
- Спрашиваю, чего именно он боится?
- Выясняю, почему он считает, что станет ненужным? Какие этому есть подтверждения или проявления?
- Спрашиваю, что мой собеседник считает своими сильными сторонами?
- И обсуждаю, что будет, если эту работу станет делать кто-то другой?
Так я помогаю человеку перестать видеть в развитии сотрудников угрозу для себя.
Всегда ли нужно растить людей?
А теперь минутка интриги: не всегда нужно растить сотрудников. Для себя я в первую очередь оцениваю, насколько человек заинтересован в своём развитии, насколько он готов в этом участвовать (как бы парадоксально это ни звучало). Для этого я мысленно отношу сотрудника к одной из трёх ролей:
- «игрок»: сотрудник хочет и стремится развиваться, возможно, уже сам начал это делать;
- «аутсайдер»: сотрудник пытается уклониться от этого, но если немного поменять его точку зрения, то у него возникнет стремление к развитию;
- «зритель»: сотрудник просто наблюдает за вашими попытками причинить ему счастье, но при этом ничего не делает.
На «зрителей» я трачу время в последнюю очередь.
Также было бы странно заботиться о развитии человека, которого вы хотите уволить, временного сотрудника в проекте, а также того, чья низкоквалифицированная роль не подразумевает роста.
Итоги
Несколько мыслей напоследок.
Рефлексия — очень важный элемент в работе руководителя. Да и в целом очень важно исследовать себя, понимать свои подсознательные мотивы и страхи.
Не надо создавать в голове барьеры, которых в реальности не существует. Часто мы сами закрываем себе пути к развитию и вообще к новому.
Создавайте новые системы. Будьте творцами правил и схем, только не забывайте оценивать их реализуемость.
Всем отличного дня!